![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основы международного праваСтр 1 из 3Следующая ⇒
1. Нормативно-правовой акт – это принятый в установленном порядке уполномоченным на то органом письменный официальный документ, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права. Нормативные правовые акты РФ классифицируются: · по юридической силе: а) законы (федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов федерации); б) подзаконные нормативные правовые акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты). Закон – это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Признаки закона: 1) принимается органом законодательной власти или референдумом; 2) порядок его подготовки и издания определен Конституцией РФ; 3) выражает волю и интересы народа; 4) обладает высшей юридической силой; 5) регулирует наиболее важные общественные отношения. Виды законов: 1) Конституция как основополагающий политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти; 2) федеральные конституционные законы (ФКЗ), принимаемые по вопросам, предусмотренным в Конституции; 3) федеральные законы (ФЗ) как акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам жизни общества; 4) законы субъектов Федерации – издаются их представительными органами и действуют на соответствующей территории.
Подзаконные акты – это изданные на основании и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы. Виды подзаконных актов: 1) указы Президента РФ; 2) постановления Правительства РФ как акты исполнительного органа государства; 3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулирующие общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры; 4) решения и постановления местных органов государственной власти; 5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления; 6) нормативные акты муниципальных органов; google_ad_client = "pub-2342915532899944"; google_ad_slot = "6439441018"; google_ad_width = 336; google_ad_height = 280; google_color_link = '0A14B1'; google_color_url = '0A14B1'; google_protectAndRun("ads_core.google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); 7) локальные нормативные акты – нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации.
· по уровням принятия нормативных актов: а) нормативные правовые акты органов государственной власти РФ; б) нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ; в) органов местного самоуправления, принятые в результате прямого народного волеизъявления. · по степени обобщенности нормативного материала: а) кодифицированные акты (кодекс, устав и др.); б) акты текущего правотворчества (тематические федеральные законы). · по времени действия: а) постоянные; б) временные; в) исключительные. · по кругу субъектов: а) общие; б) специальные. · по пространственному действию: а) на всей территории РФ; б) на территории какого-либо субъекта, муниципального образования. · по направленности действия: а) акты внутреннего действия; б) акты внешнего действия. Нормативно-правовые акты подлежат официальному опубликованию, которое выражается в помещении полного текста нормативного акта в официальном издании (либо в информационном бюллетене «Собрание законодательства РФ», либо в «Российской газете») 2. Нормативный договор - представляет собой соглашение двух и более субъектов правотворчества, которое регулирует между ними отношения путем установления взаимных прав и обязанностей, имеющих нормативный характер. Нормативные договоры: · внутригосударственные: а) Федеративный договор (31 марта 1992 г.); б) договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными государственными органами и органами гос. власти субъектов РФ; в) договоры между органами гос. власти субъектов РФ. · международные (виды – договор, устав, пакт, акт, итоговый документ, хартия, конвенция, соглашение и др.) 3. Правовые обычаи – разновидность общегражданских обычаев. Их содержание – это конкретные правила, предписывающие строго определенную линию поведения в тех или иных ситуациях Правовые обычаи чаще всего прямо не зафиксированы в нормах действующего законодательства. В современной правовой системе РФ правовой обычай среди других источников права по объему регулирования общественных отношений занимает незначительное место. Случаи применения правового обычая зафиксированы в действующем законодательстве. 4. Прецедент – состоявшееся ранее решение или постановление суда (или иного органа) принимаемое за образец при решении в дальнейшем аналогичных вопросов. Необходимо различать понятия «судебный прецедент» и «судебная практика». Если прецедент – это конкретное решение, то судебная практика – это типичные судебные решения по конкретным делам, являющиеся результатом длительного, однообразного судебного правоприменения. Прецедент является одним из основных источников права в государствах «общего права», так называемых странах с англосаксонской системой права Великобритании (прежде всего, Англии, США, ЮАР, Австралии, Канады, Новой Зеландии, Индии и др.). Возрастает роль судебного прецедента и в странах континентальной Европы где прецедент, традиционно, не относится к источникам права (Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Лихтенштейне, Люксембурге, Монако, Финляндии, Швеции, Испании), а также в странах Латинской Америки. В Российской Федерации судебный прецедент не признается в качестве источника права, однако, как и во многих странах романо-германской системы права, прецедент, а точнее, судебная практика (обзоры судебной практики, информационные письма), приобретает все большее практическое значение. *** Правоотношение — урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого обладают субъективными правами и являются носителями юридических обязанностей. Правовые отношения являются одним из видов общественных (социальных) отношений. Наряду с правоотношениями можно выделить также отношения экономические, политические, нравственные, брачно-семейные, трудовые, экологические и т.п. Правоотношения охраняются и защищаются государством своими принудительными средствами. В системе права правоотношения делятся на: · конституционные; · гражданско-правовые; · семейные; · уголовные и прочие правоотношения. 1. По функциям права правоотношения делятся на: ü регулятивные, которые связаны с установлением позитивных прав и обязанностей и их реализацией (трудовые, пенсионные отношения, осуществление избирательного права и т.д.). Они представляют собой нормальное явление в жизни общества, являются формой осуществления норм права; ü охранительные, которые возникают в результате нарушения правовых предписаний, и их цель - защита существующего правопорядка, возмещение причиненного вреда, наказание правонарушителей. Таковы, например, отношения, возникающие между государством, его правоохранительными органами, с одной стороны, и личностью - с другой, в случае совершения ею преступления. 2. По методам регулирования все правоотношения делятся на: ü управленческие, основанные на властных взаимоотношениях субъектов (директор завода и работник, командир воинского подразделения и его подчиненный); ü договорные, для которых характерно равенство сторон, автономное положение их относительно друг друга (взаимоотношения коммерческих фирм). 3. В зависимостиот взаимоотношений субъектов правоотношения делятся на: ü относительные, в которых четко определяются и управомоченный, и обязанный субъект (договор купли-продажи, трудовое правоотношение и др.); ü набсолютные, в которых персонально определено лишь управомоченное лицо, а обязанными являются все остальные субъекты, призванные воздерживаться от посягательств на интересы управомоченного (право собственности, авторские правомочия и др.). 4. По времени действия правоотношения делятся на: ü длящиеся (трудовые, служебные); ü разовые, однократные (участие в выборах, договор мены). 5. В зависимости от характера правоотношений можно выделить: ü материальные, устанавливающие содержание прав и обязанностей (брачно-семейные, пенсионные); ü процессуальные, регулирующие порядок разрешения конкретных дел (разрешение трудовых споров, уголовно-процессуальные отношения). 6. По составу участников правоотношения делятся на: ü двусторонние, возникающие между двумя субъектами (договор аренды); ü многосторонние, где есть три или более участников (купля-продажа через посредника).
Субъекты правоотношений - это участники правоотношений, имеющие субъективные права и юридические обязанности. К их числу относятся индивиды и организации. 1. Индивиды - это граждане соответствующего государства, а также иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды). 2. К организациям относятся: ü государственные органы; ü юридические лица - организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, от своего имени могут приобретать и осуществлять имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Это государственные предприятия, кооперативы, фирмы, хозяйственные объединения, фонды и другие субъекты имущественных правоотношений; ü общественные объединения. Это профсоюзы, творческие союзы, научно-технические, спортивные и иные организации, вступающие в разного рода правоотношения. Ряд общественных объединений могут быть также и юридическими лицами; ü государство. Для того чтобы вступать в правоотношения, необходимо обладать правосубъектностью, т.е. способностью быть субъектом права. В ней необходимо различать две части: ü правоспособность, т.е. способность иметь субъективные права и нести юридические обязанности; ü дееспособность - способность своими действиями реализовывать субъективные права и налагать на себя обязанности. *** Юридические факты - это предусмотренные законом жизненные обстоятельства и факты, которые являются основанием для возникновения (изменения, прекращения) правоотношений. Кроме того, с их наличием связывается приобретение правосубъектности лицом или органом. Так, с достижением совершеннолетия возникает полная гражданская дееспособность лица, факт регистрации фирмы означает ее создание. Юридические факты делятся на: · события - факты, возникающие независимо от воли участников правоотношения (наводнение, естественная смерть человека, рождение ребенка, производственная авария, и т.д.); · юридические состояния - длящиеся жизненные обстоятельства, служащие основанием для наступления юридических последствий (нахождение на иждивении, наличие стажа работы для получения пенсии и др.); · деяния - определенные волеизъявления, результат сознательной деятельности людей. Среди них можно выделить: ü правомерные деяния (решение суда о разделе имущества, приказ о приеме на работу, договоры аренды, купли-продажи, исковое заявление в суд, кассационная жалоба, заявление о приеме в ВУЗ, приобретение авторского права, находка и др.). ü неправомерные деяния (правонарушения) - преступления и проступки (административные, дисциплинарные, гражданско-правовые, процессуальные), принятие незаконных актов. *** Законность – одна из базовых категорий всей юридической науки и практики. Законность – это такой политико-правовой режим, такие условия жизни, такая правовая атмосфера, которые ограждают личность от произвола власти, людей – от анархии, общество в целом – от насилия, хаоса, беспорядка. Законность предполагает в своей реализации ряд принципов: · верховенство закона по отношению ко всем другим правовым актам; · равенство всех перед законом; · неукоснительное соблюдение правовых актов всеми субъектами права; · неукоснительная реализация прав и свобод; · последовательная борьба с правонарушениями
Реализованную законность часто определяют как правопорядок. Правопорядок – это порядок в общественной жизни который создается в результате строгого и неукоснительного соблюдения норм права всеми государственными и муниципальными органами, общественными и хозяйствующими субъектами, должностными лицами и гражданами. *** Основы международного права В современном мире жизнь людей разных стран становится все более взаимосвязанной и ни одно государство не может существовать в изоляции от других стран. Международное право — это совокупность норм и принципов, устанавливающих взаимные права и обязанности государств в процессе их общения.
От международного права следует отличать науку, которая имеет то же название — международное право. Эта наука изучает содержание норм и принципов международного права, выстраивает их в определенные системные группы для удобства пользования ими, правильного понимания, толкования и применения.
Субъекты международного права: ü государства; ü международные межправительственные организации (например, Всемирная организация здравоохранения — ВОЗ); ü нации и народы, которые еще не имеют своего государства, но добиваются этого, для чего создаются органы, являющиеся прообразом будущих правительств (пример такого органа — Организация Освобождения Палестины); ü по мнению ряда ученых, в последнее время субъектами международного права могут являться и отдельные индивиды, когда они вступают в прямые юридические отношения с другими субъектами (например, когда международный судебный орган рассматривает спор между лицом и правительством).
|