Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Художественный мир Тарковского




Мир поэзии Тарковского не прост и не легок. Он говорит о сложных чувствах, о сложных явлениях, о сложности человека и условий его существования, о сложных перипетиях истории. Естественность интонации поэта делает естественной даже эту сложность, и человек пред ней не пасует, не теряется, а встает твердо и прямо, ко всему готовый, ничего не страшась. Тарковский и творчество, и время ощущал не в линейном развитии, а в неком монолите. Отсюда отсутствие ярко контрастных и духовно разнящихся творческих периодов, резкой разницы в самой манере письма. Он возвращал словам их истинную цену и весомость, умел избирательно и бережно вкраплять в свой словарь новое слово или новое понятие. Другое сразу ощутимое свойство поэзии-поразительная весомость. Она в мыслях и чувствах поэзии-никогда не пишет о мелочах, о несущественном. Все написанное становится столь существенным и значительным благодаря весомости фактуры стиха: интонации, ритмов, отдельного слова. Вот как он сам пишет о своей работе. Полная естественность во всем-еще одна черта. Естественность чувств, мыслей, естественность их выражений, естественность интонаций, о чем бы он ни говорил. Стихотворение «Фонари», где опист весну, но нет изящности и безупречности, слова резки, но резки настолько, насколько ненастна природа. Поэт не рисует идеальный образ весны, сложившийся за многие столетья в литературе, а передаёт нам обычный сырой и ещё холодный день, предаёт всю правду. Он пишет мир без преувеличений, но и не умаляя его достоинств, пишет то, что мы сами частенько чувствуем, да только не умеем сказать столь лаконично, ярко. В поэзии категориями мироощущения, являются " земное" и " небесное" (сб " Земле-земное"). С этим образом связаны представления о Родине. Земля-та материя, из которой человек слеплен, то последнее прибежище, в котором он возвращается после окончания жизненного пути. Вторая категория-небесное-соотнесена с категорией земное. Если с " земным" началом мира связаны представления о надежности, прочности, устойчивости, то" небесность-это полюс бытия, притягивающий к себе своей изначальной незамутненной духовностью, одаряющей человека другим аспектом существования. Для начинающего автора были характерны экспрессивные зарисовки окружающего мира, его романтическое восприятие, романтическое самовыражение, поиск опоры в культуре прошлого. Перечисленные особенности станут постоянными чертами его лирики, а экспрессия уйдёт. Своеобразие художественного мира состоит в полярности, которая проявляется в присутствии ряда оппозиций, главной из которых, на наш взгляд, является «бытие-небытие». Для Тарковского поэзия-«мучительный труд». Стихотворение рождается как взаимодействие и борьба «яви» и «речи» («Явь и речь»). Поэт находится между явью и словом, именует явления действительности. В таком единоборстве самую большую муку переживает поэт, для которого рифма-«плаха» («Когда вступают в спор природа и словарь»). Тема «человек и природа» трансформируется в более широкую-«человек и мир, человек и космос». Сочетание внутренней религиозности поэта, интереса к глобальным научным открытиям и социальным изменениям в мире привело к тому, что в его поэзии, в мировосприятии лирического героя совмещаются натурфилософские поэтические образы и поиск сверхприродного Бога. Его влечёт «немыслимая жажда чуда». Он улавливает движения природы, направленные к очищению и просветлению, замечая стихии, участвующие в создании чуда жизни: воду, свет, огонь. «Самое удивительное в жизни-это способность видения мира и самосознания, наиярчайшее отличие живой природы от мертвой. Искусство живо этим началом. В космосе человек наделяет мир сознанием и речью (Степь, Словарь, Поэт). Тарковский считал, «что самое главное в мире-это идея добра». Мир «присваивается» любящим его человеком («Иванова ива», «Надпись на книге», «Малютка-жизнь»), однако «жизнь жива помимо нашей воли», и все ее проявления самоценны («Поздняя зрелость»). Так же самоценен человек, и его душа бьется «в тисках между чувством собственной обреченности, надеждой на вечное бытие и роковой тревогой». тПостоянство связано с гражданской позицией поэта: «Я сам себе не изменил поныне», т.е. не стал писать верноподданнических стихов, которые «вывезли» бы его поэзию в печать.



Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал