В таблице представлено 9 показателей адаптации первоклассников к школе и уровни их проявления: настроение ребенка (7 уровней проявления); контакты со сверстниками (6 уровней); познавательная активность (5 уровней); дисциплина (6 уровней); реакции агрессии, гнева (6 уровней); страх (5 уровней); двигательная активность на перемене (4 уровня); общее самочувствие (5 уровней); успеваемость (4 уровня).
Учитель выбирает наиболее характерный для ребенка уровень проявления в каждом из 9 показателей адаптации. Порядковый номер уровня является баллом. Баллы суммируются, и по ним определяется уровень адаптации.
| № уровня показателя адаптации
| Показатели адаптации и характеристика
их различных уровней
| Выбранный уровень показателя адаптации
| Примечание
|
| Настроение ребенка
|
|
| Настроение стабильное, эмоционально уравновешенное
|
| |
|
| Эпизодические проявления снижения настроения
|
| |
|
| Легкая депрессия, из которой ребенок выходит в случае интересных заданий
|
| |
|
| Вялость, рассеянность
|
| |
|
| Заторможенность, истерия, плач
|
| |
|
| Выражение негативного отношения к школе
|
| |
|
| Полное нежелание идти в школу
|
| |
| Контакты со сверстниками
|
|
| Легко и уверенно входит в коллектив
|
| |
|
| Активно ищет и устанавливает контакты со сверстниками
|
| |
|
| Инициативы в установлении контактов не проявляет, но при случае выражает готовность “сотрудничать” со сверстниками
|
| |
|
| Робок, малоинициативен, избирателен в общении
|
| |
|
| Не поддерживает социальных контактов
|
| |
|
| Замкнут, недоверчив, стремится изолироваться от сверстников
|
| |
| Познавательная активность
|
|
| На уроках проявляет активность и интерес
|
| |
|
| Посещает все уроки без принуждения
|
| |
|
| Проявляет избирательный интерес к определенным урокам и остается равнодушным к другим
|
| |
|
| Учится без видимого желания
|
| |
|
| Не проявляет интереса к учебе, тяготится ею
|
| |
| Дисциплина
|
|
| С особой тщательностью и усердием выполняет все требования учителя
|
| |
|
| Выполняет практически все требования учителя, усидчив, старателен, мало отвлекается
|
| |
|
| Пытается идти в ногу с классом, но это не всегда получается из? за несобранности
|
| |
|
| Требования учителя выполняет неохотно
|
| |
|
| На уроках часто отвлекается
|
| |
|
| Игнорирует требования учителя
|
| |
| Реакции агрессии, гнева
|
|
| Гнев проявляет редко, когда возникает необходимость, агрессия отсутствует
|
| |
|
| Гнев практически отсутствует в силу характерологических особенностей
|
| |
|
| Гнев отсутствует в связи со сниженным настроением
|
| |
|
| Гнев отсутствует совершенно, ребенок не может постоять за себя
|
| |
|
| Не всегда мотивированные проявления агрессии в отношении сверстников
|
| |
|
| Отчетливые и частые проявления агрессии в отношении сверстников и даже учителя
|
| |
| Страх
|
|
| Страх отсутствует
|
| |
|
| Эпизодически робок, застенчив, стеснителен
|
| |
|
| Робок, застенчив, легко теряется
|
| |
|
| Указанные черты ярко выражены
|
| |
|
| В случае выраженной тревоги и неуверенности ищет защиты у учителя
|
| |
| Двигательная активность на перемене
|
|
| Ребенок подвижен, активен
|
| |
|
| Двигательная активность очень высока и проявляется в шумных развлечениях, шалостях
|
| |
| 3
| Двигательная активность низкая
|
| |
|
| Двигательная активность всегда низкая
|
| |
| Общее самочувствие
|
|
| Жалоб не предъявляет, чувствует себя бодрым
|
| |
|
| Активно не жалуется, но после уроков возникает чувство усталости
|
| |
|
| Периодически жалуется на недомогания
|
| |
|
| Жалобы принимают устойчивый характер
|
| |
|
| Проявление невротических расстройств
|
| |
| Успеваемость
|
|
| Хорошая
|
| |
|
| Хорошая/удовлетворительная
|
| |
|
| Удовлетворительная
|
| |
|
| Удовлетворительная/плохая
|
|
|