Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задание. Рассказать о встрече крестьян с попом, помещиком, о Ермиле Гирине
Рассказать о встрече крестьян с попом, помещиком, о Ермиле Гирине. Найдите строки, в которых говорится о том, что же включает в идеал счастья каждый из них. (Все они в идеал счастья включают «покой», «богатство», «почет». Первым встретился странникам поп. На их вопрос: «Ты как вольготно, счастливо живешь, честной отец?» - Поп ответил прежде всего вопросом же: «В чем счастие по-вашему?». Вопросы: что такое счастье? Что нужно человеку для счастья? — возникают и в разговоре с помещиком, и в рассказе об Ермиле Гирине. Выясняется, одинаковый ли смысл вкладывает помещик и крестьяне в понятие «счастье», «почет». Дворянское понимание счастья — это: Богатство, владение собственностью: Бывало, ты в окружности Один, как солнце на небе, Твои деревки скромные, Твои леса дремучие, Твои поля кругом!
Всеобщая покорность: Пойдешь ли деревенькою — Крестьяне в ноги валятся, Пойдешь лесными дачами — Столетними деревьями Преклонятся леса! ……………. Все веселило барина, Любовно травка каждая Шептала: «Я твоя!»
Неограниченная власть над людьми, Ни в ком противоречия, ему принадлежащими: Кого хочу — помилую, Кого хочу — казню. Закон — мое желание! Кулак – моя полиция! Удар искросыпительный, Удар зубодробительный, Удар скуловорррот!..
В рассказе об Ермиле Гирине Почет завидный, истинный, имеется в виду: Не купленный ни деньгами, Ни страхом: строгой правдою, Умом и добротой.
Народ единодушен в своем добровольном желании поддержать Гирина в борьбе с купцом Алтынниковым, как велико доверие крестьян к Ермиле. Это с особой силой передано в сцене сельского схода, выбирающего бурмистра, когда «шесть тысяч душ всей вотчиной» кричат: «Ермилу Гирина!» — Как человек один!» Это почет истинный».) Размышления о счастье попа, помещика и Ермилы заставляют задуматься, что люди понимают счастье по-разному. Счастье попа и помещика — это счастье жить чужим трудом. Именно к этому выводу приводят рассуждения попа о том, «о богачество поповское идет»: «Не брать, так нечем жить» - и рассказ Оболта Оболдуева о счастье помещика в дореформенное время. Ермиле мало иметь «спокойствие, и деньги, и почет» - нужно, чтобы каждый имел это все. — Каким путем идет к счастью Ермила Гирин? (Крестьянину, рассказывающему об Ермиле Гирине, странники задают вопрос:
Однако знать желательно — Каким же колдовством Мужик над всей округою Такую силу взял?
В ответ они услышали: «Не колдовством, а правдою».) — В чем же правда Ермилы Гирина?
(Где хватит силы — выручит, Не спросит благодарности, И дашь, так не возьмет! Худую совесть надобно — Крестьянину с крестьянина Копейку вымогать.
В семь лет мирской копеечки Под ноготь не зажал, В семь лет не тронул правого, Не попустил виновному, Душой не покривил...)
Итак, поистине ответа на вопрос — кто счастлив? — ставит странников перед решением других вопросов: — Что такое счастье? — Как счастья добиться? — Сознание семи странников не остается неизменным. В каком же направлении идет это изменение? (В начале пути странники считали счастливыми только господ и спорили лишь о том, кто из них счастливее. Предмет спора осмыслен ими лишь с одной стороны, и, как выясняется в дальнейшем, не главной его стороны. Пока их представление о счастье обязательно связано с богатством. Мужики без всяких оговорок соглашаются с формулой счастья попа — «покой, богатство, честь». Они воспринимают его рассказ с полным доверием.) — Как осмыслили крестьяне самый предмет спора в «Прологе», в начале пути при встрече с попом? (После встречи с попом странники попадают в богатое село Кузьминское, где идет веселый праздник — «ярмонка» с многоликим, разноголосым крестьянским миром. У мужиков-правдоискателей рождается желание поискать счастливого среди мужиков. Выслушав рассказы «счастливых» из народной толпы, семь странников отвергают ограниченные мужицкие представления о счастье, «дырявом с заплатами», «горбатом с мозолями».) — Какие представления о счастье отвергают поспорившие мужики? (Ермил Гирин имел все, что надобно для счастья, живя по законам на родной правды. Но это не явилось гарантией счастья, а, напротив, привело к столкновению с силами, стоящими в стране порядков. Народный заступник не принимает жизни, построенной на корысти и лжи, он бьется за добро и правду, социальную справедливость, но заступничество за народ во время бунта в «вотчине помещика Обрубкова, Испуганной губернии, уезда Недыханьева, деревни Столбняки» окончилось для Гирина трагически. С тех пор «в остроге он сидит». Судьба этого героя заставляет почувствовать неразделимость понятий: «счастливо» и «вольготно», «счастье» и «воля, свобода». Встреча семи странников с помещиком, реплики крестьян по ходу его рассказа свидетельствуют о том, как глубоко чужды им идеалы господствующего класса. Разговор мужиков с Оболтом-Оболдуевым воспринимается как столкновение непримиримых точек зрения. Реплики крестьян, сопровождающие рассказ Оболта-Оболдуева, начиная с наивно-простодушной:
Леса нам не заказаны — Видали древо всякое!
кончая социально-острыми:
Кость белая, кость черная, И поглядеть, так разные, - Им разный и почет! А про себя подумали: «Колом сбивал их, что ли ты Молиться в барский дом?..
— Да, было вам, помещикам, Житье куда завидное, Не надо умирать! —
обнаруживают враждебность народа к господам и господ к народу, открывают ту пропасть, которая существует между ними). После встречи с помещиком поспорившие мужики приходят в деревню Вахлаки. Здесь на вопрос дяди Власа: «О чем же вы хлопочите?» — они ответили так:
…Мы ищем, дядя Влас, Непоротой губернии, Непотрошеной волости, Избыткова села!..)
— Когда по-новому определили цель своих поисков странники? Чем это вызвано? — Кто еще включается в поиск ответа на вопрос о счастье? (В новом определении цели странствий речь идет уже о счастье народном. С особой силой звучит мысль о коренных преобразованиях, создании жизненных условий, совсем не похожих на те старые, что оно до сих пор знали. В поиски счастливого, в обсуждение вопроса — кто счастлив? — постепенно включается буквально весь народ. Не только странники, крестьянин Федосей, попик седенький, Матрена Тимофеевна, но и «молва народная придающая делу, затеянному семью поспорившими мужиками, всенародный размах. Народной молвой прославлены счастливыми Ермил Гирин, дед Савелий, Матрена Тимофеевна.) — К какому итогу приходят они? Действительно ли счастье в богатстве? В чем оно, народное счастье? (Рассказы о их жизни убеждают, что в народном представлении о счастье главным является не богатство. Народный идеал счастья предполагает человеколюбие, сострадание, братство, добро, честь, правду и свободу. Отвергается ложный идеал счастья: кто всех богаче, тот и всех счастливей, — воспитанный в условиях классового общества, где все сводится к сытости, материальному достатку, жизни для себя одного.) — В чем особенности представления народа о счастье? Каковы необходимые условия счастья народа? (Народное счастье оказывается органически связанным с вопросом о путях его достижения. Вопрос о счастье переводится из этического в социальный план, приобретает острое политическое звучание. Поиски счастливого заставили задуматься крестьян о невозможности счастья без изменений условий жизни народа и поставили их перед вопросом — что делать, чтобы счастье стало возможным?). Таковы новые выводы, к которым пришли странники — правдоискатели, свидетельствуют о росте самосознания крестьянства. Спор, возникший в «Прологе», продолжается во всех главах и частях поэмы, все время приковывая внимание читателя к тем процессам, которые происходят в жизни русского народа после реформы.
|