![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принцип развития в психологии
Подразумевает то, что любое психическое явление может получить адекватное объясненное только в том случае, если она становится предметом изучения в развитии. Принцип развития реализуется в нескольких направлениях психологического развития: - онтогенез – индивидуальное развитие человека (пр., Эльконин, Божович) - филогенез – история развития общества (Леонтьев – эволюция развития психики) - историогенез – развитие в зависимости от того исторического этапа, на котором находится человек (Э. Фромм – теория социального характера) - персоногенез – этапы личностного становления (Роджерс, Маслоу) - культурогенез – зависимость формирования человека от специфики культуры (культурно-историческая концепция Выготского) Критериями использования принципа развития в той или иной теории является, пр., выделение стадий развития, кризисов развития, описание новообразований на каждом этапе, описание регресса или прогресса развития, указание на необратимость развития. 4. Определения и основные характеристики процесса развития: необратимость, единство прогрессивных и регрессивных тенденций, неравномерность и др. Анцыферова Л.И. трактует принцип развития так: под развитием понимается изменение или функционирование системы, сопровождающееся возникновением качественных новообразований. Анцыферова выделяет следующие особенности такого процесса: 1) Необратимость. Возвращение системы на исходный уровень функционирования возможно лишь по одному или нескольким показателям (полное восстановление того, что было раньше, невозможно). 2) Прогресс и регресс. Любое развитие включает в себя прогресс и регресс. Прогрессивное развитие обязательно включает в себя элементы регрессии, т.к. выбор одного из направлений развития оставляет нереализованными другие. 3) Неравномерность развития. Периоды резких качественных скачков сменяются постепенным накоплением количественных изменений. 4) Зигзагообразность развития. Неизбежным в процессе развития является не только замедление, но иногда и регресс (возвращение назад). Ухудшение функционирования системы обуславливает новой подъем. В зигзагообразном развитии выделяются 3 фазы: 1. Фаза дезорганизации и кризиса (завершается перестройкой и возникновением новой структуры). 2. Сензитивный период (это период быстрого развития и реализации новых возможностей). 3. Критический период (происходит снижение темпов развития и повышение уязвимости системы). 5) Переход стадий развития в уровни. При появлении нового уровня функционирования старый не уничтожается, а сохраняется, включая специфичные для него функции (соответствующие одному из иерархических уровней новой системы). 6) Тенденция к устойчивости. Предполагает сохранение достигнутого и воспроизведение сложившихся типов функционирования.
|