Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Практическое занятие № 1. Антивоенный роман в литературе «потерянного поколения»: «Прощай, оружие!» Э. Хемингуэя, произведения Э. М. РемаркаСтр 1 из 2Следующая ⇒
– война в фактах и цифрах, ее причины и следствия – рефлексия по поводу войны в философской мысли начала ХХ в. – мировая война в западноевропейском искусстве
– литература «потерянного поколения»: история появления и осмысления понятия, типологические черты в произведениях Р. Олдингтона, У. Фолкнера, Дж. Дос Пассоса и др.
– личность Э. Хемингуэя: мифы и реальность; военный этап в биографии писателя и художественном творчестве; – особенности изображения войны в романе: «неромантический романтизм»; – война и любовь: трагический итог противостояния – философия кодекса и проблема выбора, этапы «прозрения» лейтенанта Генри – соотношение позиций автора и героя; смысл заглавия и финала романа – особенности поэтики Э.Хемингуэя: традиции и новаторство (стиль, жанр лирического романа, символика и т.п.)
– идейно-эстетическая общность судьбы и творчества Э. Хемингуэя и Э. М. Ремарка; – ракурс изображения войны (ретроспектива в романе «Три товарища», натуралистически-объективный в романе «На Западном фронте без перемен») – проблема интеграции героя «потерянного поколения» в мирную жизнь – роль и вина немецкого учителя в мировой войне – символизм хронотопа романов Ремарка – особенности стиля Ремарка
Тексты: Хемингуэй, Э. Прощай, оружие! (любое издание) Ремарк, Э. М. На Западном фронте без перемен (или Три товарища) Литература: 1. Зарубежная литература XX века: учеб. / под ред. Л. Г. Андреева. – 2-е изд., испр., доп. – М.: Высш. шк.: Академия, 2004. – С. 342–356. 2. История зарубежной литературы XX века: учеб. / под ред. Л. Г. Михайловой, Я. Н. Засурского. – М.: ТК Велби, 2003. – С. 252–255. 3. История зарубежной литературы ХХ века: учеб. / под ред. В. М. Толмачева. – М.:, 2003. 4. Уоррен, Р. П. Эрнест Хемингуэй: пер. с англ. / Р. П. Уоррен // Как работает поэт. – М., 1988. – С. 98–127. 5. Орлова, Р. Русская судьба Хемингуэя / Р. Орлова // Вопр. лит. – 1989. – № 6. – С. 77–107. 6. Соловьев, Э. Ю. Цвет трагедии белый / Э. Ю Соловьев // Прошлое толкует нас: очерки по истории философии и культуры. – М., 1991. – С. 236–285. 7. Маянц, З. Человек один не может… / З. Маянц. – М.: Просвещение, 1977. – С.5–16, 229–309. 8. Старцев, А. Молодой Хемингуэй и потерянное поколение / А. Старцев // От Уитмена до Хемингуэя. – М., 1975. – С. 281–301. 9. Финкельштейн, И. Я. Хемингуэй-романист: Годы 20–30-е. – Горький: Волго-Вятск. кн. изд-во, 1974. – С.48–94. 10. Петрушкин, А. И. В поисках идеала и героя: Творчество Эрнеста Хемингуэя в 20–30-е годы / А. Петрушкин. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1986. – С. 58–68. 11. История немецкой литературы. В 5 т. Т. 5: 1918–1945 / редколл.: И. М. Фрадкин, С. В. Тураев. – М.: Наука, 1976. – 696 с. 12. Семенова, Л. Н. Первая мировая война в зарубежном романе 10–30-х гг. XX века / Л. Н. Семенова. – Якутск: Изд-во Якут. гос. ун-та, 1993. – 80 с. 13. Гиривенко, А. Н. Немецкая литература от древности до наших дней: словарь-справочник / А. Н. Гиривенко. – М.: Флинта: Наука, 2003. – 104 с. 14. Лейтес, Н. С. Черты поэтики немецкой литературы нового времени / Н. С. Лейтес. – Пермь: Изд-во Пермск. ун-та, 1980. – 90 с.
Практическое занятие № 2. Французский семейно-психологический роман первой половины XX в.: «Тереза Дескейру» Ф. Мориака 1. Французский семейно-психологический и семейно-бытовой роман ХХ в.: генезис жанра – семейный роман и роман провинциальных нравов («Евгения Гранде» О. де Бальзака, «Госпожа Бовари» Г. Флобера, «Жизнь» Г. де Мопассана, «Ругон – Маккары» Э. Золя), основные типологические признаки. 2. Трансформация жанра семейного романа в литературе ХХ в., семейные эпопеи «Очарованная душа» Р. Роллана, «Семья Тибо» Р. Мартен Дю Гара – художественное новаторство, размывание жанровых границ, типологические связи с другими национальными литературами (Дж. Голсуорси, Т. Манн и др.). 3. Семейно–психологический роман Ф. Мориака «Тереза Дескейру» и его место в национальной жанровой традиции: – основные этапы творческого пути Ф. Мориака и отражение его религиозных взглядов в художественном и публицистическом творчестве; Ф. Мориак – критик; – своеобразие поэтики романа «Тереза Дескейру»: связь с модернизмом и реализмом; – флоберовские темы и их трансформация в романе Ф. Мориака; – образ Терезы, его неоднозначность, средства создания психологического портрета; – семья и преступление, образ семьи как «клетки с живыми прутьями», как «клубка змей»; – среда и провинция, трансформация жанра романа провинциальных нравов в психологических романах Ф. Мориака 4. Своеобразие творческого метода и стиля Ф. Мориака, особенности психологизма. Литература: 1. Кирнозе, З. И. Франсуа Мориак. – М., 1970. - С. 13 - 62. 2. Кирнозе, З. И. Ф. Мориак // Зарубежные писатели М., 1997. – Ч. 2. – С. 84 – 87. 3. Кирнозе, З. И. Живая тюремная решетка Фр. Мориака // Кирнозе, З. И. Французский роман XX века. – Горький, 1977. – С. 34 – 58. 4. Моруа, А. Франсуа Мориак // Моруа, А. Литературные портреты. – М., 1971. – С. 305 – 385. 5. Наркирьер, Ф. С. От Роллана до Моруа. – М., 1990. – С. 119 – 152. 6. Наркирьер, Ф. С. Франсуа Мориак. – М., 1983. – С. 65 – 101. 7. Тревожные вопросы Ф. Мориака // Вопросы литературы. – 1996. – № 1. – С. 206 – 219. 8. Ваксмахер, М. Реализм под бременем вериг // Иностранная литература. – 1960. – № 3 – С. 205 – 213. 9. Андреев, Л. Г. Жанр «романа реки» во французской литературе // Зарубежная литература XX века. – М. 2000. – С. 97 – 127.
|