Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Построение развивающей среды в ДОУ






Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.

Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми.

Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Её основные черты таковы:

  1. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!»
  2. Его цель – содействовать становлению ребёнка как личности
  3. Это предполагает решение следующих задач:
  • Обеспечить чувство психологической защищённости – доверие ребёнка к миру
  • Радости существования (психологическое здоровье)
  • Формирование начал личности (базис личностной культуры)
  • Развитие индивидуальности ребёнка – не «запрограммированность», а содействие развитию личности)
  • Знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, как средство полноценного развития личности.
  1. Способы общения – понимание, признание, принятие личности ребёнка, основные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.
  2. Тактика общения – сотрудничество. Позиция взрослого – исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.

Исключительное значение в воспитательном процессе придаётся игре, позволяющей ребёнку проявить полную активность, наиболее полно реализовать себя.

Игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы в рамках игровой площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиям.

Эти положения личностно-ориентированной модели обнаруживают себя в следующих принципах построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:

  1. принцип дистанции, позиции при взаимодействии
  2. принцип активности, самостоятельности, творчества
  3. принцип стабильности, динамичности
  4. принцип комплексирования и гибкого зонирования
  5. принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого
  6. принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды
  7. принцип открытости – закрытости
  8. принцип учёта половых и возрастных различий детей.

Варианты построения развивающей среды

  1. Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования.
  2. Использование помещений спальни и раздевалки.
  3. Один из основных факторов, определяющих возможность реализации принципа активности – создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.
  1. Динамичность реализуется с помощью раздвижных перегородок, ширм.
  2. Принцип эмоциогенности среды реализуется созданием в группе определённых «семейных традиций»:

- достраивание определённых деталей интерьера детьми;

- включение в интерьер крупных игрушек-символов;

- места, где размещаются репродукции картин, фотографии детей, их родителей, братьев, сестёр.

  1. Принцип открытости обществу – это функциональная интеграция дошкольного учреждения с другими учреждениями социально-культурного назначения: детскими театрами, музыкальными и артистическими коллективами, которые выступают непосредственно в детском саду.

Материально-техническое состояние и медико- социальные условия пребывания детей в ДОУ № 104

Здание двухэтажное, однокорпусное, имеет все виды благоустройства: центральное отопление, канализацию, горячее и холодное водоснабжение, электроснабжение. Все коммуникации находятся в удовлетворительном состоянии, соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям.

Весь имеющийся спортивный инвентарь и малые архитектурные формы ежегодно ремонтируются, красятся силами сотрудников и родителей, поддерживаются в хорошем рабочем состоянии.

Покрытие спортивных площадок травяное.

На каждом прогулочном участке имеется веранда с дощатым покрытием пола, песочница, малые спортивные и архитектурные формы (домики, кораблики, столы, скамейки).

На территории детского сада имеется разметка для обучения детей правилам дорожного движения, есть выносные дорожные знаки.

Также есть хозяйственное помещение, требующее существенного ремонта. В нем расположена кладовая для хранения выносного материала, в зимнее время - лыж, и инвентаря для труда как детей, так и взрослых.

Администрация ДОУ постоянно работает над укреплением материально- технической базы: по мере необходимости заменяется изношенные коммуникационные сети, сантехнические и бытовые приборы, устанавливаются недостающие в связи с новыми требованиями санитарных норм и правил, проводится отделка негорючими материалами эвакуационных выходов, приобретается новое оборудование и необходимый инвентарь.

Ежегодно в летний период силами сотрудников ДОУ с помощью родителей проводится косметический ремонт всех помещений детского сада.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал