![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
V. Слово учителя.
Творческая история трагедии «Фауст» насчитывает 60 лет. Работа над первоначальным текстом продолжалась вплоть до отъезда в Веймар. Вариант, созданный до 1775 г., впоследствии получит на звание «Пра-Фауст». Он будет опубликован много позже (1886). Первой публикацией из «Фауста» был «Фрагмент» в собрании в собрании сочинений Гете в 1799 г., включающий кое-что из того, что создавалось совсем недавно, когда Гете вернулся к оставленному замыслу Бесовская Вальпургиева ночь, представляющая шабаш на горе Брокен, и сцене «Кухня ведьм» были написаны им в Италии (1788). Гете поднимает народную легенду на классическую высоту, с которой как на ладони видна современность. Теперь Гете замыслил трагедию. Ее план созревает в переписке с Шиллером в конце июня 1797 г. «Фауст» 70-х годов трагедией в классическом стиле не был. Герой народной книги, продавший душу Мефистофелю, выступал в роли бунтаря-штюрмера. Уставший от схоластического бесплодия ученый оставил свою келью, чтобы вкусить радости жизни. Жертвой его бунта оказалась юная простолюдинка Маргарита-Гретхен, как он зовет ее в минуты нежности. Фауст закалывает ее брата Валентина, вступившегося за честь сестры, а сама Маргарита осуждена на казнь как детоубийца. Штюрмерский вызов обществу состоял в том, чтобы привлечь внимание к ужасу обыденного и привлеченного, при котором сильные не находят себе применения, а слабые становятся жертвами. Страдают те и другие. А общество тупо выносит приговор, исполняя то, что считает законом. В жанре народной трагедии герои нравственно не становятся выше окружающих их людей. Гете в окончательном варианте пошел дальше: он освобождает героев, даруя им небо. Спасение Маргариты — прелюдия к финалу второй части, к спасению Фауста. Голос свыше в «Пра-Фаусте» не мог бы прозвучать, т. к. в нем были лишь земля и ад, но не было неба. Теперь же высота дана сразу в прологе: «Пролог на небе». Впрочем, принято считать, что прологов два: первый — «Театральное вступление», где, по сути, поставлен вопрос о высоком и низком. В начале они кажутся несовместимыми, как поэт и толпа. Но этот сюжет, взятый из народной книги, был любим читателями, зрителями. «Пролог на небе» предваряет всю историю, позволяя взглянуть на землю с божественной высоты. Оттуда все видится неизменным и вечным, о котором поет хор архангелов. При этом Господь убежден в победе добрых начал в человеке, в том, что по собственному желанию он вырвется из тупика.
VI. Беседа с учащимися: — Какие исторические события повлияли на формирование мировоззрения и становления поэта? — Какие этапы жизни и творчества Гете вы можете выделить? — Что послужило причиной обращения Гете к личности Фауста? — Что нового внес поэт в известный сюжет «Народной книги о докторе Фаусте»?
|