Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сады Китая






 

Садово-парковое искусство Китая существенно отличается от искусства садов Ислама. В отличие от неизменных регулярных планов, здесь развивалось ландшафтное или пейзажное паркостроение, в основе которого лежало особое отношение к природе, связанное с философией и религией. Сады Китая связаны с даосизмом (одна из трех основных религий Китая), согласно которому природа рассматривалась как обитель богов. Они представляли собой участки естественной природы, выделенные из окружающего ландшафта (так называемые «парки красивых мест» - бодарчу). Создавая сад, европейцы говорят о том, что вначале его нужно посадить, а в Китае - сады строят, или, другими словами, сооружают. В китайских садах Вы не встретите ни знаменитых английских газонов, ни аккуратных очертаний французского стиля. Вместе с тем, садовники в Китае не просто подражают Природе: они стараются создать идеальный ландшафт в миниатюре - с горами, озерами, деревьями, даже энергетикой - и объединить его с жизненным пространством человека. Жить близко к Природе в культуре Китая означает найти источник вдохновения не только для глаз, но для ума и духа. В Китае к созданию садов относятся как к настоящему искусству, такому же, как живопись, скульптура или поэзия, стараясь достичь в нем баланса, гармонии, пропорций и разнообразия, лежащих в основе жизни. Комбинируя такие природные элементы, как камень, вода, деревья и цветы, с искусственно созданными элементами архитектуры, живописи и поэзии, мастера стремятся достичь отвечающего принципам даосизма баланса и гармонии Человека и Природы.

 

Китайские исследователи считают, что история садов Китая насчитывает более трех тысячелетий. Это вполне вероятно, ведь начиная с середины II тысячелетия до н. э. в Китае было развито строительство пышных дворцов, храмов и гробниц, вокруг которых могли устраиваться первые сады. Первые сведения о садах, дошедшие до нас в письменных источниках, рисунках и других изображениях, относятся к XII в. до н. э. Один из первых парков Древнего Китая создал китайский владыка Чеу. Пришедший после него к власти My Уанг разбил роскошные сады с различными сооружениями. Император Цзин Хи-Хоанг за время своего владычества создал грандиозный парк площадью более 1000 га., император Цин Шихуанди, при котором была построена Великая китайская стена, бал известен также как владелец огромного парка, а у императора Ханьской династии Ву-ди (140-87 гг. до н. э.) был сад с искусственными гротами, ручьями и дорожками. В этом саду росли декоративные деревья и кустарники.

 

С приходом из Индии в Китай буддизма (64 г. н.э.) садовое искусство стало развиваться в направлении формирования пейзажных композиций, выражающих природу и несущих определенное настроение. Анализируя описания парков Китая, можно сделать заключение, что их пейзажи подразделялись на три основных типа: устрашающий, смеющийся и идиллический. Китайские паркостроители создавали устрашающий пейзаж, строя искусственные холмы и утесы, нависающие над долиной. Был слышен шум подземной реки, вырванное с корнем дерево из темной рощи, преграждало бурный поток. Устрашающий пейзаж обычно сменялся смеющимся. За поворотом дороги темные туи и ели, закрывавшие солнце, расступались и открывали большую долину с залитыми солнцем полянами, украшенными цветами. И в любое время года здесь цвели какие-нибудь растения, и казалось, что весна иногда не покидала эту долину. Светлый, жизнерадостный пейзаж был переполнен контрастами: рядом с плакучей ивой с ее свисающими ветками устремлялась к небу стройная остроконечная ель, переплетались туя и белая акация, в окружении хвойных деревьев росли вишни, яблони, миндаль, кусты сирени, камелии и рододендроны. Третий тип пейзажа - идиллический, или романтический, - навевал легкую грусть. Здесь основным элементом мог быть небольшой островок с хижиной рыбака или ажурная ода на скале, выгнутый мост и ветви плакучей ивы, склоненные к воде. Создание различных типов пейзажей было возможно благодаря большому разнообразию композиционных приемов, умелому использованию законов воздушной перспективы, эффектов, сопровождающих смену времен года.

 

Наибольшего расцвета садово-парковое искусство Китая достигло в Х-XII вв. и вновь - в XIII-XIVвв.

В северной части Китая получили развитие большие сады, занимающие обширные территории в сотни гектаров, а в южной (экономический центр страны) - малые, устраиваемые при жилых домах. Первый тип представлял собой масштабную картину мира, поражавшую воображение размерами, буйством красок и многообразием форм, а второй - отличался преимущественной монохромностью, меньшими размерами и большой склонностью к деталям и миниатюрным композициям.

 

Среди многообразия традиционных китайских садов совершенно четко можно проследить шесть их видов, близких друг к другу по принципам организации. Это:

1. крупные императорские парки, при императорских дворцах;

2. при императорских гробницах;

3. при храмах - сады монастырей и храмов;

4. сады естественных пейзажей;

5. небольшие домашние сады при жилых домах;

6.сады ученых или сады литературы (в которых не было официальной парадности, они предназначались для отдыха, размышления, интеллектуальной работы и глубоких размышлений: небольшие озера с высокими арочными мостиками, павильоны с черепичными крышами, небольшие пагоды, композиции из естественного камня).

 

Сады Китая очень разнообразны и не похожи друг на друга, а построение сада, основано на созерцание пейзажей. По правилам китайского ландшафтного проектирования, сад нужно было разбивать, так, чтобы существовало несколько видовых планов, один плавно переходящий в другой. Однако для всех садов характерен ряд общих черт:

1. Заранее продуманный пейзаж.

2. Неотъемлемой (или обязательной) частью сада и центром его композиции является водоем. Он занимает значительную часть территории (30-70 %).

3. Около водоема размещаются дворцовые постройки, образующие архитектурное ядро парка.

4. Водоемы имеют изрезанную береговую линию и много островов, что обеспечивает чередование живописных композиций при движении. Для их восприятия устраиваются многочисленные парковые сооружения - беседки, веранды, платформы, галереи, мосты, ориентирующие взгляд в нужном направлении с помощью фигурных проемов в стенах – «проникающих окон», этот проем был как бы рамкой для пейзажа, находящегося за пределами павильона или стены.

5. Сооружения имеют яркую раскраску (красный, изумрудно-зеленый, желтый и др. цвета), которые оттеняют зелень парков, и являются частью пейзажных картин.

6. Эти сооружения имеют поэтические названия, настраивающие зрителя на определенное восприятие картин природы или ее проявлений (например, " Павильон, где слышен снег", " Павильон созерцания и воспоминания" или " Беседка, омываемая ароматом леса", " Беседка ожидания инея" и т. д.).

7. Ассортимент растений тщательно подобран и чрезвычайно богат: различные виды сосен, можжевельников, кленов, дуб китайский, кедр, груша, слива, вишня, ива, бамбук. Много красивоцветущих: камелии, азалии, рододендроны. Цветы, среди которых особенно ценились пионы и хризантемы, водоемы украшались лотосами, а их берега - ирисами.

8. Скульптурное оформление используется редко. В основном это изображения птиц или животных - аиста, дракона, черепахи. Чаще встречаются естественные камни, которыми не только оформляют берег водоема или горку, но и устанавливают как «естественные» скульптуры. По ценности они приравниваются к произведениям искусства.

 

Наиболее известны императорские сады. Свободная планировка этих садов сочетается со строго симметричными композициями дворцовых зданий, представляющих собой цепочки прямоугольных дворов. Такие цепочки мастерски вписаны в искусно обработанный природный ландшафт, включающий обязательные озера и возвышенности.

Одним из лучших образцов парков этого направления, который сохранился до наших дней, является знаменитый парк Ихэюань (" Парк спокойствия" или " Парк Безмятежного отдыха") при летнем дворце императора, который занимал площадь 330 га в живописной местности, в 10 км на северо-запад от Пекина. В XVIII в. Ихэюань имел название Цинъиюань - " Парк чистейшей водяной зыби" или " Парк чистой ряби на воде". Только одну пятую часть его территории занимали гора, узкие полоски земли и островки, а четыре пятых были покрыты водой. Сложная планировка парка Ихэюань сочетала все типичные особенности ландшафтов и все основные приемы паркового искусства Китая. Здесь представлены как бы копии достопримечательных и самых красивых мест Китая. Разнообразные пейзажи тонко сочетались с цепью Западных гор, вершины которых скрывались в облаках. Это комплекс садов (начало его создания относится к XIV в.) неоднократно подвергался разрушениям (в 1860 и 1900 гг.), но вновь восстанавливался. В настоящее время он имеет площадь 270 га, из которой 31га занято озером Куньмыньху. На южном склоне горы Ваньшоушань (горы Долголетия – 109 м над уровнем моря), в северной части парка, обращенной к озеру, расположен архитектурный ансамбль с многоярусной башней и комплексом дворцовых сооружений. К ним примыкают дворики с каменистыми садами, водоемами для декоративных рыб и лотоса, древовидными пионами, магнолиями. Северный склон решен в виде лесного массива. У подножия горы протекает ручей. На озере имеются острова с беседками и дамбы с галереями протяженностью в сотни метров, являющиеся частью прогулочных маршрутов. Северная граница участка искусно замаскирована невысокими холмами.

На основании этого краткого обзора можно сделать следующие выводы. Идеологическая основа садово-паркового строительства - религиозные верования китайского народа, связанные с одухотворением сил и явлений природы (конфуцианство и даосизм). Композиция парков основана на творческом воссоздании природных ландшафтов Китая с применением следующих 8 принципов:

1. инь - действовать в зависимости от местных условий,

2. цзе - максимально использовать окружающую природу;

3. отделять главное от второстепенного;

4. применять контрасты: большое и малое, светлое и темное, широкое и узкое, высокое и низкое;

5. в малом добиваться большого эффекта;

6. учитывать гармонию пропорций;

7. использовать постепенное раскрытие видов;

8. учитывать фактор времени при восприятии пейзажа.

 

Китайские сады оказали большое влияние на садово-парковое искусство других стран, и прежде всего Японии. Они способствовали развитию пейзажного стилевого направления в Европе (середины и конца XVIII в.) и побудили к созданию так называемого англо-китайского стиля.

 

Достопримечательности парка «Ихэюань».

Ихэюань состоит из трех пейзажных районов: природное озеро, горка и дворцовые ансамбли. Включает в себя более 100 искусственных пейзажных зон и более 3000 помещений. Каждая архитектурная группа имеет свои особенности. Горы служат дальним планом для Ихэюаня. Здесь природный пейзаж органично соединяется с искусственным садово-парковым ансамблем, благодаря чему Ихэюань является замечательным образцом китайского садово-паркового искусства. Парк опоясывает высокая каменная стена с семью воротами. Главным входом в Ихэюань служат Восточные дворцовые ворота (3) - Дунгунмэнь.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал