Продолжать совершенствовать диалогическую речь: учить активно участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.
Поощрять попытки детей в процессе самостоятельной деятельности использовать объяснительную речь при общении друг с другом.
Воспитывать желание говорить как взрослые, поощрять попытки ребенка выяснить, правильно ли он ответил на заданный вопрос.
Учить детей описывать предмет, картину (по образцу воспитателя).
Упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточных карточек («У меня получился вот какой лес. В нем живут... растут...» и т. п.).
Упражнять детей в умении драматизировать небольшие сказки или наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.
• значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка;
• активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики (нарядный, красивый), разнообразные свойства и качества предметов. Понимать и употреблять слова-антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница — сухарница);
• осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове;
• осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
• подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать отрывки из знакомых произведений;
• рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии;
• активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).
Дата
| Тема недели
| Тема занятия
| Программное содержание
| Материалы
| Литература
|
2.09.2015
| День знаний «Моя малая Родина». ОБЖ. Ребёнок на улице.
| Беседа с детьми на тему «Надо ли учиться говорить?»
| Помочь детям понять, что и зачем они будут делать на занятиях по развитию речи.
| Игрушка лиса, рисунок с образцами тканей
| В.В. Гербова «Развитие речи в средней группе детского сада»
|
9.09.2015
| . Золотая осень, листопад.
| Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад». Составление рассказа о кукле
| Продолжать учить детей составлять рассказы об игрушке. Познакомить со стихотворением о ранней осени, приобщая к поэзии и развивая поэтический слух.
| Кукла, стихотворения И. Бунина «Листопад».
| В.В. Гербова «Развитие речи в средней группе детского сада»
|
16.09.2015
| Овощи и фрукты.
| Составление рассказа: «Наша неваляшка»
| Учить детей, следуя плану рассматривания игрушки, рассказывать о ней при минимальной помощи педагога.
| Неваляшка
| В.В. Гербова «Развитие речи в средней группе детского сада»
|
23.09.2015
| Труд людей
| Звуковая культура речи: звуки с и сь
| Объяснить детям артикуляцию звука с, поупражнять в правильном, отчетливом его произнесении (в словах, фразовой речи).
| узкие полоски папиросной бумаги
| В.В. Гербова «Развитие речи в средней группе детского сада»
|
30.09.2015
| Домашние животные.
| Чтение сказки К. Чуковского «Телефон»
| Порадовать детей чтением веселой сказки. Поупражнять в инсценировании отрывков из произведения.
Предварительная работа. Утром в уголок книги положить иллюстрированное издание сказки К. Чуковского «Телефон» (лучше с рисунками В. Сутеева).
| К. Чуковского «Телефон» (лучше с рисунками В. Сутеева).
| В.В. Гербова «Развитие речи в средней группе детского сада»
|
7.10.2015
| Дикие животные
| Звуковая культура речи: звуки з и зь
| Упражнять детей в произношении изолированного звука з (в слогах, словах); учить произносить звук з твердо и мягко; различать слова со звуками з, зь.
| Ферзь - шахматная фигура
| В.В. Гербова «Развитие речи в средней группе детского сада»
|
14.10.2015
| Какая бывает осень?
| Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов — описаний игрушек
| Приобщать детей к восприятию поэтической речи. Продолжать учить рассказывать об игрушке по определенному плану (по подражанию педагогу).
| две разные по внешнему виду мягкие игрушки
| В.В. Гербова «Развитие речи в средней группе детского сада»
|
21.10.2015
| . ОБЖ. Ребенок и другие люди.
| Заучивание русской народной песенки «Тень-тень-потетень»
| Помочь детям запомнить и выразительно читать песенку.
Предварительная работа. Накануне выяснить, какие стихотворения помнят дети. Напомнить им стихотворения А. Барто (из цикла «Игрушки»: «Мишка», «Мячик», «Кораблик»), русские народные песенки «Пошел котик на торжок…», «Огуречик, огуречик…», «Пальчик- мальчик…»
| песенка «Тень-тень-потетень»
| В.В. Гербова «Развитие речи в средней группе детского сада»
|
28.10.2015
| Мой родной д/с, город.
| Чтение сказки «Три поросенка»
| Познакомить детей с английской сказкой «Три поросенка» (пер. С. Михалкова), помочь понять ее смысл и выделить слова, передающие страх поросят и страдания ошпаренного кипятком волка.
| сказка «Три поросенка»
| В.В. Гербова «Развитие речи в средней группе детского сада»
|
11.11.2015
| 2. Скоро зима.
| Звуковая культура речи: звук ц
| Упражнять детей в произнесении звука ц (изолированного, в слогах, в словах). Совершенствовать интонационную выразительность речи. Учить различать слова, начинающиеся со звука ц, ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание.
|
| В.В. Гербова «Развитие речи в средней группе детского сада»
|
18.11.2015
| 3. Моя семья (домашний адрес).
| Рассказывание по картине «Собака со щенятами». Чтение стихов о поздней осени
| Учить детей описывать картину в определенной последовательности, называть картинку. Приобщать детей к поэзии.
| Картина «Собака со щенятами»
| В.В. Гербова «Развитие речи в средней группе детского сада»
|
25.11.2015
| 4. Транспорт.
| Составление рассказа об игрушке. Дидактическое упражнение «Что из чего?»
| Проверить, насколько у детей сформировано умение составлять последовательный рассказ об игрушке. Поупражнять детей в умении образовывать слова по аналогии.
| несколько игрушек
| В.В. Гербова «Развитие речи в средней группе детского сада»
|
2.12.2015
| . Зима
| Чтение и заучивание стихотворений о зиме
| Приобщать детей к поэзии. Помогать детям запоминать и выразительно читать стихотворения.
| А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…», И. Сурикова «Зима» (в сокр.), С. Дрожжина «Улицей гуляет…», Н. Некрасова «Не ветер бушует над бором…».
| В.В. Гербова «Развитие речи в средней группе детского сада»
|
9.12.2015
| 2. В мире музыки.
| Чтение детям русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк»
| Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк» (обр. М. Булатова), помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения.
Предварительная работа. Накануне в уголок книги на видное место следует поместить иллюстрированное издание сказки. Если возникнет необходимость, обратить на нее внимание детей, попросить рассмотреть рисунки, догадаться, о ком эта сказка.
| сказка «Лисичка-сестричка и волк»
| В.В. Гербова «Развитие речи в средней группе детского сада»
|
16.12.2015
| 3.Вода.
| Обучение рассказыванию по картине «Вот это снеговик!»1
| Учить детей составлять рассказы по картине без повторов и пропусков существенной информации. Обучать умению придумывать название картине.
| картина «Вот это снеговик!»
| В.В. Гербова «Развитие речи в средней группе детского сада»
|
23.12.2015
| 4. В гостях у бабушки. Русский фольклор.
| Звуковая культура речи: звук ш
| Показать детям артикуляцию звука ш, учить четко произносить звук (изолированно, в слогах, в словах); различать слова со звуком ш.
|
| В.В. Гербова «Развитие речи в средней группе детского сада»
|
30.12.2015
| 1. Неделя здоровья. Рождественские колядки.
| Чтение детям русской народной сказки «Зимовье»
| Помочь детям вспомнить известные им русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Зимовье» (в обр. И. Соколова-Микитова).
| иллюстрации сказок «Колобок», «Гуси-лебеди», отрывок из сказки «Лиса и заяц», песенка лисы из сказки «Кот, петух и лиса»
| В.В. Гербова «Развитие речи в средней группе детского сада»
|
13.01.2016
| 2.Почемучкина неделя. Сенсорные эталоны.
| Звуковая культуры речи: звук ж
| Упражнять детей в правильном и четком произнесении звука ж (изолированного, в звукоподражательных словах); в умении определять слова со звуком ж.
|
| В.В. Гербова «Развитие речи в средней группе детского сада»
|
20.01.2016
| 3. Мебель.
| Обучение рассказыванию по картине «Таня не боится мороза»1
| Учить детей рассматривать картину и рассказывать о ней в определенной последовательности; учить придумывать название картины.
| картина «Таня не боится мороза»
| В.В. Гербова «Развитие речи в средней группе детского сада»
|
27.01.2016
| 4. ОБЖ. Здоровье ребенка. Советы доктора
Градусника.
| Чтение любимых стихотворений. Заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать»
| Выяснить, какие программные стихотворения знают дети. Помочь детям запомнить новое стихотворение.
Предварительная работа. Подготовить прозрачные пластиковые пластины зеленого цвета. Дать детям возможность увидеть окружающий мир в зеленом цвете. Попросить ребят прочитать любимые стихотворения.
| Стихи: «Почему медведь спит зимой» В. Орлова, «Не ветер бушует над бором…» Н. Некрасова, «Тень-тень-потетень»
| В.В. Гербова «Развитие речи в средней группе детского сада»
|
3.02.2016
| 1. Русский фольклор.
| Мини-викторина по сказкам К. Чуковского. Чтение произведения «Федорино горе»
| Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок К. Чуковского. Познакомить со сказкой «Федорино горе».
| иллюстрации к сказкам К. Чуковского
| В.В. Гербова «Развитие речи в средней группе детского сада»
|
10.02.2016
| 2. Наши мамы и папы
| Звуковая культура речи: звук ч
| Объяснить детям, как правильно произносится звук ч, упражнять в произнесении звука (изолированно, в словах, стихах). Развивать фонематический слух детей.
|
| В.В. Гербова «Развитие речи в средней группе детского сада»
|
17.02.2016
| 3. День защитника Отечества.
| Составление рассказов по картине «На полянке»
| Помогать детям рассматривать и описывать картину в определенной последовательности. Продолжать учить придумывать название картине.
| картина «На полянке»
| В.В. Гербова «Развитие речи в средней группе детского сада»
|
24.02.2016
| 4. Кто мы? Какие мы?
| Урок вежливости
| Рассказать детям о том, как принято встречать гостей, как и что лучше показать гостю, чтобы он не заскучал.
|
| В.В. Гербова «Развитие речи в средней группе детского сада»
|
2.03.2016
| 1. О любимых мамах.
| Готовимся встречать весну и Международный женский день
| Познакомить детей со стихотворением А. Плещеева «Весна». Поупражнять в умении поздравлять женщин с праздником.
| стихотворение «Весна» А. Плещеева, И. Косякова «Все она»
| В.В. Гербова «Развитие речи в средней группе детского сада»
|
9.03.2016
| 2. Что из чего сделано и для чего.
| Звуковая культура речи: звуки щ — ч
| Упражнять детей в правильном произнесении звука щ и дифференциации звуков щ — ч.
|
| В.В. Гербова «Развитие речи в средней группе детского сада»
|
16.03.2016
| 3. Общественный транспорт.
| Русские сказки (мини-викторина). Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко»
| Помочь детям вспомнить названия и содержание уже известных им сказок. Познакомить со сказкой «Петушок и бобовое зернышко».
| обложки (рисунки) сказок, с которыми дети познакомились в этом году
| В.В. Гербова «Развитие речи в средней группе детского сада»
|
23.03.2016
| 4. Птицы и животные весной.
| Составление рассказов по картине
| Проверить, умеют ли дети придерживаться определенной последовательности, составляя рассказ по картине; поняли ли они, что значит озаглавить картину.
| картина «Одуванчики»1
| В.В. Гербова «Развитие речи в средней группе детского сада»
|
30.03.2016
| 1. День веселья. Игры и забавы.
| Чтение детям сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича — Длинный нос и про Мохнатого Мишу — Короткий хвост»
| Познакомить детей с авторской литературной сказкой. Помочь им понять, почему автор так уважительно называет комара.
Предварительная работа. Накануне следует прочитать детям «Сказку про храброго Зайца — Длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Д. Мамина-Сибиряка (из репертуара для детей 3–4 лет); повторить необычное название сказки — характеристику зайца.
| сказка Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича — Длинный нос и про Мохнатого Мишу — Короткий хвост»
| В.В. Гербова «Развитие речи в средней группе детского сада»
|
6.04.2016
| 2. Покорение космоса
| Звуковая культура речи: звуки л, ль
| Упражнять детей в четком произнесении звука л (в звукосочетаниях, словах, фразовой речи). Совершенствовать фонематическое восприятие — учить определять слова со звуками л, ль.
|
| В.В. Гербова «Развитие речи в средней группе детского сада»
|
13.04.2016
| 3.Весна. ОБЖ. Ребенок и природа.
| Обучение рассказыванию: работа с картиной-матрицей и раздаточными картинками
| Учить детей создавать картину и рассказывать о ее содержании, развивать творческое мышление.
| фланелеграф и альбомные картинки-матрицы
| В.В. Гербова «Развитие речи в средней группе детского сада»
|
20.04.2016
| 4. Профессии.
| Заучивание стихотворений
Заучивание стихотворения Ю. Кушака «Олененок»
| Помочь детям запомнить и выразительно читать одно из стихотворений.
| стихотворение Ю. Кушака «Олененок».
| В.В. Гербова «Развитие речи в средней группе детского сада»
|
27.04.2016
| 5. Детям об огне и пожаре.
| Прощаемся с подготовишками
| Оказать внимание детям, которые покидают детский сад, пожелать им доброго пути.
Предварительная работа. Рассказать ребятам о том, что у детей подготовительной группы будет выпускной вечер. Они уходят в школу.
Рассмотреть с детьми «дипломы» выпускников, полюбоваться их фотографиями. Вызвать у ребят желание подарить старшим детям сувениры, изготовленные своими руками (в детском саду и дома).
|
| В.В. Гербова «Развитие речи в средней группе детского сада»
|
4.05.2016
| 1. Наши герои.
| День Победы
| Выяснить, что знают дети об этом великом празднике. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение Т. Белозерова «Праздник Победы».
Предварительная работа. Обратиться к родителям детей с просьбой рассказать дошкольникам о родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне».
| стихотворение Т. Белозерова «Праздник Победы».
| В.В. Гербова «Развитие речи в средней группе детского сада»
|
11.05.2016
| 2. ОБЖ. Ребенок дома.
| Звуковая культура речи: звуки р, рь
| Упражнять детей в четком и правильном произнесении звука р (изолированно, в чистоговорках, в словах).
|
| В.В. Гербова «Развитие речи в средней группе детского сада»
|
18.05.2016
| 3. Труд людей
| Заучивание стихотворений о весне
| Помочь детям запомнить и выразительно читать одно из стихотворений.
| Стихи и иллюстрации о весне
| В.В. Гербова «Развитие речи в средней группе детского сада»
|
25.05.2016
| 4. Лето, травы.
| Литературный калейдоскоп
| Выяснить, есть ли у детей любимые стихи, сказки, рассказы; знают ли они загадки и считалки.
|
|
|