Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация охраны. Затраты на функционирование и обустройство памятника природы.






Памятник природы краевого значения «Пещера Партизанская» предлагается передать под охрану Красноярскому государственному педагогическому университету.

Предполагается, что ответственный за охрану памятника природы (инспектор) будет назначен приказом по ВУЗу преподаватель факультета географии. При этом факультете уже продолжительное время существует спелеологическая секция, силами которой построен приют и осуществляется научная работа и поддержание порядка в пещере.

Согласно п.3 разработанного проекта «Положения о памятнике природы краевого значения «Пещера Партизанская» предлагается организовать охрану следующим образом:

3.1.Права и обязанности охраняющей организации:

· Обеспечивает выполнение установленного режима охраны памятника природы, при необходимости устанавливает на входе в пещеру решетчатую запираемую дверь;

· Выдает разрешения на посещение памятника природы, выделяет группам инспектора по охране пещеры (экскурсовода или проводника), ведет учет посетителей;

· По результатам мониторинга рекреации вносит на рассмотрение КГУ «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Красноярского края» предложения по ограничению количества посетителей пещеры: максимальное количество посетителей в группе, максимальное количество посетителей в день;

· Ведет профилактическую работу с посетителями пещер, поддерживает порядок на территории памятника природы;

· Разрабатывает проект и проводит необходимое благоустройство территории памятника природы в установленном законодательством порядке;

· При необходимости ограничивает доступ посетителей на участки пещер, содержащие особо уязвимые минеральные образования или являющиеся местообитанием редких видов флоры и фауны;

· Осуществляет самостоятельно или привлекает специалистов для проведения исследований и мониторинга состояния подземной среды;

· Проверяет у лиц, находящихся в пределах границ особо охраняемых природных территорий, разрешения на право пребывания на указанных территориях;

· Проверяет документы на право осуществления природопользования и иной деятельности на особо охраняемых природных территориях и в охранных зонах, прилегающих к этим территориям;

· Составляет протоколы о нарушениях законодательства об особо охраняемых природных территориях и доставляет нарушителей в правоохранительные органы;

· Принимает меры для привлечения к ответственности должностных лиц и граждан, виновных в нарушении режима охраны пещеры;

· Направляет материалы о привлечении лиц, виновных в нарушении установленного режима особо охраняемых природных территорий, к административной ответственности;

· Вносит предписания о приостановлении хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей режиму охраны особо охраняемых природных территорий и их охранных зон.

 

3.4. Права и обязанности посетителей памятника природы «Баджейские пещеры»:

  • Посетители предварительно согласовывают дату, время, цели пребывания и маршрут в пещере с директором охраняющей организации или назначенным им инспектором;
  • В установленное время пребывают ко входу в пещеру, регистрируются и проходят инструктаж у инспектора по охране пещеры;
  • Соблюдают требования настоящего Положения и требования техники безопасности при прохождении маршрутов в пещерах, а так же требований инспектора по охране пещеры (экскурсовода, инструктора, проводника);
  • Вносят плату на содержание охраны памятника природы в установленном администрацией муниципального образования размере, а так же компенсируют охраняющей организации затраты на восстановление естественного состояния памятника природы, возникшие по их вине;
  • Организации – юридические лица для посещения пещеры обязаны заключить договор с организацией, осуществляющей охрану пещеры. Все работники организации и должностные лица при посещении пещеры-памятника природы, обязаны следовать требованиям настоящего Положения;
  • В случае несоблюдения инспекторами по охране пещеры своих обязанностей посетители обращаются с жалобой (предложениями) к директору охраняющей организации, а в случае непринятия мер или ненадлежащем выполнении охраняющей организацией своих обязанностей, в Красноярскую дирекцию по особо охраняемым природным территориям Красноярского края;
  • Все посетители обязаны бережно относиться к любым формам пещерной жизни;
  • При обнаружении археологических и палеонтологических находок посетители обязаны сообщить об этом инспектору по охране пещеры, и не предпринимать действий по извлечению этих объектов.

 

3.5. Защита пещеры и обеспечение безопасности посетителей обеспечивается следующими организационными мерами:

  • Маршрут движения группы по пещере регламентирован, участки с передвижением по минеральным образованиям исключены из маршрута (трубы, камины, гуры и т.д.).
  • Участники осмотра (экскурсии) должны быть ознакомлены с правилами посещениями, предупреждены об особо ценных и ранимых местах.
  • Группу сопровождает инспектор, либо гид-проводник (экскурсовод), либо ответственное лицо, назначенное директором охраняющей организации.
  • Руководитель группы несет ответственность за соблюдение настоящего Положения и техники безопасности при посещении пещер участниками группы.
  • В особенно ценных местах для защиты достопримечательностей пещеры устанавливаются ограждения, предупреждающие таблички и указатели.
  • Сложные участки маршрута, тропы должны быть расчищены, оборудованы для обеспечения безопасности посетителей.
  • Группа должна иметь при себе аптечку первой доврачебной помощи.

3.6. Контроль за соблюдением установленного режима особой охраны памятника природы краевого значения «Пещера Партизанская» осуществляется Краевым государственным учреждением «Дирекция по особо охраняемым территориям Красноярского края» и специально уполномоченными территориальными органами в области охраны окружающей природной среды.

3.7.КГУ «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Красноярского края» по представлению охраняющей организации устанавливает ограничения количества посетителей пещеры: максимальное количество посетителей в группе, максимальное количество посетителей в день.

Механизм возмещения охраняющей организации затрат на функционирование и обустройство памятника природы предлагается установить согласно п.4 проекта «Положения о памятнике природы краевого значения «Пещера Партизанская»:

 

4.1. Расходы охраняющей организации на содержание охраны памятника природы краевого значения «Пещера Партизанская» осуществляются из средств, уплачиваемых посетителями памятника природы.

4.2. Затраты охраняющей организации на содержание охраны пещеры – памятника природы краевого значения включают в себя:

  • Оплату работы персонала (инспекторов и др.), задействованного в охране и регулируемой рекреации пещер;
  • Затраты некапитального характера на обеспечение безопасности посетителей;
  • Затрат на проведение дальнейших восстановительно-очистных работ в пещере и вывоз и утилизацию мусора с территории памятника природы;
  • Затрат на проведение режимных наблюдений за состоянием среды (мониторинга за состоянием памятника природы);
  • Накладные расходы при организации охраны пещеры (транспорт, телефон, хозрасходы, бухгалтерия, налоги и пр.).

4.3. Утверждение размера платы на содержание памятника природы осуществляется главой администрации муниципального образования, на территории которого находится памятник природы по представлению охраняющей организацией расчета размера платы.

4.4. Туристско-экскурсионные предприятия, осуществляющие по договору с охраняющей организацией экскурсионное обслуживание на территории памятника природы краевого значения, закладывают плату на содержание памятника природы в стоимость экскурсионных услуг.

4.5. Все посетители уплачивают плату на содержание и обеспечение режима охраны пещеры.

4.6. При проведении финансируемых НИР, отчисления на содержание охраны пещеры закладываются в сметы проектов.

4.7. От платы на содержание и обеспечение режима охраны пещеры-памятника природы могут быть освобождены решением охраняющей организации следующие категории посетителей:

  • Научные специалисты, в том числе студенты ВУЗов, ведущие нефинансируемые исследования, программа которых согласована с охраняющей организацией;
  • Спелеологи, проводящие исследований с целью поиска продолжения пещеры, согласованные с охраняющей организацией;
  • Лица, ведущие работы по восстановлению экологии пещеры, в том числе и санитарно-очистные работы;
  • Спелеологи, члены общественных спелеологических клубов и секций, при проведении учебных мероприятий, при условии попутного выполнения экологических работ в объеме, установленном охраняющей организацией.

4.8. Предоставление льгот по плате на содержание и обеспечение режима охраны пещеры другим категориям посетителей (экскурсантов) осуществляется по усмотрению организации, несущей расходы на содержание и обеспечение режима охраны пещеры.

4.9. Основанием для освобождения от платы является Договор о сотрудничестве с охраняющей организацией.

 

  1. Заключение.

 

Настоящий период характеризуется следующими социальными и экологическими факторами:

  • Повсеместно наблюдается деградация пещер, в том числе и объявленных ранее памятниками природы: разрушаются минеральные образования, вытаптываются отложения, происходит замусоривание пещер и прилегающих территорий, причиняется беспокойство рукокрылым, проводятся соревнования в пещерах и т.п.
  • Пещеры становятся популярными объектами для спелеотуристов, использующих пещеры в познавательных и спортивно-туристических целях.
  • В связи с ростом внутреннего «зеленого» туризма пещеры становятся интересным видом достопримечательностей сельской глубинки и уже включаются различными туристическими организациями в состав туров по Сибири.
  • Население, не располагающее информацией о ценности и уязвимости пещер, не знающее правил посещения пещер, наносит вред пещерам, организуя пикники для себя, а так же оказывая приезжим услуги сопровождения в пещерах.
  • Низка экологическая грамотность и культура поведения населения на природе.

 

В настоящих условиях статус памятника природы сам по себе не защищает объект – необходимо установление регулируемой рекреации для охраняемых пещер, а так же создания механизма возмещения расходов охраняющей организации.

Необходимо, что бы рекреационная (экскурсионная) деятельность охраняющей организации была направлена на просвещение и экологическое образование населения, а особо уязвимые участки или местообитания защищены или исключены из маршрута осмотра пещеры.

Предлагаемый в проекте мониторинг памятника природы не может быть осуществлен без поддержки администрации края и муниципального образования. Возможно, что эти мероприятия придется финансировать через научные, социальные, молодежные гранты или включать в краевую программу природоохранных мероприятий.

Для развития системы охраны и контроля за использованием пещер необходимо создание региональной комиссии из специалистов – экспертов: геологов, гидрогеологов, биологов (специалистов по рукокрылым, беспозвоночным и микроорганизмам), спелеологов, гляциологов, археологов, палеонтологов, географов, экологов, геофизиков. В задачи комиссии должна войти экспресс оценка научной (и другой) ценности объектов и выработка рекомендаций по режиму охраны и рекреации пещер, методов и объема мониторинговых мероприятий, природоохранному обустройству памятника природы. Представляется, что деятельность комиссии позволит максимально сохранить научную ценность пещер, провести оборудование маршрута с минимальным вредом для среды пещеры, установить щадящий режим рекреации.

При подготовке настоящего проекта организации памятника природы краевого значения «Пещера Партизанская» учтены рекомендации спелеологов, карстоведов, специалистов по рукокрылым, микробиологов, экологов. Экспертами-консультантами проекта выступили доктор г.м. наук, профессор Цыкин Р.А. (Красноярск), доктор Климчук А.Б., вице-президент Международного союза спелеологов (UIS). Полевые работы по картографии и описанию пещер частично финансировались из средств гранта «Спасти и сохранить» краевой грантовой программы «Социальное партнерство во имя развития». При разработке проекта использован опыт Научно-рекреационного природоохранного комплекса «Пещера Караульная».

 

 


Приложение.

  1. Проект «Положения о памятнике природы краевого значения «Пещера Партизанская»».
  2. Согласование с администрацией Березовского района границ и режима охраны проектируемого памятника природы.
  3. Согласование с ФГУ «Маганский лесхоз» границ и режима охраны проектируемого памятника природы.
  4. Протоколы проведенных совещаний по вопросу организации и функционирования памятника природы.
  5. Карта пещеры Партизанской.
  6. Карты лесоустройства с указанием выделов, относимых к памятнику природы «Пещера Партизанская».
  7. Карты местности с указанием входов в пещеры.
  8. Список литературы.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал