Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Законодательство о защите конкуренции на рынке финансовых услуг (общая характеристика)
З-н РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» определяет организационные и правовые основы предупреждения и пресечения: -монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; -ограничения конкуренции ФОИВ, ОГВ субъектов РФ, ОМСУ, иными наделнными правами или функциями указанных ОГВ органами или организациями. З-н направлен на обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности на территории РФ и на создание условий для эффективного функц-ния товарных рынков. Антимонопольное з-во основывается на Конституции РФ и состоит из З-на о конкуренции, ФЗ, регулирующих особый круг отношений, и подз-ных актов. З=н о конкуренции действует на всей территории РФ. Под монополистической деятельностью он понимает противоречащее антимонопольному з-ву действия (бездействия)хоз субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Запрещаются действия (бездействия) хоз субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение или устранение конкуренции и (или) ущемление интересов др. хоз субъектов, в том числе такие действия как: 1.изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита; 2.навязывание контрагенту невыгодных условий договора; 3.создание условий доступа на рынок, обмена, потребления, производства, реализации товара, которые ставят 4. или несколько хоз субъектов в неравное положение по сравнению с др хоз субъектом; 5.создание препятствий доступу на рынок; 6.нарушение установленного порядка ценообразования; 7.установление, поддержание монопольно высоких (низких) цен; 8.сокращение или прекращение производства товаров, на которые есть спрос, при возможности их безубыточного производства; 9.необоснованный отказ от заключения договора. Антимонопольное регулирование Анализ ФЗ «О защите конкуренции» Цель: создание условий для эффективного функционирования рынка. В ФЗ запреты на различные анти - конкурентные действия, к которым могут относиться и методы ведения бизнеса или акты и действия органов власти, направленные на ограничение, ущемление конкуренции. Монополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующим субъектом, (группой лиц) своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенны е антимонопольным законодательством, а также иные действия, а равно бездействие, признанные в соответствии с законом монополистической деятельностью. Группу лиц можно определить как совокупность юридических и физических лиц, которые в результате закрепленных в статье 9 ФЗ способах контроля и влияния друг на друга рассматриваются в определенных случаях как единый субъект рынка. Доминирующее положение на рынке – доминирующим признается исключительное положение хозяйствующего субъекта, группы лиц либо нескольких хозяйствующих субъектов, групп лиц, на рынке определенного товара, дающие возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и/или устранять с этого рынка других участников, и/или затруднять доступ другим участникам. (Качественный критерий) ! Само по себе доминирующее положение не является правонарушением! Нарушением является ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ! Количественные критерии: 1. презюмируется доминирующее положение, если доля рынка более 50% (при этом может быть доказано, что доминирующее положение отсутствует, т.к. отсутствуют качественные составляющие доминирующего положение – доказывает субъект); 2. может быть установлено доминирующее положение, если доля рынка от 35% от 50% (доказывает ФАС); 3. если доля менее 35% - доминирующее положение установлено/ признано быть не может (по общему правилу). Исключение: снижен порог для финансовых организаций: у них порог 25% (примерно), для организаций электроэнергетики (примерно 25%)
Всегда признается доминирующим положение хозяйственного субъекта, который относится к субъектам естественной монополии / на рынке, находящегося в состоянии естественной монополии
ФАС ведет реестр хозяйствующих субъектов, доля которых на рынке более 35%, который носит статус: информационного ресурса. Сам факт включения в этот реестр может оспариваться в суде. ФЗ «О защите конкуренции» (Статья 10) устанавливает запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением. Субъекту, занимающего доминирующее положение на рынке, запрещается действие, бездействие, результатом которых мб ограничение и устранение конкуренции, а также ущемлении результатов других лиц. Злоупотребление может проявляться в виде действий либо бездействия, результатом которых является или может являться недопущение ограничения или устранения конкуренции (ущемление интересов других лиц). В ФЗ перечень действий и бездействий – незакрытый. Установлен перечень злоупотреблений, направленных на ограничение либо устранение конкуренции. При этом к части злоупотреблений может быть применено правило «разумности», и они могут быть разрешены ФАС. Однако существуют категории, которые находятся под абсолютным запретом. Недопустимо! (запрещены действия): - установление и поддержание монопольной низкой цены - изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия повлекло повышение цены товара (искусственный дефицит) - установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены фин. услуги - нарушение установленного НПА порядка ценообразования. Ну так-то их можно признать Статья 12: Допустимые действия. Статья устанавливает критерии допустимости.
Статья 11 устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов, в т.ч. на раздел товарного рынка. При этом также возможны варианты допустимости соглашений (например, договор коммерческой концессии).
Помимо доминирующего положения на рынке возможна форма монополизации рынка в виде соглашений между хозяйствующими субъектами. Соглашение – предварительная договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе либо нескольких документах, а также устная договоренность. Можно выделить: 1. Вертикальные соглашения – соглашения между хозяйствующими субъектами, которые между собой не конкурируют, а являются потенциальными продавцами, покупателями. Критерии допустимости: · если договор концессии, · (и) или доля конкурентов на рынке составляет не более 20% 2. Горизонтальные (более опасные) / картельные соглашения. Опасны, т.к. туда вступают конкуренты, т.е. они должны между собой бороться, а они за глаза договариваются П.: Соглашения, направленные на раздел товарного рынка (по ассортименту, напр), навязывание невыгодных условий конкуренту.(в ст 11 девять подпунктов таких горизонтальных запрещенных соглашений)
Помимо соглашений ФЗ выделяет согласованные действия (статья 8). Для признания действий хозяйствующих субъектов согласованными, необходимо доказать, что (критерии согласованных действий): ü результат таких действий соответствует интересам каждого из хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них; ü действия каждого изхозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, объективно существующих на данном рынке и влияющих на всех участников данного рынка (нет предварительной договоренности). Наблюдается переход от конкурентной борьбы к сознательной, но неоговоренной кооперации П.: цены на тарифы, сырье. Основной формой предотвращения злоупотребления является институт контроля за экономической концентрацией хозяйствующего субъекта, кроме того существуют механизмы пресечения антимонопольных нарушений. Задачи анти - экон. концентрации – недопущение возникновения или усиление доминирующего положения субъекта, а равно группы лиц на рынке, если это может привести к ограничению или устранению конкуренции. Процедура контроля заключается в согласовании с ФАС ряда сделок и действий по главе 7 ФЗ, при этом контроль мб предварительным и последующим. Предварительный: рассмотрение ходатайств о даче согласия на рассмотрение сделок (для наиболее опасных сделок) Последующий: уведомление ФАС об уже совершенных сделках. В уведомительном порядке согласовываются сделки и действия, совершаемые внутри одной группе лиц, а также сделки и действия, что предусмотрены НПА Президента и правительства. Т.е. эти сделки не считаются опасными. Они всего лишь совершают мелкие сделки, а совокупная доля при этом не меняется.
1 группа критериев: сделки и действия: (когда необходимо согласование) - слияние коммерческих организаций - приобретение голосующих акций - приобретений долей в ООО - получение в собственность осн. средств и нематериальных активов другого хоз.субъекта 2. совокупность экономических показателей лиц участвующих в сделке Экономические показатели: ü опр. суммарная стоимость активов субъекта ü Определенная в законе выручка от реализации товаров ü Факт нахождения хотя бы одного из участвующих лиц в Реестр По общему правилу, соответствие показателей участников действий, сделок хотя бы по одному из 3 вышеуказанных критериев экон. показателей – основание для согласования с ФАС указанных действий и сделок. 3 группа критериев: установлена для некоторых видов сделок, когда в ФАС обращаться нужно только в опр. случаях: А.- приобретение голосующих акций, когда доля становится больше чем 25% () - более 50% (контрольный пакет) - более 75% («квалифицированный» пакет) Б. Доли в капитале ООО: -более 1/3 - 50% - Более 2/3 В. Имущество организации должно быть более 20% балансовой стоимости активов.
Т.о: предварительный и последующий контроль зависит от показателей экономических: стоимость 3.000 000 – предварительный контроль, если стоимость активов – 3 млрд – последующий контроль, а если 500 000 – то в ФАС обращаться не нужно!
Статья 24 ФЗ устанавливает последствия нарушения порядка получения предварительного согласия ФАС или осуществление последующего уведомления. Если организации созданы, произошла реорганизация без согласования, то орган может обратиться в суд о ликвидации всей организации или вновь созданных. Это все оспоримые сделки. Орган должен доказывать, что через усиление доминирования создалась конкуренция. Статья 19.8 – КоАП – ответственность за неподачу информации в антимонопольный орган. Есть механизм: принудительная реорганизация за систематическое осуществление монополистической деятельности ЕСЛИ БОЛЕЕ 2 РАЗ – это систематическая деятельность. Принудительное разделение и выделение организаций по ст. 38 ФЗ (на практике практически не применяется).
Недобросовестная конкуренция Недобросовестная конкуренция – конкуренция, но с использованием неэтичных или незаконных методов конкурентной борьбы. Недобросовестную конкуренцию могут осуществлять любые субъекты, независимо от доли на рынке. Недобросовестная конкуренция – любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности справедливости и причинили или могут причинить убытки, вред конкурентам, нанесли или могут нанести ущерб их деловой репутации. Запрет на недобросовестную конкуренцию. Ст.14. Сравнение с монополистической деятельностью: активные действия (а не бездействия) Разная цель: преимущества, причем конкурентная борьба сохраняется, но она нечестная. Регулируется еще и обычаями и критериями добропорядочности.
Признаки: 1. могут быть только хозяйствующие субъекты 2. страдают конкуренты 3. активные действия, которые противоречат не только нормам права, но требованиям добропорядочности, разумности и справедливости
Запрещено под видом недобросовестной конкуренции (проявления недобросовестной конкуренции): 1. распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации (т.о. важны, в том числе последствия или их реальная угроза); 2. (не допускается) введение в заблуждения в отношении характера, способа и метода производства, свойств, качеств, производителя и т.д. (товары, произведенные в КНР, выдают за товары, произведенные в США) 3. (не допускается) некорректное сравнение производимый или реализуемый товар с товаром конкурентом или конкурентами. («мой лучше, чем этот конкретный товар»)Близко к Закону «О рекламе» 4. продажа, обмен, введение в оборот товара, если при этом введении в оборот товара незаконно используются результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации; П.: введение в оборот контрафактной продукции, разрабатывают свой знак, но сходный до степени смешения с другим и пользуются этой выгодой. 5. промышленный шпионаж - незаконное получение, использование или разглашение информации, которая охраняется законом. 6. иные случаи Запреты на ограничивающие конкуренцию акты, действия, бездействия, соглашения, согласованные действия органов публичной власти.
Имеются в виду: ФОИВ, ОМСУ, органы власти S, иные органы, осуществляющие функции, внебюджетные фонды, ЦБ. Статья 15, 16 – соглашения и согласованные действия. Глава 3 устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты, действия, бездействия, соглашения, согласованные действия органов власти, внебюджетных фондов, ЦБ РФ, за исключением случаев, предусмотренные ФЗ. Такие акты бывают в том случае, если акты могут привести к ограничению конкуренции. Примерами таких актов могут служить: введение запретов на ведение деятельности, производство товаров, необоснованное воспрепятствование хозяйственной деятельности, запрещается договоры о первоочередных поставках, выполнение договоров в приоритетном порядке, установление для приобретателей товаров ограничение выбора покупателей, у которых можно приобрести товар и т.д. Но на уровне ФЗ такое может быть установлено, напр., повсеместный запрет игорного бизнеса, а только в спец.зонах.
В действующем законе выделены отдельные нормы, касающиеся антимонопольных требований к торгам, а также государственных и муниципальных преференций. Установление преференций. В Екб: администрация обязало выложить ИП пехотон (причем он очень скользкий) перед своими помещениями, причем всего существовала одна фирма, которая производила этот пехотон (видимо, родственники администрации). ФАС никак не отреагировал.
Преференция – предоставление Органом публичной власти отдельным хоз. субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодное условие деятельности, путём передачи имущества (гос. и мун), иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот. Глава 5 ФЗ – предоставление мун. или гос преференций: определены цели предоставления гос и мун преференций, в числе целей: развитие образования, науки, развитие населения в районах крайнего Севера, производство с/х продукции, поддержка малого и среднего предпринимательства. Необходимо предварительное письменное согласие ФАС. На что ФАС разрешило, на ту цель и надо использовать преференции. Не требуется согласия ФАС: I. когда преференция предоставляется на основании ФЗ о бюджете (+ S), должен быть установлен порядок предоставления преференций и её конкретный получатель. II. когда средство резервного фонда направляются на обеспечение непредвиденных расходов. III. Если преференция предоставляется не чаще 1 раза в год одному и тому же лицу в размере, не превышающий предел, установленный ЦБ, расчета наличными деньгами, т.е. 100 000 т.р.
Не относится к преференциям: 1) Если имущество предоставляется по результатам торгов, а также иных процедур, предусмотренных законом, для размещения заказов для государственных и муниципальных нужд; 2) Передача, выделение, распределение имущества отдельным лицам в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, военных действий, проведение контртеррористических операций, 3) Закрепление имущества на праве хоз ведения на ПОУ 4) На основании ФЗ или на основании вступившего в силу решения суда.
Последствия нарушений требований при использовании гос. и мун. преференций: a) Предписание органу власти и хоз. субъекты о возврате «дарованного» имущества или предписание о прекращении использовании преимуществ предпринимательской деятельности (напр., если не для той цели использовали)
Функции Антимонопольного Органа Функций немного. 4 функции – статья 24: 1. Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства; 2. ФАС выявляется нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушений и привлекает к ответственности за такие нарушения. 3. Превентивная деятельность: предупреждение других нарушений, напр., анти экон. концентрация 4. Контроль за экономической концентрацией, в том числе в сфере использования природных ресурсов. Полномочия ФАС: ü Возбуждает и рассматривает дела по нарушению антимонопольного законодательства (напр., основание мб – инфо из СМИ, заявление лица и пр.) Есть перечень предписаний ü Ведет реестр субъектов ü Привлекает к адм. ответственности ü Обращается в арб. суд в установленных случаях КоАП: ст 19.5. – невыполнение в срок предписания 14.9., 14.31, 14.2, 14.33 – недобросовестная конкуренция, 14.3 – нарушение законодательства о рекламе, 14.6 – нарушение порядка ценообразования УК – нарушение авторских прав Есть санкция – взыскание в бюджет всего незаконно полученного, но она применятется, елси не применяется КоАП и штраф по КоАПу.
|