Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 6: Русская культура на рубеже веков






 

Лекция № 1. Исторические условия и особенности развития культуры в конце XIX – ХХ вв.

1. Развитие образования и просвещения.

2. Научные достижения.

3. «Серебряный век» русской поэзии.

4. Театральная жизнь в начала века. Становление отечественного балета.

 

Лекция № 2. Изобразительного искусства конца XIX – начало ХХ.

1. Новаторские взгляды на роль искусства. Модерн.

2. Музыкальная культура. Ф.И. Шаляпин.

3. Основные направления в живописи и творческие объединения художников.

4. Стилистические поиски в области архитектуры и скульптуры.

5. Итоги культурно-исторического процесса в России конца XIX – начала ХХ в.

 

Литература

1. Борисова Е.А., Каждан Т.П. Русская архитектура конца XIX – начала ХХ вв. – М., 1971.

2. Виргинский В.С., Хотеенко В.Ф. Очерки истории науки и техники. 1870-1917 гг. – М., 1988.

3. Дмитриев С.С. Очерки истории русской культуры начала ХХ в. – М., 1985.

4. История русского и советского искусства. – М., 1989.

5. Моров А.Г. Три века русской сцены. – М., 1978, кн. 1.

6. Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском изобразительном искусстве конца XIX – начала ХХ вв. – М., 1991.

7. Русский балетный театр начала ХХ в. – М., 1972.

8. Русский оперный театр между двух революций (1905-1907 гг.) – Л., 1975.

9. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX – начала ХХ вв. – М., 1993.

 

 

3.3. Планы семинарских и лабораторных занятий
по Отечественной истории (1861-1917 гг.)

 

Тема 1: Социально-экономическое положение России накануне реформы 1861 г. 2 часа.

 

1.Причины отмены крепостного права.

2. Разработка основных положений реформы 1861 г.

3. Александр II и либеральный лагерь в период подготовки реформы (сообщения о деятелях эпохи реформ).

 

Основные понятия: реформа, либералы, консерваторы, революционеры, демократы, промышленный переворот, кризис системы.

 

Практические задание: выполнить сообщения.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Доказать необходимость буржуазных реформ в конце 50-х – начала 60-х гг. XIX в.

2. Определить позиции либерального и консервативного лагерей по вопросу отмены крепостного права.

 

Источники и литература:

1. Великий князь Александр Михайлович. Воспоминания, М., 1999

2. Государственные деятели России глазами современников. Александр II. М., 1995.

3. Конец крепостничества в России: Документы, письма, мемуары, статьи. М., 1994

4. Захарова Л.Г. Самодержавие, бюрократия и реформы 60-х гг. XIX в. в России // Вопросы истории, 1989. № 10

5. Российские реформаторы XIX – начало ХХ вв. М., 1995.



6. Российские самодержцы. 1801-1917 гг. М., 1993.

7. Татищев С.С. Император Александр II. М., 1998.

 

 

Тема 2. «Манифест» и «Общее Положение» 19 февраля 1861 г. (анализ документов) 8 часов – лабораторные занятия

 

1. Вопрос о личных и имущественных правах крестьян по «Положению» 19 февраля 1861 года.

2. Решение вопроса о земле по «Положению» 19 февраля 1861 г.

3. Повинности крестьян по «Положению» 19 февраля 1861 г.

4. Выкупная операция.

5. Организация управления освобожденными крестьянами (начертить схему крестьянского самоуправления)

 

Основные понятия: месячина, манифест, уставная грамота, временнообязанные крестьяне, высший и низший наделы, дарственный надел, отрезки, выкупная сумма, выкупная ссуда, выкупные платежи, градация оброка, мировой посредник, сельская общество, сельский и волостной сход, сельский староста, волостной старшина, круговая порука.

 

Практические задания:

- При подготовке к занятию (вопрос 4) решить задачу:

Определить выкупную сумму, выкупную ссуду и размер выкупного платежа с крестьянской души, если в данном селении нечерноземной полосы крестьяне перешли на выкуп по требованию помещика без сокращения установленного по уставной грамоте надела.

Оброк по уставной грамоте был определен на основе Местного положения из расчета по 9 рублей за высший душевой надел. Размер надела 3 дес. при высшем размере его по Положению в 5 дес. (Указать статьи).

- Составить таблицу:

 

Буржуазные черты реформы Остатки крепостничества после реформы

 

Вопросы для самоконтроля:



1. Раскрыть буржуазное содержание реформы 1861 г.: личные и имущественные права крестьян; решение вопроса о земле; повинности; крестьянское самоуправление.

2. Показать остатки крепостничества (подтвердить фактами).

 

Источники и обязательная литература:

Сборники документов:

1. «Крестьянская реформа в России 1861 г.» - Сборник законодательных актов. – Сост. Сафоненко. – М., 1954.

2. Хрестоматия по истории СССР 1861-1917 (под.ред. В.Г. Тюкавкина) – М., 1990

К пункту 1 плана:

1. «Крестьянская реформа…» - «Общее положение» и см стр. 43-47, статья 102 стр. 61, ст. 64 стр. 73, ст. 177-178 стр. 75, ст. 187-188, стр. 76, ст. 192 стр. 77.

2. Хрестоматия по истории СССР 1861-1917 гг. ст. из «Введения», ст. 41-44, раздел 1, с. 44-47.

 

 

К пункту 2 плана:

1. «Крестьянская реформа в России 1861 г.», «Общее Положение» и «Местное Положение для Великороссийских…губерний». Статьи 5, 6, 9-14, 16, 18, 20-22, 26, 28-29, 64, 65, 74-75, 93-94, 98, 100, 102 (1), 103, 108, 120, 128, 123.

2. Хрестоматия по истории СССР 1861-1917 гг. стр. 41-44, док. № 2, док. № 4, с. 55-57.

К пункту 3 плана:

1. «Крестьянская реформа в России 1861 г.», «Местное Положение для Великороссийских губерний». Раздел II. С. 216-226.

2. Хрестоматия по истории СССР 1861-1917 гг. стр. 41-44, стр. 50-52, стр. 56-57 (статьи 160-137).

К пункту 4 плана:

1. «Крестьянская реформа в России 1861 г.» «Положение о выкупе» (со стр. 93), статьи – 3, 4, 27, 32, 35-37, 54-56, 65, 68, 70, 82, 113-115, 127.

2. Хрестоматия по истории СССР 1861-1917 гг. с. 41-44, док №3 (с.52-5).

К пункту 5 плана:

1. «Крестьянская реформа. Общее положение. Стр. 47-62.

2. Хрестоматия по истории СССР 1861-1917. – Общее положение. Раздел II, с. 47-50.

 

Монографии:

Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. – М., 1969. гл. III, с. 125-153.

Литвак Б.Г. «Переворот 1861 г. в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива». – М., 1991, параграф 5 (с. 128-152); параграф 6 (с. 152-185).

 

Дополнительные источники и литература:

1. «Российское законодательство Х – ХХ вв.» Т.7 – М., 1989.

2. Конец крепостничества в России: Документы, письма, мемуары, статьи. М., 1994.

3. Толмачев Е.П. Александр II и его время. М., 1998. Кн. 1-2.

 

 

Тема 3: Реформы и контрреформы в России. Оценка в исторической литературе. 6 часов

 

1. Причины реформ и контрреформ во второй половине XIX в. в России.

2. Положение о земских учреждениях 1864 г. и контрреформы 80-90-х гг.

3. Городовое положение (70-е гг.) и указы об ограничении городского самоуправления.

4. Судебные уставы 1864 г. и их судьба в эпоху правления Александра III.

5. Политические и общественные деятели эпохи «Великих реформ» - сообщения (М.Т. Лорис-Меликов, А.Ф. Кони, Ф. Плевако, К.П. Победоносцев, братья Милютины, Я.И. Ростовцев и др.)

Основные понятия: Реформа, контрреформа, земство, земская управа, земское собрание, гласные, городская Дума, городская управа, городской голова, мировой суд, окружной суд, присяжный поверенный, суд присяжных, участковый земский начальник.

 

Практические задания: работа на семинаре «малыми группами», составить схемы учреждений по буржуазным реформам, провести деловую игру «Суд присяжных и политические процессы в России во второй половине XIX в.»

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Доказать ограниченность буржуазных преобразований 60-70-х гг. XIX в.

2. В чем выразилась сущность контрреформ?

3. Ваше отношение к эпохе Александра III?

 

Источники:

1. Хрестоматия по истории СССР 1861-1917 гг. (под ред. В.Г. Тюкавкина) М., 1990. (К вопросу № 1 – стр. 74-79, 191-192; к вопросу №2 – стр. 80-82, 192-195, 199-202; № 3 – стр. 87-90; вопросу № 4 – стр. 82-85).

2. Российские законодательство Х – ХХ вв. Т.8, Судебная реформа. – М., 1989.

 

Литература:

1. Великие реформы в России 1856-1874 /Под ред. Захаровой Л.Г., М., 1992.

2. Герасименко Г.А. Земское самоуправление в России. – М., 1990.

3. Ерошкин Н.Г. История государственных учреждений дореволюционной России – М., 1968 и др. изд.

4. Искандеров А.И. Российская монархия, реформы и революция//Вопросы истории, 1993, № 3, 5, 7, 1994; 1 ,6.

5. Корнилов А.А. Курс по истории России XIX в. – М., 1993.

6. Керсновский А.А. История русской армии. М., 1993 Т.2.

7. Коротких М.Г. Самодержавие и судебная реформа 1964 в России. – М., 1989.

8. Нардова В.А. Городское самоуправление в России в 60-х – нач. 90-х гг. XIX в. – М., 1985. Она же – «Самодержавие и городские Думы в России в конце XIX – нач. ХХ вв.» - СПб, 1994.

 

Дополнительная литература:

1. Боханов А.Н. Император Александр III. – М., 1998

2. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории – М., 1993.

3. Реформы и контрреформы в России /Под ред. В.В. Ильина/ - М., 1996.

4. Смолярчук В.И. Гиганты и чародеи слова: русские судебные ораторы 2ой пол. XIX – нач. ХХ вв. – М., 1984, «Адвокат Федот Плевако: очерк о жизни и деятельности» - Челябинск, 1989.

5. Черкасова Н.В. Формирование и развитие адвокатуры в России в 60-80-е гг. XIX в. – М., 1989

 

Тема 4. Помещичье и крестьянское хозяйство в условиях капиталистического рынка 4 часа.

 

1. Разложение крестьянства в пореформенный период (работа с таблицами).

2. Эволюция помещичьего хозяйства в 60-90-е гг. XIX вв.

3. Рост торгового земледелия.

4. Пути развития аграрного капитализма (историографические проблемы)

 

Основные понятия:крестьянская община, аренда, отработки, издольщина, испольщина, прусский и американский путь развития капитализма в сельском хозяйстве, «раскрестьянивание».

 

Практические задания:

- при подготовке к занятию студенты составляют конспект работы В.И. Ленина «Развитие капитализма в России». – ПСС, Т.3.

к пункту 1 (плана) Гл. II. – параграф 1, 13.

К пункту 2 – Гл. III – параграф 1, 2, 3, 4, 6. Предисловие ко второму изданию с. 13-17.

К пункту 3 – Гл. IV. – параграф 9.

- работа с картой: территориальное размещение различных типов хозяйств в аграрном секторе.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем выразилось развитие капитализма в крестьянском хозяйстве в пореформенный период?

2. Составьте логическую схему «Эволюция помещичьего хозяйства после реформы».

3. Ваше отношение и дискуссии о 2-х путях развития аграрного капитализма: подтвердите фактами.

 

 

Литература

1. Анфимов А.М., Зырянов П.Н. Некоторые черты эволюции русской крестьянской общины в пореформенный период (1861-1914)//История СССР, 1990, № 4.

2. Дружинин Русская деревня на переломе. 1861-1880. – М., 1978.

3. Ковальченко И.Д., Моисеенко Т.Л., Селунская Н.Б. Социально-экономический строй крестьянского хозяйства Европейской России в эпоху капитализма. – М.,1982.

 

Тема 5. Внешняя политика России в 60-90-е гг. XIX в. 6 часов

 

1. Основные направления и характер внешней политики России второй пол. XIX в. (беседа)

2. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.: ход военных действий и итоги (работа с картой).

3. Присоединение Средней Азии: историография проблемы.

4. Исторические портреты: А.М. Горчаков, М.Д. Скобелев, М.И. Драгомиров и др.

 

Основные понятия: геополитика, Восточный вопрос, аннексия.

 

Практические задания: работа с картой. Подготовить сообщения; работа с документами.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Определить характер внешней политики России во 2 пол. XIX в.: факты.

2. Отношение различных слоев русского общества к войне с Турцией 1977-1978 гг.

3. Ваша позиция к формам и методам царизма в решении среднеазиатских проблем.

 

Источники:

1. Белый генерал (Н.Н. Кнорринг. Генерал Михаил Дмитриевич Скобелев. В.И. Немирович-Данченко. Скобелев: личные воспоминания и впечатления). – М., 1992

2. Брусилов А.А. Мои воспоминания. – М., 1963.

3. Витте С.Ю. Воспоминания. – М., 1960. т. 1-2.

4. Хрестоматия по истории СССР 1861-1917 (под ред. В.Г. Тюкавкина) – М., 1990, стр. 219-224.

5. Хрестоматия по русской военной истории (под ред. А.Г. Бескровного). – М., 1947.

 

Литература:

1. Киняпина Н.С. и др. Кавказ и Средняя Азия во внешней политике России (II пол. XVIII – 80-е гг. XIX вв.). – М., 1984.

2. Корнилов А.А. Курс истории России XIX в. – М., 1993.

3. Костин В.А. Скобелев – М., 1990

4. «Наследник канцлера Горчакова»//Современник, 1993. № 11.

5. Масальский В. Скобелев. Исторический портрет – М., 1998

6. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. – М., 1993.

7. Российская дипломатия в портретах – М., 1992.

8. Русско-турецкая война 1877-1878. – М., 1977.

9. Шмакова Н.П. Присоединение Средней Азии к России (к историографии вопроса). «Уржумка, 1995. № 1

 

 

Тема 6. «Образ» эпохи в художественном творчестве пореформенного периода). 4 часа

 

1. Русские писатели II половины XIX в. и проблема выбора путей дальнейшего развития России

2. Крестьянство, чиновничество и купечество в произведениях Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.Н. Островского и др.

3. Актуальные проблемы пореформенной России в живописи передвижников

4. Тема народа в творчестве композиторов «Могучей кучки.

5. П.И. Чайковский: судьба личности в контексте истории.

 

Основные понятия: передвижничество, меценатство, нигилизм, критический реализм.

 

Рекомендуемые формы проведения занятий: дискуссия; обсуждение сообщений; конференция; «экскурсия» по Третьяковской галерее; обсуждение

кинофильмов и спектаклей; защита творческих вопросов и др.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем отличие «Товарищества передвижных художественных выставок» от академического направления живописи?

2. Каково эстетическое кредо композиторов «Могучей кучки»?

3. В чем Вы видите вклад России в развитии мировой культуры?

 

Литературу и иллюстративный материал студенты подбирают самостоятельно.

 

Тема 7. Промышленное развитие России в начале ХХ в. 4 часа.

 

1. Экономическая политика правительства на рубеже веков. С.Ю. Витте.

2. Монополии и банки в России в начале ХХ в.

3. Место России в мировой системе капитализма (историография вопроса).

4. Сообщения по истории отечественных монополий и предпринимательства в конце XIX – нач. ХХ в.: «Продамета», «Русско-Азиатский банк» и др. (по выбору студентов)

 

Основные понятия: индустриализация, монополии, картель, синдикат, трест, концерн, финансовый капитал, акционерная компания, протекционизм.

 

Практические задания: подготовить сообщение; подобрать материал для определения своей позиции по вопросу № 3. Работа с документами.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что нового в экономической политике С.Ю. Витте по сравнению с предшественниками?

2. Каковы особенности монополий и финансового капитала в России: сравните со странами Запада.

3. Ваше отношение к историчной дискуссии об уровне развития капитализма в России начала ХХ в.: подтвердите примерами.

 

Источники и литература:

1. Сборник документов по истории СССР. Период империализма. – М., 1977. 2. Хрестоматия по истории СССР 1861-1917 гг. (под ред. В.Г. Тюкавкина) – М., 1990. Анализ документов стр. 237-240, 241-245, 247-257.

3. Россия 1913 год. Статистико-документальный справочник. – СПб., 1995.

4. Бовыкин В.И., Петров Ю.А. Коммерческий банк Российской империи. – М., 1994.

5. Бовыкин В.И. Формирование финансового капитала в России: Конец XIX в. - 1908 г. – М., 1994.

6. Корелин А.П., Степанов С.А. С.Ю. Витте. – М., 1998.

7. Лаверычев В.А. Государство и монополии в дореволюционной России. – М., 1932.

8. Наумова Г.Р. Российские монополии. – М., 1984.

9. Степанов А.И. Место России в мире накануне первой мировой войны//Вопросы истории. 1993. № 2.

10. Шепелев Л.Е. Крупная буржуазия в России. Конец XIX в. – 1914г. – М., 1992.

11. Шишков Ю.В. Теория империализма: ретроспективный взгляд в конце столетия; Жур. «Наука и жизнь». 1990, № 9, 10.

 

 

Тема 8. П.А. Столыпин и его программа экономической модернизации аграрного сектора. 6 часов.

 

1. Община в России начала ХХ в.: взгляд современников (беседа).

2. Указ 9 ноября 1906 года и закон 14 июня 1910 г. (анализ документов).

3. Крестьянский банк в аграрной политике (сообщение)

4. Переселенческая политика царизма 1906-1914 гг. (сообщение)

5.Итоги аграрной реформы. Дискуссия о личности П.А. Столыпина и его аграрных преобразованиях в современной исторической и публицистической литературе.

6. Исторические портреты: П.А. Столыпин, А.В. Кривошеин.

 

Основные понятия: хутор, отруб, фермерское хозяйство.

 

Практические задания: работа с документами, подготовка сообщений; выявление фактического материала для определения своего отношения к дискуссии о личности Столыпина П.А. и его аграрной реформы.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы причины аграрной реформы П.А. Столыпина?

2. В чем отличие Закона 14 июня 1910 г. от Указа 9 ноября 1906 г.?

3. Ваше отношение к итогам аграрных преобразований П.А. Столыпина: подтвердите фактами.

 

Источники и литература:

1. Петр Аркадьевич Столыпин «Нам нужна Великая Россия» (полное собрание речей в Государственной Думе и Государственном Совете 1906-1911 гг.) – М., 1991.

2. Сеятели и хранители. Летопись аграрной мысли России в лицах, документах, иллюстрациях. – М.. 1992, кн. 1.

3. Хрестоматия по истории СССР 1861-1917 гг. – М., 1990, Гл. 16, с. 335-357.

4. Аврех А.Я. П.А. Столыпин и судьбы реформ в России. – М., 1991.

5. Анфимов А.М. Тень Столыпина над Россией//История СССР. 1991 № 4.

6. Вронский О.Г. Государственная власть России и крестьянская община (1905-1917). – М., 2000.

7. Зырянов В.П. Петр Аркадьевич Столыпин//Вопросы истории, 1990, № 6

8. Сидельников С.М. Аграрная реформа Столыпина. – М., 1973

9. Ковальченко И.Д. Столыпинская аграрная реформа (мифы и реальность). История СССР – 1991, № 2.

 

Дополнительные источники и литература

1. Аграрная реформа П.А. Столыпина в документах и публикациях конца XIX – начала ХХ века: Аналитический обзор./Л.Н. Зайцева и др. – М., 1993.

2. Бок М.П. П.А. Столыпин. Воспоминания о моем отце. – М., 1992.

3. Зырянов П.Н. Крестьянская община Европейской России. 1907-1914 гг. – М., 1993.

4. Кривошеин К.А. Александр Васильевич Кривошеин. Судьба российского реформатора. – М., 1993.

5. Проскурякова Н.А. Крестьянский подземельный банк (1883-1916)//Отечественная история, 1993. № 3.

6. Рыбас С.Ю., Тараканова Л.Р. Жизнь и смерть Петра Столыпина. – М., 1991.

 

Тема 9. Государственные Думы в России: опыт отечественного парламентаризма. 4 часа.

 

1. Российское самодержавие на рубеже веков. Николай II.

2. Манифест 17 октября 1905 г. и реформы высших государственных органов.

3. Государственные Думы в России, их состав и деятельность.

 

Основные понятия: абсолютизм, конституционализм, Думская монархия, Государственная Дума, Государственный Совет, правовое государство.

 

Практические задания: сравнить «Манифест 17 октября 1905 г.» и «Манифест 3 июня 1907 г.»: Ваше отношение к этим документам; изучить документы к теме по «Хрестоматии».

 

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем выразилась эволюция государственного строя в России в начале ХХ в.?

2. Ваша оценка деятельности государственных Дум в России.

3. В чем сущность Третьеиюньской монархии?

 

Источники и литература:

Обязательная:

1. Хрестоматия по истории СССР 1861-1917 гг. (под ред. В.Г. Тюкавкина) – М., 1990, Гл. 14, док. 9, с. 296-297, с. 314-315, Гл. 15, док. №№ 1, 3-4, 10.

2. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. – М., 1972.

3. Демин В.А. Государственная Дума России (1906-1917): механизм функционирования. – М., 1996.

Дополнительная:

1. Государственный строй Российской империи накануне свержения. Сборник законодательных актов/Сост. О.И. Чистяков. – М., 1995.

2. Боханов А. Николай II. – М., 1997.

3. Литвак Б.Г. Реформы и революции в России//История СССР, 1991, № 2. с. 85-96.

4. Медушевский А.Н. Конституционная монархия в России//Вопросы истории, 1994. № 8.

5. Российские самодержцы. 1801-1917 гг. – М.. 1993.

6. Становление российского парламентаризма начала ХХ века/Под ред. Н.Б. Селунской. – М., 1996.

 

 

Тема 10. Ход военных действий на восточном (русском) фронте в 1914-1916 гг. лабораторное занятие 4 часа.

 

1. Причины и характер участия России в первой мировой войне (беседа).

2. Военные операции на восточном фронте в 1914-1916 гг. (работа с картой).

3. Значение Восточного (русского) фронта в Первой мировой войне.

4. Первая мировая война: люди и судьбы (сообщение по выбору студентов).

 

Основные понятия: война, фронт, Антанта.

 

Практические задания: работа с картой и литературой; составить хронику основных военных операций на восточном фронте 1914-1916 гг.; подготовить сообщения.

 

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Характер участия России в первой мировой войне?

2. В чем выразилась перестройка экономики на военный лад?

3. Значение восточного (русского) фронта в ходе I мировой войны?

 

Источники и литература:

1. Брусилов А. Воспоминания//Военно-исторический журнал, 1989, № 10, 12; 1991, № 2.

2. Журнал «Родина», 1993, № 8-9.

3. Ольденбург С.С. Царствование императора Николая II. – М., 1992.

4. Семанов С. «А. Брусилов» - М., ЖЗЛ, 1980.

5. Первая мировая война. Дискуссионные проблемы истории/Отв. Ред. Ю.А. Писарев, В.Л. Мальков. – М., 1994.

6. Сенявская Е.С. Психология войны в ХХ веке: исторический опыт России. – М., 1999.

7. Яковлев Н.Н. 1 августа 1914 года – М., 1974. Он же: Последняя война старой России. – М., 1994.

 

Тема 11. «Серебряный век» русской культуры конференция 2 часа

 

Странички: поэзия, театр, музыка, живопись, архитектура.

 

Основные понятия: модерн, авангардизм, акмеизм, импрессионизм, реализм, декадентство, футуризм, символизм.

 

Практические задания: подготовить сообщения; подобрать иллюстративный материал.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы особенности культурно-исторического процесса в к. XIX – нач. ХХ вв.?

2. Каковы основные направления в живописи?

3. В чем Вы видите вклад России в развитие мировой культуры?

 

Источники и литература:

1. Константин Коровин вспоминает. – М., 1990.

2. Мастера искусства об искусстве. – М., 1970, т.7.

3. История русского и советского искусства. – М., 1989.

4. Моров А.Г. Три века русской сцены. – М., 1978, кн.1.

5. Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX – начала ХХ вв. – М., 1991.

6. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX – начала ХХ века. – М., 1993.

7. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 1900-1910 гг. – М., 1988.

 

 



mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2021 год. (0.066 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал