Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психология терроризма. Социально-психологический анализ терроризма.






Психологи выделяют ряд личностных предрасположенностей, которые часто становятся побудительными мотивами вступления индивидов на путь терроризма: сверхсосредоточенность на защите своего " Я" путем проекции с постоянной агрессивно-оборонительной готовностью; недостаточная личная идентичность, низкие самооценки, элементы расщепления личности; сильная потребность в присоединении к группе, т. е. в групповой идентификации или принадлежности; переживание большой степени социальной несправедливости со склонностью проецировать на общество причины своих неудач; социальная изолированность и отчужденность, ощущение нахождения на обочине общества и потери жизненной перспективы. При этом нельзя сказать, что приведенный набор этих характеристик является каким-то обобщенным психологическим профилем личности террориста. Важное значение в ряде случаев имеют политико-идеологические мотивы вступления в террористическую группу. Но они чаще являются формой рационализации более глубинных личностных мотивов - стремления к укреплению личностной идентичности и, что особенно важно, потребности принадлежности к группе.

Террористическая группа в психологическом смысле снимает у индивида неполноту или расщепленность психосоциальной идентичности. Она становится для него стабилизирующим психологическим основанием, позволяющим чувствовать себя целостной личностью, важным компонентом его самосознания и обретения смысла жизни, мощным механизмом духовной, ценностной и поведенческой стереотипизации.

 

Для личности террориста характерно негативное мироощущение, которое возникает под воздействием ряда факторов. В первую очередь к ним относится несоответствие между образом идеальной модели мира и самого себя в реальной действительности и возможностями самореализации. Это противоречие с идеалом трансформируется в субъективное ощущение личной и социальной неадекватности; в результате для личности террориста характерна позиция “ Я хороший, мир плохой”. Эта позиция становится средством моральной самозащиты, позволяющей оправдать любые деструктивные действия. Таким образом деятельность террористов принимает характер деструктивной самореализации. При этом через отрицание зарождается новая умозрительная концепция уверенности в своей правоте, которая сводит на минимум возможности позитивного воздействия на террористическую группу и отдельного террориста.

Помимо личностных факторов выделяют и ряд социально-психологических факторы, обеспечивающих вовлеченность в террористическую деятельность. Среди них можно выделить следующие:

использование различного рода психотехнологий, направленных на «промывание мозгов» (внушающее воздействие, идеологическая обработка, зомбирование и т.д.);

механизм групповой идентификации, обеспечивающий людям с ущербной самооценкой возможность почувствовать себя полноценной личностью, приобщаясь к числу «избранных, призванных к исправлению мира»;

деиндивидуализация психики - возникает «групповая мысль», содержание которой без критики и какой-либо попытки самостоятельности разделяется членами группы. Конфронтация определяет главное содержание этой мысли. Весь мир делится на «наших» и «не наших». Все, что исходит о «наших», любые их высказывания и действия, безраздельно одобряются. Все, что исходит от «не наших», априорно осуждается и объявляется порочным. Любая информация противоречащая такой железной установке, блокируется и не воспринимается.

 

конфликтные ситуации, особенно конфронтации с органами правопорядка, довольно часто криминальный и асоциальный опыт;

личные связи с членами террористических организаций.

4. Особенности работы психолога в ситуации захвата заложника: психологические аспекты ведения переговоров с преступниками.

При организации переговорного процесса в условиях личного контакта с преступником оптимальным считается ведение диалога один на один или, по крайней мере, равного количество человек как с одной, так и с другой стороны.

Необходимо стремиться к тому, чтобы собственно переговоры велись только между одним переговорщиком и одним преступником, т.к. между людьми, непосредственно ведущими диалог, образуется зона эмоциональной вовлеченности. При этом при наличии ряда преступников можно использовать конфронтацию, основанную на разжигании разногласий между ними.

Переговоры должны вестись по логике протекания процесса общения во­обще и последовательно проходить следующие этапы.

Первый этап - вхождение в контакт, этап накопления согласия, т.е. по­иск приемлемых тем для разговора, сходных оценочных суждений (например, начинать предложения с согласия, по типу: «Да.., но...» или с апелляции к муд­рости, опыту: «Вы же знаете сами...». «Вы же опытный человек...» и т.д.).

Второй этап - основной, на котором излагается суть предложений, тре­бований, просьб (варьируются стили ведения переговоров, применяются все­возможные психологические уловки, давление, заигрывание и т.п.).

Третий этап - заключительный, на котором подводятся итоги, прогова­ривается то, о чем договорились (на этом этапе зачастую используется такой психологический прием, как перефразирование).

Вышеназванные этапы циклично повторяются на протяжении всего вре­мени ведения переговоров, вплоть до освобождения всех заложников и капиту­ляции преступников или до начала спецоперации.

Переговорщик поэтапно реализует заранее отработанную линию поведе­ния по отношению к преступнику, которую уточняет в соответствии с конкрет­ным типом личности и сложившимися условиями.

Ведение переговоров довольно сложный и затяжной процесс, поэтому необходимо учитывать психологические закономерности динамики его этапов.

На первоначальном этапе преступники ведут себя крайне возбужденно, стремясь реализовать психологическую атаку на представителей ОВД и навя­зать удобные для себя условия общения, а поэтому в ход обычно идут оскорб­ления, угрозы, шантаж.

В связи с тем, что требования преступниками на первоначальном этапе формулируются в ультимативной форме, то (после сбора команды переговор­щиков), всегда требуется дать возможность вначале вступить в переговоры члену команды с меньшими статусными полномочиями, а силами остальных определять общую стратегию и дальнейший план действий по ведению перего­воров. Предстоит не только определиться по сюжету той игры, которую преступники навязывают, но и избрать эффективную стратегию и тактику своих действий.

В связи с этим, прежде всего, для реализации процесса переговоров необ­ходимо:

1) выяснить позицию преступника по отношению к переговорам;

2) опередить типологические особенности преступника;

3) подобрать с учетом типологии преступника и эффективно применить
оптимальные психотехники построения с ним взаимоотношений, конструк­тивно развивающихся с течением времени;

4) своевременно и профессионально применять приемы психологиче­ского воздействия, направленные на освобождение заложника (заложников) и сдачу преступника сотрудникам правоохранительных органов.

Преступник может занимать различные позиции по отношению к самой возможности ведения переговоров. Так преступник может быть:

• не согласен идти на переговоры;

• согласен на ведение переговоров в ограниченное время, причем с уг­розой особых последствий, если требования не выполнят в срок;

• согласен на ведение переговоров при авторитетных исполнителях;

• согласен на ведение переговоров без предварительных условий.

Представляется необходимым дать следующие рекомендации переговорщику по тактике ведения переговоров в зависимости от позиции преступника.

- при нейтрально-оборонительной позиции преступников:

• сообщить о полномочиях, вести переговоры уверенно и спокойно;

• наводящими вопросами попытаться выяснить степень принадлежно-сти к группе и степень осведомленности;

• строго предупредить об уголовной ответственности;

• попытаться перевербовать.

- при наступательно-агрессивной позиции преступников:

• сообщить о полномочиях, вести переговоры уверенно и спокойно;

• накапливать элементы согласия, попытаться заставить его идентифи­-
цировать себя с переговорщиком;

• взывать к гуманности, объективности и логике;

• проявлять готовность к обмену, но не предлагать выкуп сразу, не да-­
вать преступнику взять инициативу;

• попытаться успокоить, прислушаться и говорить его языком на вер­-
бальном и невербальном уровнях;

• показать заинтересованность в собеседнике;

• если «напирать», то напор должен быть вежливым и убедительным;
помнить, что противник не является подчиненным и при неудачных
переговорах может «закрыться» и уйти;

• предупредить об уголовной ответственности;

• задавать как можно больше уточняющих вопросов, расчленяющих
проблему на более мелкие вопросы;

• передать условия и договориться о следующей встрече.

Наиболее правильной тактической линией первоначального этапа перего­воров является демонстрирование психологической устойчивости, снятие у преступника эмоционального напряжения, а также возможное затягивание пе­реговоров, чтобы выиграть время для уточнения обстоятельств совершенного преступления, осуществления разведывательных мероприятий, заключающихся в выяснении личности преступников, их численности, наличия криминального опыта, возраста, физических и психологических особенностей и других, значи­мых для спецоперации данных. Одновременно требуется выяснить количество заложников, их состояние здоровья и отношения с преступниками.

При выборе стратегии переговорного общения продумываются форма их осуществления (например, письменная или устная), количественный и качест­венный состав группы переговорщиков (сотрудники ОВД, психологи, перево­дчики, посредники и др.), тактика в установлении психологического контакта и поддержании доверия к представителям переговорной стороны, приемы снятия перевозбуждения и перехода к спокойному обсуждению возникшей проблемы.

Иногда переговорщики настолько уверены в правоте своей позиции, со­средоточены на своих идеях, а также рассержены сопротивлением преступника, что не думают о том, как и почему оно возникает. Однако участники перегово­ров ничего не смогут сделать с сопротивлением их предложению пока не уяс­нят, какие виды сопротивления могут возникнуть и почему.

Причины отрицательной реакции преступников на предложения от переговорщиков могут быть следующие:

1.Противостоящая сторона может считать подозрительными ваши моти­вы. Подозрение может быть основано на прошлом опыте, неправильном пони­мании, репутации, отсутствии информации и т.д.

2.Противостоящая сторона может быть не убеждена в том, что ваше
предложение отвечает ее интересам.

3.Противостоящая сторона может быть не уверена в практической осу­ществимости вашего предложения.

4.Противостоящая сторона может сомневаться в вашем стремлении вы­полнять предлагаемые решения.

5.Противостоящая сторона может сомневаться в вашей способности вы­полнить предлагаемое решение, несмотря на ваше искреннее желание «сдер­жать слово».

6.Противостоящая сторона может сомневаться в ваших юридических или представительских полномочиях выдвигать предложения по урегулированию конфликта.

7.Противостоящая сторона может считать предложение несвоевременным.

8.Противостоящая сторона может полагать, что предлагаемый вариант
решения противоречит личному или общественному имиджу кого-либо.

9.Противостоящая сторона может не иметь времени, ресурсов или даже
сил, чтобы проанализировать или понять сложное предложение.

10.Противостоящая сторона может не хотеть или быть не в состоянии
предложить какие-либо уступки.

11.Противостоящая сторона может верить, что своим жестким сопротив­лением она может вынудить вас внести более выгодное для нее предложение.

12.Противостоящая сторона может бояться унижения, «потери лица», ес­ли примет предложение.

13.Противостоящая сторона может сопротивляться только потому, что
чувствует давление или угрозу, направленные на то, чтобы заставить ее согла­ситься.

Обычно на переговорах используют следующие тактики, чтобы сначала
уменьшить сопротивление другой стороны своему предложению:

• определяют реально существующие и потенциальные точки сопри­косновения;

• находят причины сопротивления противостоящей стороны;

• вырабатывают ответы на аргументы другой стороны;

• выбирают подход для того, чтобы решить поставленную проблему;

• вызывают обоснованные сомнения у противостоящей стороны в ее
позиции.

Основной и итоговой целью переговоров с преступниками, захватив­шими заложников, является сохранение жизни и здоровья граждан, оказавших­ся заложниками. Для достижения этой цели участники группы переговорщиков должны решить следующие первоначальные задачи:

• сформировать у себя психологическую готовность к переговорам, сделать нужный имидж переговорщика, определить стратегию своего поведения;

• снизить эмоциональный накал ситуации, успокоить преступника (сни­зить эго эмоциональную возбужденность), постараться вести как можно более развернутый диалог,

• «не забывать» при переговорах о заложниках, проводить с каждым из них индивидуальную подготовку к общению с преступником;

• охарактеризовать ситуацию в целом, сделать первые предположения о мотивах преступления, о личности ведущего переговоры и о группе преступников;

• решить, помощь каких специалистов может потребоваться в процессе ведения переговоров;

• стремиться к получению сведений о личности преступника и составлению его социально-психологической характеристики в целях:

а) идентификации личности преступника;

б) выявления точек психологического давления на преступника;

г) определения структуры и взаимоотношений в группе преступников.

• определить пол, возраст, рост, вес, языковую, этническую и конфес­сиональную принадлежность лица, с которым ведутся переговоры.

• сделать вывод об особенностях общения, мышления, уровне эмоцио­нальной устойчивости террориста и попытаться сделать предположе­ние о присущих ему психологических чертах личности;

• составить целостный психологический портрет преступника (группы) сразу настолько, насколько это возможно и дополнять его по мере на­копления информации;

• сделать выводы о возможном стиле ведения переговоров с данным
преступником и наиболее эффективных в этом случае приемах психо­логического давления на него.

При реализации переговорной деятельности в ситуации захвата заложни­ке» переговорщик должен:

• быть готов к «рваному» ритму переговоров;

• уметь взаимодействовать с консультантами (психологом, психиатром, юристом и другими специалистами, а также с родственниками и зна­комыми преступников) при подготовке к ведению переговоров и в хо­де непосредственной их реализации;

• уделять особое внимание убедительности высказываемых доводов в
пользу реально предпринимаемых действий на требования преступ­ников;

• после каждого из этапов переговоров делать разбор проведенного
диалога, оценивать, что удалось, что не удалось и как можно испра­вить допущенные неточности или ошибки.

От выдвижения первоначальных предложений до завершения каждого из этапов переговоров участники группы переговорщиков должны содействовать выработке общей линии поведения, обеспечивающей принятие своей позиции и увод противостоящей стороны от ее исходной позиции. При этом в ходе пере­говоров надо соблюдать следующие основные правила:

• не предлагать обмен на заложника;

• исключить передачу преступнику наркотиков, оружия, отравляющих и взрывчатых веществ;

• не вести переговоров, находясь на близком расстоянии от преступника;

• не поручать переговоры постороннему лицу;

• контролировать ситуацию и не допускать ее развития в нежелатель­ном направлении.

 

 

Литература:

 

1. Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь. СПб.: Речь, 2002, 162 с.

2. Котенев И.О. Опросник травматического стресса для диагностики психологических последствий несения службы сотрудниками органов внутренних дел в экстремальных условиях: Методическое пособие. М.: Академия МВД РФ. 1996, с.3-27

3. Малкина –Пых И.Г. Экстремальные ситуации. Справочник практического психолога. ООО Издательство «Эксмо», 2006, 960 с.

4. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия/ сост. А.Е. Тарас, К.В. Сельченок – М.: АСТ, Мн: Харвест, 2002, 480 с.

5. Психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел в экстремальных условиях. Методическое пособие. М.: УВР ГУКиКП МВД России, ЦОКП МВД России, 2001. 308 с.

6. Ромек В.Г., Конторович В.А., Крукович Е.И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. СПб.: Речь, 2005, 256 с.

7. Столяренко А. М. Прикладная юридическая психология. Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2001 г. – 639 с.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал