![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблема национального характера в этнопсихологии
При описании личности в разных культурах используются разные измерения. Модели личности культура запада и востока. Личность в культурах запада: стабильная, способная сопротивляться внешнему влиянию, более или менее интегрированная целостность, имеющая уникальную конфигурацию черт. Восток: модель личности как взаимозависимой; при описании себя приоритет отдается ролям и межличностным отношениям с членами своей группы; личность рассматривается как зависимая от влияния окружающих людей (эта зависимость оценивается как отражение гибкости и личностной зрелости).
В этнопсихологии существовала проблема исследования национального характера (еще до наших дней). Заметки путешественников Национальный характер разными учеными понимался по-разному. К концу ХХ века это понятие было заменено понятием интеллекта.
Принципы, важные при изучении национального характера: 1. Характер этноса – это не сумма характеров его отдельных представителей. Характеры этноса – это фиксация типических черт, которые присутствует в разной степени и в разном сочетании у значительного числа индивидов. 2. Недопустимо рассмотрение какой-либо черты достояние отдельной этнической общности. Универсальны не черты, а их структура и содержание. 3. Черты национального характера можно понять только при изучении истории народов, общественного строя и культуры.
Дюби (фр.). Ментальность – это система образов, которые лежат в основе человеческих представлений о мире и своем месте в нем. Базовые измерения ментальности (разные ученые предлагали разные: труд и время, иерархия ценностей и т.д.). В настоящее время В. Лурье: измерения ментальности: 1. Источник добра – «мы-образ», т.е. образ группы, наиболее выпуклый в структуре идентичности представителей этноса, некоторый покровитель, который помогает добру побеждать зло. 2. Источник зла – они или чужие 3. Способ, при котором добро побеждает зло. 4. Вероятность, с которой добро побеждает зло (Стефаненко).
Британский ученый Дж. Горер в начале ХХ в.: русский национальный характер связан с обычаем тугого пеленания младенцев (также Мид, Эриксон и пр.). Этот обычай закладывал определенный стиль жизни – чередование периодов длительного бездействия с коротким всплеском бешенной активности. Сорокин: этот стиль жизни подкрепляется и другими сторонами существования русского народа (климатические условия, этапы жизни русского народа). Бердяев: основа русской души – 2 противоположных начала: 1) природная, языческая, дионическая стихия 2) аскетически монашеское православие.
1. Источник добра – община (ценностно-ориентационная, защитная функция). Взаимопомощь, щедрость, разделение труда, многочисленные формы проведения совместного досуга. Покровитель – князь, царь. 2. Источник зла – государство (бюрократия). 3. Не закон, а милосердие. Бездействие (судьба). 4. В разных социальных ситуациях вероятность различна. Типичным для русского человека является: мир в общем рассматривается как благоприятный, в прошлом русский ищет нравственность, утешение, вдохновение; настоящее чаще всего не устраивает, впереди ждет счастливое будущее.
|