Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реабилитация при нарушениях движения






 

В зависимости от вида нарушения в ходе реабилитационных мероприятий лечат спастичность, параличи, нарушение подвижно­сти пальцев рук, равновесия, координации движений (нарушение взаимодействия движений), тремор, нарушения осанки и склон­ность к укорочению сухожилий (контрактуры). Чаще всего у боль­ного рассеянным склерозом наблюдается сочетание нарушений разного рода, проявляющихся в различной степени, поэтому самыми эффективными реабилитационными мерами являются те, которые разработаны индивидуально с учетом состояния больного и его основных проблем. При нарушениях движения помогают систематические занятия лечебной физкультурой.

Упражнения больному рассеянным склерозом помогают де­лать врач или методист лечебной физкультуры, знакомый с мето­дами нейрореабилитации. В лечебных и консультационных центрах,. где наблюдаются больные рассеянным склерозом, занятия по ле­чебной физкультуре чаще всего проводятся терапевтами Методист по лечебной физкультуре анализирует состояние больного, определяет какими нарушениями движения он страдает и в соответствии с по­лученными данными разрабатывает индивидуальный план лечения.

Чаще всего во время занятий лечебной физкультурой вы­полняются упражнения, направленные на уменьшение спастичности, укрепление силы мышц и улучшение координации движений и чувства равновесия. Сначала больной пассивен, и по команде врача принимает то или иное положение. Врач проделывает с ним различные движения и постепенно побуждает больного выполнять определенные упражнения самостоятельно.

Чаще всего при рассеянном склерозе используется восстано­вительное лечение, главным принципом которого являются сня­тие спастичности разгибающих мышц и укрепление приводящих мышц посредством выполнения определенных упражнений, т. е., если в качестве примера взять упражнение для ног, то цель упражнения – расслабить икроножные мышцы и укрепить при­водящие мышцы бедра (рис. 7а, б). Упражнения также позволяют тренировать мышцы, пораженные параличом. Под руководством или при поддержке методиста ЛФК больной принимает то или иное положение тела, которое облегчает выполнение упражнений и одновременно позволяет достичь важных результатов в трени­ровке, например, так называемое диагональное положение (ноги и верхняя часть туловища или руки направлены в противополож­ные стороны) (рис. 8а, б).

Способность ходить улучшает поза со стабильным положе­нием позвоночника. Для этого туловище и голову нужно держать очень прямо, подбородок должен быть слегка опущен (рис. 9). Необходимо научиться принимать эту позу автоматически, бессоз­нательно. Вот почему методист ЛФК постоянно поправляет боль­ного во время лечения, а упражнения часто выполняются перед зеркалом. Благодаря этому больной видит, в каком положении он находится, насколько правильно он выполняет те или иные дви­жения, доволен ли им методист. Это позволяет ему контролиро­вать себя до тех пор, пока движение не будет усвоено. Одновре­менно выполняются упражнения на расслабление с целью уменьшения спастичности и силовые упражнения, например, упражнения в положении стоя на четвереньках с совершением дви­жений руками и ногами (рис. 10а, б, в).

При выполнении упражнений используются различные вспо­могательные средства и приспособления, например, большой гимнастический мяч для снятия спастичности, брусья, роликовая тележка, беговая дорожка, шведская стенка, различные «ходунки», подвижные или жестко укрепленные опоры для ходьбы (рис. 11 а–г).

При слабости мышц стопы, сопровождающейся снижением силы мышц, вызванным неподвижностью (парез малоберцового нерва), функции мышц можно восстановить при помощи специ­ального оборудования с компьютерным управлением (нервно-мышечный стимулятор по Стивеллу) или при помощи стимуля­тора КОС 2000.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал