Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
УТВЕРЖДАЮ. Проректор по образовательной политикеСтр 1 из 3Следующая ⇒
Проректор по образовательной политике ____________В.Я. Шевченко «___»______________2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Педагогическая и возрастная психология»
для студентов всех форм обучения направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование профиля подготовки «Образование в области иностранного языка (английского)»
Екатеринбург РГППУ Рабочая программа дисциплины «Педагогическая и возрастная психология ». ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2013. 24 с.
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование.
Одобрена на заседании кафедры педагогической психологии. Протокол от 21 февраля 2013 г. № 7.
Рекомендована к печати методической комиссией Института психологии РГППУ. Протокол от 26 февраля 2013 г. № 6.
© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2012
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Входя в целостный и последовательный цикл подготовки бакалавров в области педагогического образования, комплексная дисциплина «Педагогическая и возрастная психология» предполагает следующие цели ее освоения. Учебная цель: формирование, развитие и повышение психолого-педагогической компетенции в сфере актуальных проблем психологии возрастного развития и формирование психолого-педагогической направленности бакалавров профиля «Образование в области иностранного языка». Возрастная психология – это отрасль психологической науки, изучающая возрастные особенности психических процессов в онтогенезе. Предмет ее исследования – возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности развивающегося и зрелого человека. Ветвями возрастной психологии являются: детская психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология ранней юности, психология возрастного человека и геронтопсихология. Возрастная психология призвана сформировать у студентов понимание процессов развития психики ребенка, основных закономерностей психического развития и формирования личности растущего человека. Она учит понимать внутренний мир человека на ранних этапах его жизненного пути, выявлять его интересы, склонности к потенциальной возможности; устанавливать причины отставания в учебе и неадекватного поведения, выбирать наиболее эффективные пути устранения этих причин. Педагогическая психология – это отрасль психологической науки, содержащая знания и изучающая проблемы обучения, воспитания, а также психологические основы педагогической деятельности. Методологические аспекты учебного курса раскрывают содержание основных научных принципов, служащих пониманию центральной проблемы педагогической психологии – взаимосвязи обучения и развития. Педагогическая психология вооружает будущего специалиста знаниями, необходимыми для проектирования разного типа учебно-воспитательных ситуаций и прогнозирования поведения, что позволяет управлять интеллектуальным и личностным развитием учащихся и педагогов. Эти знания помогают осуществлять квалифицированную профессиональную деятельность педагога-психолога, эффективно взаимодействовать с педагогами, учащимися и их родителями. Воспитательная цель: формирование этических норм и нравственной готовности к выполнению профессиональной деятельности педагога. Профессионально-корпоративная цель: формирование профессиональной психолого-педагогической позиции и систематизирование теоретических и практических знаний гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач. 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО Дисциплина «Педагогическая и возрастная психология» входит в базовую (общепрофессиональную) часть модуля «Психология» профессионального цикла подготовки бакалавра по направлению 050100.62 Педагогическое образование (профиль подготовки: «Образование в области иностранного языка»). Данная дисциплина призвана сформировать у обучающихся представление о психолого-педагогических особенностях образовательного процесса, специфике построения отношений, коммуникации и целостного безопасного пространства взаимодействия участников этого процесса и об особенностях возрастного развития. Данная дисциплина последовательно опирается на приобретенные обучающимися знания основ психических процессов и функционирования психологических механизмов, умения применению психологической диагностики в образовательном процессе, приобретенные при прохождении таких дисциплин, как «История психологии», «Общая психология», «Социальная психология». Погружение в педагогические и психологические аспекты проблемы построения эффективного взаимодействия педагога и учащихся, а также других участников образовательного процесса, достигается тем, что реализация этой дисциплины идет одновременно с такими курсами, как «Педагогика». Также данная дисциплина подготавливает обучающихся и дает им возможность целостно и структурно формировать представление о протекании психологических процессов, образовании психологических феноменов и активизации специфических форм поведения участников педагогического взаимодействия на разных возрастных этапах. Необходимым условием для изучения данной учебной дисциплины «Педагогическая и возрастная психология» необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: 2.1. Из курса «Общая психология»: Знания: основных психолого-педагогических категорий (общение, взаимодействие, педагог, восприятие, поведение, субъект, личность, обучающийся, воспитанник, группа, обучение, воспитание, возраст, возрастные особенности, периодизация, движущие силы и др.); Умения: применять методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников. 2.2. Из курса «Социальная психология»: Знания: основ построения взаимодействия участников образовательного процесса; Владения: способностью нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности. 2.3. Из курса «Педагогика»: Знания: целей образования, обучения и основ построения педагогического взаимодействия участников образовательного процесса с учетом их возрастных особенностей; Владения: готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения. Приобретенные в ходе изучения данной дисциплины знания, умения, навыки и профессиональные компетенции впоследствии обеспечат успешное изучение дисциплины «Методика обучения иностранному языку» и других дисциплин профессионального цикла, а также адекватное прохождение разделов педагогической практики, подразумевающих элементы психолого-педагогической деятельности. 3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ По окончании изучения курса студент должен: Знать: · особенности взаимодействия с коллегами и работы в коллективе (ОК-7); · социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1). Уметь: · организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности (ПК-7); · использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2). Владеть / быть в состоянии продемонстрировать: · современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3); · способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК-2); · способностью осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-4). 4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы Таблица 1
4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины Таблица 2
4.3. Содержание дисциплины Раздел 1. Возрастная психология
|