![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Роли социального работника и принципы деятельности ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Субьект-субъектное взаимодействие, социального работника и клиента, а также проблемы последнего определяют специфические виды интервенций. Макропроцессы микросоциальной среды вызывают свои специфические проблемы, решение которых возможно через иные организационные формы, чем в социальной работе со случаем. Это влияет на принципиальные подходы к взаимодействию, роли социального работника. Так, в субъект-субъектном взаимодействии социального работника с микросоциальной средой принцип «лицом к лицу» заменяется на принцип «помощи через структуру». Отсюда важнейшими подходами в практике поддержки являются программы помощи и социальные агентства. Происходит изменение в ролевом взаимодействии социального работника, основными ролями в микросоциальной среде являются: · адвокат; · брокер; · эксперт; · социальный проектировщик. Как считает Алински, важнейшей ролью социального работника в реализации проектов в микросоциальной cpeде является роль организатора, задача которого - «поднять вопросы, которые прорываются через принятые образцы, чтобы, в свою очередь, поднять внутренние вопросы, которые являются существенными для революции внешней, для индивидуума». Базисная концепция этих ролей основана на организации предоставлений помощи коллективам и группам в микросоциальной среде, они должны активизировать развитие общности улучшить модель ее жизнедеятельности. Микросоциальная среда выдвигает определенные требования к профессиональной комnетенцuu. Среди них умение проводить научные исследования на основе социальных, демографических, статистических данных. Умение правильно анализировать и интерпретировать полученную информацию, чтобы адекватно представить ситуацию развития сообщества и его проблемы. Профессиональная компетенция - единство знаний, профессионального опыта, способностей действовать и навыков поведения индивида. определяемых целью, заданностью ситуации и должностью. Как считают В. Хинте, Г. Линтес, В. Шпрингер и др. компетенция социального работника фокусируется вокруг следующих направлений. · Развитие способностей к общению: учитывать большое количество людей из различных кругов, понимать потребности и соответственно им действовать. · Приобретение ресурсов внутри учреждений, а также данные законами ресурсы сделать полезными и объединить их с имеющимися в жизненном пространстве. · Поддержка, которой пользуются сотрудники, чтобы выполнить поставленные перед ними задачи, ориентированные на социальное пространство и жизненное окружение. Однако оперативное вмешательство выдвигает требования к компетенции, выходящей за рамки социальной работы, оно требует привлечения к совместной деятельности различных специалистов. Так; команда, включающая юристов, врачей, психологов, психотерапевтов, при непосредственном участии социальных работников осуществляет серии работ, направленных на искоренение наркотической, алкогольной зависимости у отдельных групп в общине. Помощь в этом случае носит мультидисциплинарный характер, поскольку каждый специалист стремится привнести в общий процесс свои знания и умения, кроме того, он располагает определенными общественными полномочиями.
Резюме. · Социальная работа в микросоциальной среде имеет различные определения, которые сложились в результате исторической практики. · Технологии социальной работы в микросоциальной среде базируются на социологических подходах, политических и экономических теориях. · Среди различных моделей социальной работы в микросоциальной среде можно выделить модели социального планирования, социальных акций, локального развития. · Социальный работник, осуществляющий помощь и поддержку нуждающихся в микросоциальной среде, должен обладать определенной степенью профессиональной компетенции. · Технологии социальной работы в микросоциальной среде имеют свою специфику принципов деятельности, так как имеется специфика клиента, который предстает в своей мультифункциональности. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Бедность, микросоциальная среда, модель локальных действий, модель социального планирования, модель социальных акций, муниципалитет, оценка, плюралистическая теория, радикальная теория, социальная роль, социальные теории, стратегия, феминистская теория. ВОПРОСЫ для размышления · Дайте определение понятиям «микросоциальная среда», «община», «коммьюнити». · Существуют ли различия между социальной работой в группе и работой в микросоциальной среде? · Назовите основные роли социального работника в микросоциальной среде. · Выделите основные модели работы в микросоциальной среде. · Какие технологические модели работы в микросоциальной среде помогают активизировать население на решение их проблем? · Как вы думаете, насколько актуальны модели работы в микросоциальной среде сегодня применительно к вашему месту жительства? Литература 1. Доэл, М. Практика социальной работы: пер. с англ. / М. ДОэл, С. Шадлоу; под ред. Б.Ю. Шапиро. - М.: АО «Аспект Пресс», 1995. 2. ОСНОВЫ социальной работы: учебник / отв. ред. П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 1997. 3. Социaльная работа: учеб. пособие для вузов / под общ. ред. В.И. Курбатова. - М.: ВЛАДОС, 2000. 4. Фирсов, М.В. Теория социальной работы / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. – М.: Академический Проект, 2005.
|