Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Царское Село.






 

Неотъемлемой частью Царскосельской императорской резиденции являются парки — Екатерининский и Александровский, получившие эти названия по находящимся в них дворцам.

Екатерининский парк состоит из двух частей: регулярного Старого сада и пейзажного Английского парка. Старый (Голландский) сад основал, по преданию, сам Петр I.

Екатерининский парк один из первых русских пейзажных парков. Его композиция создавалась в период становления и претворения в жизнь теории построения пейзажных, ландшафтных или, так называемых, английских садов. Пейзажная часть Екатерининского парка начинается сразу за архитектурным ансамблем Ч. Камерона и простирается между Рамповой аллеей и Подкапризовой дорогой до Виттоловского пруда, по южному берегу Большого пруда и по территории к западу от него. Площадь парка составляет 70 гектаров. Его границы остаются неизменными с XIX века: с северо-востока он примыкает к Регулярному парку, с северо-запада граничит с Александровским парком, с юго-востока и юго-запада окружен жилой застройкой города Пушкина.

Начало строительства Пейзажного парка относится к 1760-м годам, а основные работы в нем проводились в 1770–1780-е годы. Первоначальный план был выполнен архитектором ВасилиемИвановичем Нееловым, вместе с которым работали его сыновья Илья и Петр Нееловы, а также садовый мастер Трифон Ильин.

Для создания пейзажной части Екатерининского парка архитектор В. И. Неелов был отправлен в Англию, где изучал новые образцы садово-паркового искусства, главной особенностью которых было подражание естественным природным ландшафтам. «Искусство прекрасно, когда оно кажется природой, а природа удачна, когда искусство подчеркивает ее незаметно», — так выразил эту традицию английский писатель Д. Аддисон.Изучение этихобразцов, а также участие в создании ландшафтов Екатерининского парка английского садового мастера Иоганна Буша определили общие принципы его композиции. Анализ гравюр английских парков, привезенных Нееловыми в 70-е годы XVIII века, убеждает, что многие из них явились прообразом создания отдельных пейзажей. Как и в английских парках, в основе композиции Екатерининского парка, использованы обширные водные и луговые пространства свободных очертаний, большое количество архитектурных сооружений разных стилей, плавные линии прогулочных дорог. Искусственные насаждения в виде узких массивов подчеркивают мягкие очертания полян и лугов, создают задний план пейзажей, отделяют один ландшафт от другого. Все внимание сосредотачивается на решении убранства полян и водоемов, что требует детальной проработки каждой группы, четкого размещения каждого, отдельно стоящего дерева-солитера, зеленых объемов на островах.

Хотя композиция Екатерининского парка создана по образцам и законам английских парков, но выполненная русскими мастерами и в русской природе с использованием местных пород деревьев, она уникальна в своем воплощении.

Площадь парка 70 гектар. Его границы не изменялись с XIX века.Парк этот целиком творение рук человеческих. Он создан на месте пустырей и огородов, благодаря труду и искусству его творцов.

Начало строительства парка относится к 60-м годам, основные же работы проводились в 70-е и 80-е годы XVIII века.

Несмотря на то, что на его территории было устроено пейзажное Большое озеро, решена система Малых прудков, созданы обширные луговые пространства, организована великолепная композиция района Розового поля, построены сооружения классической, готической и китайской архитектуры, проведены свободные посадки деревьев и возникли пейзажные дорожки, то есть была заложена основа пейзажного парка, тем не менее в этот период еще ведущее значение принадлежало элементам регулярной композиции и сооружениям в стиле барокко.

Большой дворец, хотя и был расположен на границе парка, но благодаря своей массе, яркому декоративному убранству, золотым куполам, он как бы реял над ним. Павильон Грот, выдвинутый в воды Большого озера, выделялся на фоне темной зелени. На вершине холма стоял павильон Катальной горки с двумя скатами вдоль Рамповой аллеи и третьим на остров. Техническая сторона павильона была разработана выдающимся русским ученым и изобретателем А. К. Нартовым, а оформление выполнено Б. Растрелли.

Значительную роль в 70-80-е годы играли сохранившиеся регулярные аллеи с рядовой обсадкой. Средневозрастные аллейные деревья значительно выделялись, возвышаясь над молодыми низкими куртинами новых пейзажных посадок. Характерно, что в это время многие пейзажные дорожки оформлялись также рядовой посадкой деревьев с одной или с обеих сторон.

Основным планом, по которому был построен парк, является гравированный план Иоганна или Джона Буша.С 1771 года Бушу были поручены все работы по строительству парка, которые он вел до своей смерти в 1795 году. Его сын Иосиф или Джезеф Буш продолжил проведение этих работ до 1809 года.

План Буша с четким делением на ландшафтные районы, с прекрасно нарисованными линиями берегов, дорожной сети и мастерским размещением зелени выражает основную идею создания пейзажного парка. Осуществление плана началось с придания регулярному Большому озеру свободных очертаний. Считается, что многие переделки прекрасных регулярных композиций и их деталей в пейзажные можно считать варварскими. Но в результате измененияформы Большого озера получился великолепный образец русского пейзажного искусства. Работы по прочистке и выстилке дна и берегов булыжным мощением и изменению береговой линии велись с 1773 до 1776 года.

В результате был устроен большой полуостров с возвышенностью в центре и два плоских мыска, был увеличен центральный Большой остров и ему предана мягкая овальная форма, заново насыпаны Дикий или Пустой остров овальной формы. Каменный остров круглой формы, выложенный в три ряда спиралью туфом и гранитом, между которыми посажены ели и, наконец, остров у Большой плотины. Павильон Грот, который в середине XVIII века, судя по плану, был поставлен у самой воды, отодвинут внутрь подсыпкой земли. По периметру озера с южной и частично с северо-западной стороны сохранились остатки регулярных аллей, дорожкам был придан пейзажный характер. Центр холма северо-западного берега занимала Катальная горка. На Большом лугу имелись остатки регулярной планировки в виде широких аллей, идущих вдоль озера, Рамповой и диагональной дорог. На этом же лугу на месте будущей группы была круглая площадка, обсаженная деревьями и кустарниками, от которых прямая аллея вела к Кагульскому обелиску.

Значительные качественные изменения по дальнейшему совершенствованию композиции произошли после строительства комплекса Чарльза Камероном в 1780-1795 году, разборки Катальной горки и ландшафтной обработки всего северного берега между Рамповой аллеей и Большим озером. Проект Камерона предполагал постройку уникальной прогулочной галереи в античном стиле. Сейчас трудно представить, как мог выглядеть парк без Камероновой галереи, настолько это здание определило весь характер паркового ансамбля. Галерея прекрасно связана с открытыми пространствами парка. Редко в садовом искусстве можно встретить столь совершенное сочетание природы и архитектуры. Камерон сумел изменить сравнительно плоский рельеф Царского села. Громадная видовая терраса поднята на большую высоту. До ее постройки местность казалась плоской, но устройство грандиозной лестницы, идущей со второго этажа прямо в сад, создало впечатление рельефа. С Камероновой галереи открывались прекрасные виды, о которых можно судить по картинам художников XIX века.

Кроме Камероновой галереи в период с 70-х годов XVIII - начала XIX веков, в парке было построено большое количество сооружений разных стилей, что было типичным для романтических парков времени их расцвета. В этом отношении большой вклад принадлежал Василию Ивановичу Неелову. Им были построены: Адмиралтейство в формах голландской готики. Мраморный мост по проекту итальянского архитектора эпохи Возрождения А. Палладио, Большой и Малый капризы.

Мраморный мост. Екатерининский парк. Палладианский мост. Парк Стоу в Англии.

Китайская или Скрипучая беседка по проекту Ю. Фельтена, ансамбль сооружений в китайском вкусе в Александровском парке, частично просматриваемый из Екатерининского парка. Кроме этого были построены в формах классической архитектуры: Павильон на острове и концертный зал (Д.Кваренги), Орловские или Гатчинские ворота (А. Ринальди), на месте разобранной в 1792-1795 годах Катальной горки – Терраса Руска или гранитная терраса.Стена террасы сложена из серого и розового гранита. К середине XIX века на постаментах балюстрады появились копии античных скульптур, отлитые в мастерской Императорской Академии Художеств.

Китайская или Скрипучая беседка. Гранитная терраса.

Также были созданы сооружения романтического и сентиментального характера: Кухня-руина (Д. Кваренги), Пирамида- памятник любимым собачкам Екатерины II (Ч. Камерон), Готические ворота и Башня-руина (Ю. Фельтен), памятник Ланскому - одному из фаворитов Екатерины II (предположительно А. Ринальди).

К этому же периоду относится целая коллекция, так называемых, памятников Славы, то есть памятников, поставленных в честь побед русского оружия в войнах с Турцией. В честь побед в войне 1768-1769 годов были сооружены: Башня-руина, на замковом камне которой высечена надпись " На память войны, объявленой турками России, сей камень поставлен в 1768 году ", Кагульский обелиск, Морейская и Чесменская колонны (А. Ринальди).В 50-е годы XIX века в честь победы в войне 1828-1829 годов на небольшом полуострове была построена Турецкая баня в формах мавританской архитектуры (И. Монигетти).

Башня-руина. Красный (Турецкий) каскад.

Для того, чтобы иметь представление о парке периода 70-80-х годов XVIII века, необходимо сказать о земляных насыпях, игравших очень существенную роль в его композиции. Так, при переделке Каскадных прудов в пейзажные, была насыпана Трифонова горка, затем был устроен насыпной пандус к Башне-руине. Расположенные на юго-восточной границе парка они изолируют его от транспортной улицы и города. Благодаря этому даже в настоящее время, когда движение транспорта стало интенсивным, посетители парка не ощущают близости города.

Недалеко от Турецкой бани было устроено искусственное повышение, носящее название Сахарной горки.

В северо-восточной части парка были сделаны искусственные насыпи Большого и Малого капризов.

Таким образом, композиция парка оказалась замкнутой, то есть ни одна перспектива не выходила за его пределы. Это является особенностью Екатерининского парка и представляет принципиальное отличие его от английских прототипов, для которых было характерно слияние композиции, построенной человеком, с окружающим природным ландшафтом.

Основным определяющим элементом пейзажей Екатерининского парка являются водные пространства.

Снабжение царскосельских парков проточной водой в XVIII веке являлось сложной проблемой, так как естественных источников на территории парка не имелось, а провести воду из окрестностей было трудно, потому что Царское село расположено на возвышенности.

В 40-х годах XVIII века велись усиленные поиски источников для питания парковых прудов. Инженер-капитану Звереву удалось найти ключи в шести верстах от Царского села, близ деревни Виттолово. Был прорыт Виттоловский канал. Однако довольно скоро маломощные Виттоловские ключи уже не могли обеспечивать водой большую сеть прудов и каналов, созданных в пейзажном парке. В течение 15 лет сооружался новый самотечный водовод от Таицких ключей. Работами по сооружению 16-километрового водовода от Таицких ключей руководили гидравлик Бауэр и инженер Поздеев. Законченный в 1787 году водовод был интереснейшим гидротехническим сооружением не только в России, но и во всей Европе.

Все водоемы, сосредоточенные на сравнительно небольшой территории парка, необычайно разнообразны по форме, величине и местоположению. Они являются формообразующим элементом трех ландшафтных районов парка - Большого озера, Нижних каскадных прудов и Малых прудков. Особую роль в восприятии водных пространств играет чистота и проточность воды, состояние берегов и островов.

Завершением работ по созданию романтической композиции пейзажного парка следует считать 20-е годы XIX века.

Перед Камероновой галереей в начале XIX века был создан один из лучших ландшафтов Большого озера (пруд), где старые регулярные аллеи были заменены открытыми луговыми пространствами с единичными солитерными группами и пейзажными дорожками вдоль берега озера. К этому времени разрослись и увеличились в объеме ранее посаженные куртины и отдельные деревья, а старые регулярные посадки уже имели тенденцию к изреживанию. Их стали частично убирать, частично они включались в существующие более молодые массивы. Новые массовые посадки деревьев и кустарников 1810-1816 годов, значительно обогатили пейзажные композиции парка и придали ему законченный художественный образ.

При строительстве в 60-е годы XIX века Собственного садика с фонтаном и перголой, был уничтожен один из первых и прекрасных пейзажей парка. Эта невосполнимая утрата может считаться единственным недостаточно продуманным решением в развитии великолепного дворцово-паркового ансамбля.

В первой половине XX века наметился некоторый спад в развитии общей композиции парка. Это показала инвентаризация древесно-кустарниковой растительности 30-х годов XXвека, выявившая наличие старовозрастных солитеров, зарастание полян, уничтожение многих важных перспектив.

В период Великой Отечественной войны город Пушкин почти два с половиной года находился в оккупации. В результате в Екатерининском парке погибло более 3000 деревьев. Из оставшихся 8670 деревьев оказалось здоровых только 171. Все остальные получили механические повреждения.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал