![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие и виды эмоциональных состоянийСтр 1 из 12Следующая ⇒
Методические указания по проведению практического занятия №1 по дисциплине: Этика делового общения Тема: Самораскрытие в общении. Роль эмоций. Цель: закрепить полученные знания; сформировать навыки самооценки и самораскрытия в общении. Материальное обеспечение: учебники, конспекты
Порядок выполнения работы: 1. Изучите материал данной темы и ответьте на вопросы: · Каковы виды эмоциональных состояний? Расшифруйте их. · В чем выражается самораскрытие в общении? · Каковы основные принципы самораскрытия? 2. Познакомьтесь с заданиями психологических тестов, подберите и выпишите ответы, соответствующие вашим эмоциям и стилю поведения.
Выводы: студенты закрепили полученные знания, у них формируются навыки самооценки и саморазвития в общении.
Контрольные вопросы: 1. Что такое эмоции? 2. Какие виды эмоций вы знаете? 3. Охарактеризуйте виды эмоциональных состояний. 4. Что означает самораскрытие? 5. Каковы основные принципы самораскрытия?
Учебная и специальная литература: Основные источники: 1. Рябова Л.В. Эмоции и культура общения: Учебное пособие/ Л.В. Рябова, С.И. Самыгин. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 188с. 2. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. Серия «Учебники XXI века». Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 512 с. Дополнительные источники: 1. Нагао, Т. Кокология. Игры самораскрытия / Т. Нагао, Н. Сайто / К.: София, 2003.-192с. 2. Римская, Р. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других / Р. Римская, С. Римский / М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.-374с.
Преподаватель С.Н. Глотова
Понятие и виды эмоциональных состояний Область чувств и страстей, мир эмоций невероятно важен для понимания внутренней жизни человека, отношений с другими людьми, особенностей его характера и личной судьбы. Русский педагог Ушинский так характеризовал значение человеческих чувств: «Ничто — ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих, как наши чувствования; в них слышен характер не отдельного решения, а всего содержания души нашей». Действительно, посредством эмоций человек выражает и демонстрирует суть своей личности. В современной психологии эмоциями принято называть непосредственное, пристрастное переживание человеком жизненного смысла явлений и ситуаций. Пристрастность и острота переживания при этом обусловлена связью с жизненно важными потребностями человека. Эмоции, таким образом, это переживаемые в разной форме отношения человека к значительным для него предметам, явлениям, обстоятельствам и существам этого мира. Человеческая жизнь невозможна без переживаний. Многие эмоции притягательны сами по себе. Если человек лишен возможности испытывать чувства, то наступает эмоциональный голод. Этот голод утоляют, слушая музыку, читая остросюжетную книгу, пускаясь на поиски приключений. Для эмоционального насыщения нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием. Охарактеризуем виды эмоциональных состояний. Эмоциональные состояния делятся на эмоциональный тон, настроение, собственно эмоции, аффект, стресс, фрустрацию и высшие чувства. Эмоциональный тон — простейшая форма переживания, эмоциональная окраска, оттенок психологического процесса. Запах розы, вкус апельсина, хорошая музыка, букет в вазе, приятный собеседник, улыбка случайного человека задают положительный эмоциональный тон. Или иначе. Переполненный транспорт, наступили на ногу, обругали, потерялась пуговица — и возникает отрицательный эмоциональный настрой. Оказывается, мелочи важны для душевного благополучия. Не пренебрегайте мелкими радостями и дарите их другим хотя бы в виде улыбки, комплимента, цветка или конфетки. Созидайте эмоциональный комфорт. Настроение — общее эмоциональное состояние, длительно окрашивающее поведение человека. Настроение бывает радостным, печальным, веселым, угнетенным, спокойным, раздраженным. Настроение не предметно, но личностно. Это не специальное переживание, приуроченное к частному событию, а разлитое общее состояние. Настроение зависит от состояния здоровья, тонуса нервной системы. Причины того или иного настроения часто не ясны. Говорят о беспричинной радости или грусти. Некоторые люди в замечательном настроении преодолевают тяжелейшие обстоятельства. Иные же пребывают в тоске и печали без всяких внешних на то причин. Можно сказать, что настроение — это бессознательная оценка личностью того, насколько благоприятно или нет складываются для нее обстоятельства. Эмоции — это непосредственное, временное переживание какого-либо чувства. Эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические стимулируют деятельность, астенические — наоборот, нарушают ее. Одна и та же эмоция может быть для одних людей стенической, а для других — астенической. Так, волнение на экзамене одних стимулирует, у других же нарушается речь и память. Горе может вызвать апатию, а может стимулировать энергию (См.: Василюк Ф. Психология переживания. М., 1988). Изард выделил следующие фундаментальные эмоции: радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вину и интерес. Из соединения фундаментальных эмоций возникают сложные эмоциональные состояния, как, например, тревожность может включать страх, гнев, вину и интерес. Эмоции неоднозначны, амбивалентны, двойственны: так, ревность включает в себя любовь и ненависть. Любовь как эмоциональное переживание тоже очень неоднозначна. У Пушкина: «Я помню чудное мгновенье...», а у Булгакова в «Мастере и Маргарите» любовь возникает как убийца в переулке. Самая мощная эмоциональная реакция — аффект. Аффект — это психическая авария, сильное, бурное и относительно кратковременное переживание. Аффект возникает как ответ на произошедшее событие. Причиной аффекта может стать конфликт, противоречие между сильным желанием и невозможностью его осуществления. Аффект возникает стремительно и навязывает аварийный способ разрешения ситуации — оцепенение, бегство, агрессия. В аффекте человек теряет голову, его поступки неразумны. (Нельзя сказать, что аффект полностью неуправляем. На начальных этапах, усилием воли аффект можно остановить). Еще одно эмоциональное состояние — стресс — (от англ. давление, напряжение). Это понятие ввел Ганс Селье для обозначения реакции организма на любое неблагоприятное воздействие. Исследования Селье показали, что человек однотипно реагирует на усталость, страх, обиду, боль, унижение и т. п. Селье выделил 3 этапа в развитии стресса: 1) реакция тревоги — мобилизация сил организма; 2) стабилизация — когда все силы организма брошены на решение задачи; 3) если стрессовая ситуация продолжает сохраняться, то наступает истощение, болезнь, смерть. Стресс можно разделить на 2 вида — информационный и эмоциональный. Информационный — это когда человек не справляется с задачей в ограниченное время. Эмоциональный стресс возникает в ситуации угрозы, опасности, обиды. Люди по-разному реагируют на состояние напряженности — (бывает «стресс льва» — мобилизация всех сил и «стресс кролика» — пассивность и общее торможение). Близким к стрессу является состояние фрустрации — переживание крушения жизненных планов. Фрустрация дезорганизует сознание и деятельность. В состоянии фрустрации человек проявляет озлобленность, подавленность, агрессию. Устойчивость к фрустрации зависит от степени эмоциональной возбудимости, типа темперамента, от опыта взаимодействия с травмирующими факторами. Особым видом эмоционального переживания является страсть. Страсть — сильное, устойчивое, всеохватывающее чувство. Страсть избирательна. Избирательна и всегда предметна. (Страсть к знанию, музыке, коллекционированию). Страсть охватывает все мысли человека» заставляет вспоминать все обстоятельства, связанные с предметом страсти. Страсть побуждает к деятельности, обладает большой силой. Существуют также высшие чувства, связанные с переживанием истины, добра и красоты: 1) существуют нравственные чувства, связанные с различением добра и зла; 2) этические чувства — связанные с различением прекрасного и безобразного; 3) интеллектуальные чувства возникают в процессе познавательной деятельности. Это — удивление, любопытство, чувство нового.
|