Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анализ денисьевского цикла стихотворений Тютчева.
В денисьевский цикл входят стихи, написанные с 1850 по 1864 годы, и позднее посвящены Елене Александровне Денисьевой. 1. Краткие сведения о Е. А. Денисьевой. В 1850 году начинается сближение Тютчева с Е. А. Денисьевой. Она училась в Смольном институте с дочерьми Тютчева. Всей душой они полюбили друг друга и четырнадцать лет открыто были связаны узами гражданского брака и двумя детьми. В глазах высшего петербургского света их открытая связь была вызывающе скандальной, причем вся тяжесть осуждения пала на плечи Денисьевой. Под влиянием двусмысленного положения в свете в Елене Александровне развились раздражительность, вспыльчивость. Все это ускорило ход ее болезни (чахотка) и в 1864 году она умирает. Прожитая поэтом драма запечатлелась в денисьевском цикле, одном из вершинных достижений любовно-психологической лирики в русской и мировой литературе. Стихи этого цикла звучат как исповедь. (“О, как убийственно мы любим...”, “Не говори: меня он, как и прежде любит...”, “О, не тревожь меня укорой справедливой! ”, “Чему молилась ты с любовью...”, ‘Я очи знал, — о, эти очи! ”, “Последняя любовь”, “Ты со мной”.) 2. Все стихи исполнены трагизма, боли, горечи лирического героя. Он запутался в своих отношениях, двойственном положении, (привязанность к семье и тяга к Денисьевой, чувство вины перед ней):
О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей. Или Я очи знал, — о, эти очи! Как я любил их, - знает бог! От их волшебной, страстной ночи Я душу оторвать не мог.
Эти стихи пронизаны мукой и болью, тоской и отчаянием, воспоминаниями о былом счастье, непрочном, как и все на земле. 3. Тютчев дает романтическую концепцию любви. Любовь – стихийная страсть, дисгармония и поединок роковой; любовь сближает героев, они не могут жить друг без друга. Это столкновение двух личностей, в этой борьбе сгорает как более слабая Денисьева. 4. Лирическая героиня стихов угасает, тает, душа ее измучена общественным порицанием света;
Чему молилась ты с любовью, Что, как святыню, берегла. Судьба людскому суесловью На поруганье предала.
И Тютчев и Денисьева понимали, что вина прежде всего лежит на Тютчеве, но он не предпринимал ничего, чтобы облегчить участь любимой. Она, страстно любя его, не могла отказаться от этой связи;
То в гневе, то в слезах тоскуя, негодуя, Увлечена, в душе уязвлена, Я стражду, не живу, им, им одним живу я — Но эта жизнь!.. О, как горька она!
5. Основные пути раскрытия внутреннего мира героев — монологи. 6. Стихи носят фрагментарный характер. Каждое стихотворение — это мгновение любовных отношений. Для стихов этого цикла характерна поэтическая лексика, частое использование междометий: “ах, если бы живые крылья...”, “О, эти очи”, “О, не тревожь меня укорой справедливой! ”, “Ох, я дышу еще болезненно и трудно...”. Большое количество восклицательных предложений, передающие душевные переживания героев. Анализ стихотворения “Весь день она лежала в забытьи...” Стихотворение посвящено воспоминаниям о последних часах жизни Е. А. Денисьевой. Написано в Ницце в 1864 году. Общая тональность стихотворения трагическая. Звучит боль об утрате близкого человека. Тютчев вспоминает, как Денисьева в последний день жизни была в бессознательном состоянии, а за окном шел августовский дождь, весело журча по листьям. Придя в себя, Елена Александровна долго вслушивалась к шуму дождя, осознавая, что она умирает, но все еще тянется к жизни. Во второй части дается описание обстановки и состояния героя, убитого горем. Да, так любить, как любила Денисьева, может не каждая женщина:
Любила ты, и так, как ты, любить — Нет, никому еще не удавалось!
Герой страдает, видя, как гаснет жизнь в любящей женщине, но человек все может пережить, а боль в сердце остается:
О, господи!.. и это пережить... И сердце на клочки не разорвалось...
Стихотворение написано ямбом, перекрестная женская и мужская рифма, многосоюзие придает стихотворению плавность, повтор звуков [ш], [л], [с] передает тихий шелест летнего дождя:
Лил теплый летний дождь - его струи По листьям весело звучали.
Для стихотворения характерны восклицательные предложения. Междометия, многоточия передают тяжелое душевное состояние лирического героя. Художественными тропами текст стихотворения не изобилует, есть только эпитеты: «теплый летний дождь»; метафоры: «убитый, но живой», «...и сердце на клочки не разорвалось». Характерна лексика поэтическая и бытовая. Хотя стихотворение посвящено конкретному человеку, конкретному случаю, но выражает боль не только автора, а боль любого человека, теряющего близкого, любимого. Этим оно созвучно каждому.
|