Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 5. Об аналитическом выражении идей
Об аналитическом выражении идей. - Аналогические таблицы. - Магия. - Десять предложений из " Разоблаченной Изиды" Е.П.Блаватской. - Магическая таблица кватернера Агриппы. - Астрология. - Чтение аналогических таблиц. - Применение тернера.
В методах, употреблявшихся посвященными для выражения мыслей, мы до сих пор никогда не замечали, чтобы главная форма изложения претерпевала хоть малейшее изменение. Смысл употребляемых знаков изменяется, но этим ограничивается весь метод. Что же надо сделать, чтобы соединить в стройное целое отношения, которые существуют между обсуждаемыми нами предметами? В дальнейшем мы часто встретим фразы, вроде следующей: " Орел относится к воздуху" - фраза без ключа непонятная. Этот ключ, постоянно применяемый в оккультных науках - аналогия. При помощи ее, исследователь разъясняет идею так, что сразу видны соотношения между законом, фактом и началом наблюдаемого явления. Таким образом, по данному факту, легко можно сейчас же найти закон, им управляющий, и отношения, существующие между этим законом и рядом подобных фактов. Две вещи (факты), аналогичные третьей (закон), будут аналогичны между собою и разъяснят соотношения, существующие между наблюдаемым фактом и каким-нибудь другим явлением. Эта система, как видно из вышесказанного, анализирует и объясняет символические истории. Она употреблялась только в храмах, притом между учеником и наставником, и была основана на конструкции таблиц, расположенных известным образом. Чтобы раскрыть ключ системы, попробуем восстановить ее во всех частях. При чтении символического рассказа мы найдем в нем три смысла. Во-первых, положительный, представленный самим рассказом: дитя происходит от отца и матери; потом - сравнительный, выраженный отношением лиц между собой; отношения света, тьмы и полутени, и наконец - смысл герметический, самый главный: закон творчества природы, - Солнце и Луна образуют Меркурий. Закон, дающий эти выводы, - закон Тернера, а его начала - активное, пассивное и среднее. Чтобы открыть соотношения, существующие между этими тремя фактами: образование ребенка, полутени и Меркурия, я размещаю их в таком порядке, чтобы отметить начала:
активное (+)
| пассивное (-)
| и среднее
| Отец
| Мать
| Дитя
| Свет
| Тьма
| Полутень
| Солнце
| Луна
| Меркурий
| Из беглого взгляда, брошенного на эту таблицу, видно, что все активные начала данных фактов находятся в колонне под знаком +, который ими управляет; то же самое и с пассивным и средним началами. Все факты расположены в одинаковом порядке, по горизонтальной линии, так что, читая таблицу в вертикальном направлении, можно видеть соотношение начал между собой, а по горизонтали соотношение фактов с принципами. Из общего же вытекает главный закон. Из этого следует вывод, что, так как все предметы, которые управляются одним законом, должны быть аналогичны, их можно заменять один другим, выбирая (при замене) управляемое тем же началом. Из-за этого происходила неясность в понимании описания соединения фактов, по-видимому несоответствующих друг другу как в следующем примере: " Наш двуполый Меркурий, дитя бородатого Солнца и его подруги Луны". Это отношение металла к планетам и есть применение к аналогичным изображениям.
И вот отношения их:
Тут алхимик предполагал сказать, что, если заменить солнце соответствующим ему золотом, а луну серебром, то окажется, что наш двуполый Меркурий есть дитя золота и серебра. Пересмотрим еще раз предшествующую главу об алхимии, и нам будет все совершенно ясно. Таким образом, и другие фразы, непонятные профану, ясны понимающему соотношения. Алхимик никогда не скажет: превратить твердое в жидкость, но - превратить землю (твердое) в воду (жидкое).
Невежды, понимая выражение алхимиков буквально: " ты превратишь воду в землю и отделишь землю от огня" - разорялись, производя такого рода бессмысленные опыты. Это обстоятельство немало способствовало явившемуся недоверию к оккультизму. Есть много ученых, утверждающих, что наука древних обнимала только изучение четырех стихий: земли, воды, воздуха и огня. Это те люди, которые находят герметические книги очень неясными. Если поймешь употребление аналогического метода, то поймешь важность таблиц, указывающих соотношения между разными предметами. Эти соотношения приносили громадную пользу в применении на практике некоторых древних наук, как то: магии и астрологии. Существует такое предубеждение против этих наук, что необходимо небольшое объяснение.
|