Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономические механизмы государственного управления развитием региональной системы образования






РАЗДЕЛ 2

 

1. Сущность экономического механизма государственного управления региональной системой образования.

 

Экономический механизм государственного регулирования региональной системы образования – это совокупность элементов, методов, форм, способов, правил, процедур принятия решений при воздействии государства на систему образования региона для достижения его целей.

2. Государство как инициатор и главный организатор исполнения мероприятий по совершенствованию государственного управления системой образования.

 

Государство в лице органов управления образованием выступает инициатором и главным организатором исполнения мероприятий по совершенствованию государственного управления системой образования. Поскольку государство разрабатывает, принимает и реализовывает управленческие решения в сфере образования. Однако, решения проблем системы, достижения поставленных перед ней целей не происходит, засчет неразработанности методологической основы для данной работы:

- отсутствуют показатели оценки доступности, качества и эффективности образования, выделенных в программных документах в качестве основных характеристик системы, которые должны расти;

- планируемые в рамках модернизации экономики РФ мероприятия не направлены на достижение поставленных целей;

- не разработаны подходы к оценке состояния системы образования по результатам измерения ее основных характеристик.

 

3. Обобщение международного опыта совершенствования управления образованием.

Анализ международного опыта совершенствования управления образованием показал следующее:

- большинство стран ставят перед системами образования во многом однотипные задачи: повышение доступности образования, в том числе особо выделяя отдельные категории граждан, повышение качества образования, совершенствование структуры подготовки кадров с ориентацией на рынок труда и возможность повышения адаптационной способности выпускников к меняющимся условиям экономики;

- развитие систем образования и управления ими осуществляется на основе разработки и реализации программ развития образования на достаточно длительный срок; цели развития образования определяются максимально конкретно, исходя из необходимости и возможности оценки степени их достижения, понятной для общества;

- большинство стран сходятся на необходимости расширения в управлении общественной составляющей, реализуемой через создание и поддержку деятельности коллегиальных органов по оценке качества образования, определению основных направлений развития системы образования с обществом и экономикой;

- опыт разных стран по совершенствованию управления не выявил однозначных преимуществ применяемых моделей, позволяющих использовать их в качестве образцов, что связано с неразработанностью подходов к оценке эффективности управления.

4. Основные направления совершенствования управления образованием в зарубежных странах.

Большинство стран осуществляют совершенствование управления образованием по следующим основным направлениям:

- расширение круга субъектов, привлекаемых к участию в управлении образованием;

- использование конкурсных начал в управлении;

- изменение механизмов финансирования, связывание объемов с производительностью и научным потенциалом;

- развитие вузовской автономии: предоставление структурной независимости, возможности определения внутренней структуры вуза;

- усиление роли исполнительных органов в управлении взамен рекомендующих.

5. Методологические основы развития современного высшего образования России в условиях международной интеграции.

Представляя управление как деятельность по обеспечению достижения поставленных целей и взаимодействие между органом управления и другими элементами системы образования, следует применить методологию функционального моделирования этих процессов. Модель управления отображает участие основных субъектов, включенных в образовательный процесс:

- органа управления, определяющего для образовательного учреждения цели, условия функционирования и механизмы ресурсного обеспечения, необходимые для достижения поставленных целей;

- образовательного учреждения, реализующего образовательный процесс в соответствии с поставленными целями, в рамках заданных условий и с использованием установленных механизмов ресурсного обеспечения.

Опыт совершенствования государственного регулирования системы образования в РФ показал, что независимо от исторического этапа в рамках этой работы решаются практически одни и те же задачи, направленные на то, чтобы средствами управления изменить характеристики системы образования и результаты ее деятельности:

- повысить качество подготовки на всех уровнях образования;

- усовершенствовать структуры подготовки по уровням и специальностям в соответствии с потребностями народного хозяйства и экономики; следует отметить, что потребности экономики в подготовленных специалистах определялись и продолжают определяться самой системой образования, а в настоящее время - самими образовательными учреждениями, и проблема эта на системном уровне практически не решается;

- рационализировать использование ресурсов, предоставляемых образованию государством;

- развивать самостоятельность и инициативу образовательных учреждений при одновременном (на некоторых этапах - при преимущественном)усилении централизованного управления.

 

6. Применение методологии функционального моделирования для решения некоторых проблем модернизации образования России.

Применение методологии функционального моделирования для решения некоторых проблем модернизации образования показало возможность:

- разработки набора процессов и их содержания для достижения необходимого результата;

- определения требований к перечню решений, которые необходимо принимать для обеспечения реализации процессов;

- оценки потребности в ресурсном обеспечении процессов, направленных на получение необходимого результата.

Моделирование показывает, что орган управления обязан определить: цели и задачи функционирования образовательного учреждения; условия осуществления образовательным учреждением различных видов деятельности, соответствующих целям, задачам и условиям функционирования системы образования; механизмы ресурсного обеспечения функционирования образовательного учреждения, а также аналогичные параметры для своего собственного функционирования.

Моделирование включения в систему образования новых форм образовательных организаций позволило:

- определить решения, которые должны приниматься управление для обеспечения функционирования системы образования в измененных условиях;

- оценить потребности в ресурсном обеспечении реализации процессов взаимодействия образовательных организаций;

- разработать подходы к формированию структуры управления.

Моделирование также показало, что каких-либо изменений управление образованием при создании новых форм образовательных организаций не претерпевает. Это не позволяет говорить о том, что данная мера приведет к совершенствованию управления образованием.

7. Развитие современного высшего образования России в условиях интеграции в мировое и европейское образовательное пространство.

В условиях формирования новой образовательной парадигмы, связанной с переходом к обществу, построенному на знаниях, глобализацией и интеграцией образовательных систем, актуализируется вопрос о принципах и характере развития высшего образования, способного научить современного человека умению жить, действовать, умению жить вместе и умению быть. Это изменяет логику и содержание образовательного процесса, предлагая вместо кон-центрированного образования на протяжении определенного периода перейти к асинхронным моделям учебы в течение жизни, которые можно выбирать или варьировать в зависимости от потребностей и интересов человека, конъюнктуры рынка труда, общественного заказа. Функции высшего образования значительно расширяются: от производства, Накопления, передачи - к продаже знаний, от формирования личности к выполнению индивидуальных образовательных заказов клиентов. Такой подход тяжело воспринимается в российском обществе, научно-педагогической среде, особенно в условиях присоединения России до Болонского процесса с соответствующими обязательствами относительно ее участия в формировании единого Европейского образовательного пространства.

Образовательные услуги входят сегодня в перечень платных услуг и этот рынок приобретает значительные денежные обороты, характеризуется высокой конкуренцией. Кроме того, все более распространяет тенденция сокращения государственного финансирования образования. Следовательно, общество должно определиться в сумме расходов на образование, ведь эти средства составляют довольно солидную величину и должны быть потрачены таким.образом, чтобы могли обеспечит прибыль собственному государству, а не оплачивать высококачественную интеллектуальную рабочую силу для ее использования в других странах.

Научно обоснованным во многих публикациях фактом современного мирового развития является прямая зависимость между уровнем образования и уровнем ВВП, т.к. конкурентоспособность современно экономики в значительной степени определяется способностью привлечь в экономику интеллектуально-информационные ресурсы.

8. Фундаментализация образования как одно из направлений повышения его качества.

Фундаментализация образования является одним из направлений повышения качества образования в рамках болонских реформ и предусматривает: приоритет методологически важных знаний над ситуативными, прагматичными, которые могут приобретаться в процессе практической деятельности в зависимости от сферы производства; направленность на овладение взаимодополняющими компонентами научного знания; рациональность мышления; формирования научной культуры и академической этики.

О необходимости создания системы, при которой новейшие технологии, которые создаются учеными, могут быть внедрены в экономику, говорится на разных уровнях, но реально отсутствующие шаги, которые бы создавали благоприятные условия для такого процесса. Трансферт технологий от ученых к производству требует особенного инновационного менеджмента, в которой пока что недостаточно заинтересованы ни государство, ни высшее образование, ни бизнес. Как свидетельствует практика инновационного менеджмента в США и Европе, трансферт новы технологий осуществляется при условиях наличия пакета законов, которые поддерживают инновационную деятельность; при широкой финансовой поддержке как со стороны государства, так и бизнес-структур постоянном информировании о научных достижениях; при наличии при университетах инновационных фирм. Без усилий по созданию таки условий в России трудно рассчитывать на ее приемлемую интеграцию мировое и европейское образовательное пространство, и, тем более, лидерство.

9. Система образования в обеспечении устойчивого развития социального комплекса региона.

Система образования играет важнейшую роль в обеспечении устойчивого развития социального комплекса регионов РФ. Устойчиво развитие системы образования региона невозможно без инноваций. Этим объясняется актуальность и выбор темы исследования.

В настоящее время можно выделить три основных направления влияния учебных учреждений на развитие инноваций в регионах РФ: традиционная роль университетов как научно-исследовательских центров, создающих новое знание и разрабатывающих на его базе новые инновационные технологии; роль университетов как инновационных центров, способствующих трансферту новых технологий от стадии научной разработки до начальных этапов их технологического оформления и передачи на стадию промышленных испытаний; подготовка высокопрофессиональных кадров для функционирования всей цепочки создания и трансферта инновационных технологий - от разработчиков до специалистов промышленных предприятии, включая специалистов по инновационной деятельности.

10. Эффективность защиты и реализации инноваций в российской системе высшего образования.

Низкая эффективность защиты и реализации инноваций в российской системе высшего образования является одной из причин того, что при одинаковой численности исследователей на тысячу занятого населения в РФ и странах ЕС эффективность зарубежных исследований разработок (число Нобелевских лауреатов, публикаций и патентов, динамика роста инноваций, доля наукоемких технологий) в разы превосходит российские показатели. Другой важной причиной является низкий уровень материального поощрения. На материальное поощрение научных работников, чьи результаты используются в производстве приносят реальный доход, тратится 10% прибыли в Германии, 12, 5% - США, более 16% - в Швейцарии, то есть конкретная деятельность, приводящая к повышению доходности, стимулируется. Мы считаем, что именно современные механизмы инновационного развития сферы образования предоставляет реальные возможности дифференциации уровня оплаты вузовских преподавателей в зависимости от качества и ценности предоставляемых образовательных услуг и степени их отдачи в реальных инновационных процессах.

11. Современные организационно-экономические механизмы инновационного развития региональной системы образования.

Современные организационно-экономические механизмы инновационного развития сферы образования смогут стать реальным инструментом формирования в системе образования не только специализаций, но и уровней образования в соответствии с индивидуальными способностями обучающихся, потребностями рынка труда и реальными возможностями образовательного учреждения, что позволит многократно повысить эффективность российского образования без увеличения бюджетных расходов на эти цели. При этом объединяющее, ведущее начало при образовании кластера организациями, относящимися к образовательной сфере, должен осуществлять вуз. Так, исходя из существующей практики построения интегрированных корпоративных структур и специфики создаваемого инновационного научно-образовательного и производственного комплекса целесообразно выделять в его организационной структуре следующие уровни управленческой иерархии: уровень центра, выполняющего задачи управления портфелем заказов и корпоративными ресурсами; уровень управления отдельными сегментами инновационного научно-образовательного и производственного комплекса, которые реализуют процессы, осуществляемые разными организациями, входящими в инновационный научно-образовательный и производственный комплекс; уровень управления конкретными направлениями и проектами, т.е. основными процессами, реализуемыми в рамках инновационного научно-образовательного и производственного комплекса.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал