Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Перспективы развития теории потребительского поведения ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Рассмотрим их сначала с точки зрения научного поиска и знания о самом предмете, а затем с позиции некоторых гипотетических изменений, возможных в процессах приобретения и использования товаров и услуг потребителями. В 1991 г. Дж. Уинд, В. Рао и П. Грин (Wind, Rao and Green, 1991) дали оценку произошедших в послед нее время изменений в парадигме потребительского поведения, что и должно было бы определить направления для будущих исследований. Они обобщили новое, выделив семь следующих направлений: 1. Выделение более реалистичных блоков анализа, в частности больше внимания следует уделять семейной покупке и меньше — традиционной сосредоточенности на отдельном индивидууме. 2. Рассмотрение наборов или ассортиментов продуктов в противоположность отдельному товару, так как в реальности многие покупки взаимосвязаны и важно рассматривать ряды поступков или моделей поведения, а не одиночные примеры. 3. Перенесение внимания с общих схем поведения на покупку и потребление в конкретных ситуациях: осознание этого придаст особый вес и повысит ценность многих работ по исследованию поведения потребителя. 4. Сдвиг от детерминированного моделирования потребительского поведения к стохастическому. 5. Снижение сосредоточенности ученых в США на потребительском поведении в пользу большего внимания к межкультурным исследованиям и признание существования вариаций потребительского поведения, порождаемых различными культурами. Частично это соответствует интересам глобализации, которая во многом преобладает в деловом и экономическом мышлении в последние двадцать лет. 6. Переход от «низкотехнологичной* окружающей среды к «высокотехнологичной успехи в области компьютеризации и телекоммуникаций коренным образом меняют природу потребительского поведения. Они также влекут за собой важные последствия для методов исследования поведения потребителя благодаря потенциальной доступности новых баз данных. Данный пункт тесно увязывается с пунктом 4. Технология сканирования в розничной торговле позволила значительно развить базы данных, пригодные для долговременного моделирования схем покупок потребителя. 7. Использование комплексных исследовательских методов в противоположность отдельным; совершенствование программного обеспечения для многовариантной статистики дает возможность более эффективно использовать такие методы, как кластерный анализ в сочетании с общим анализом и многопараметрической системой тестов, позволяя полнее анализировать и глубже понимать поведение потребителя. Ни одно из этих направлений до сего момента так и не воплотилось в жизнь. Но ничем подобным нельзя извинить недостаточно широкое признание стохастического моделирования при исследовании потребительского поведения. Изменения информационных технологий, которые оказали воздействие на потребительское поведение в 1990-х гг., близко знакомы всем нам (например, сканирование в розничной торговле, Интернет). Трудно предсказать, какие новые технологии могут повлиять на потребительское поведение в следующем веке, но самое меньшее, что нас ждет, — это быстрое и широкое усвоение и принятие этих технологий потребителями. Одним из основных последствий этого для менеджеров по маркетингу является продолжающееся развитие технологий розничной Частью вопроса об окружающей среде является осознание вовлеченных внешних факторов и «истинная» цена многих видов человеческого поведения. Законодательство в различных странах заставило продавцов изменить мышление в этом отношении. Например, в Германии на поставщиков товаров возлагается обязанность увозить упаковочные материалы обратно и утилизировать их, а в Новой Зеландии «закон управления ресурсами» требует проверки большинства новых видов бизнеса и продуктов с точки зрения влияния на безопасность окружающей среды. Однако понятие внешних сторон затрагивает не только окружающую среду, но и другие области. Е Хиршман (Hirsciman, 1991) указывает, что в связи с «испортившимся» потреблением за последние тридцать лет существенно возросли многие другие социальные проблемы и связанные с ними затраты. Эти проблемы варьируются от Rob Lawson
Примечание Дж. Энджел, Р. Блэкуэлл и П. Миниард дали несколько совершенствованную версию своей модели в более поздних изданиях их книги. Однако я предпочел придерживаться версии 1990 г., потому что она четче показывает роль, которую установки традиционно играли в моделях потребительского выбора.
|