![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Минск, 2015
БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Филиал БНТУ «Институт повышения квалификации и переподготовки кадров по новым направлениям развития техники, технологии и экономики БНТУ» Кафедра «Экономика предприятия»
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Основы менеджмента» Вариант № 26 Исполнитель: слушатель гр. ЭС-159 Чадович Н.Л. Руководитель: Гушель О.И. Ст.преподаватель Минск, 2015 Оглавление: Введение. 1. Общая характеристика ООО «Машхимпром». 2. Миссия и цели организации. 3. SWOT- анализ организации. 4. Выводы SWOT-анализа. 5. Конкурентные карты. 6. Заключение. 7. Список использованной литературы. Введение. Предмет науки менеджмент состоит из совокупности принципов, методов, средств и форм управления организациями, объединенных общей целью повышения организационной эффективности. Предметом изучения дисциплины «Менеджмент» являются теоретические и практические вопросы функционирования и развития системы управления в различных типах организаций и условия ее эффективной деятельности. Менеджмент — это динамичный элемент, поддерживающий жизнеспособность каждого предприятия. Без этого элемента " производственные ресурсы" остаются всего лишь ресурсами и никогда не становятся производством. В условиях конкуренции жизнеспособность любого предприятия и, тем более, его успех особенно зависят от опыта и эффективности менеджмента. Опыт и умение правильно действовать являются единственными преимуществами, которые имеет предприятие в конкурентной экономике. Менеджмент – это вид профессиональной деятельности, направленной на достижение намеченных целей в рыночных условиях путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма. Целью данного проекта является анализ и изучение политики менеджмента строительно-монтажной организации.
Общество с ограниченной ответственностью «Машхимпром». Учредителями организации являются четыре физических лица, имеющих белорусское гражданство. Общество создано как юридическое лицо, внесено в государственный регистр юридических лиц, и является хозяйственным обществом, уставной капитал которого разделен на доли и составляет 100 000 000 рублей. Полное фирменное наименование Общества на русском языке: Общество с ограниченной ответственностью «Машхимпром». Сокращенное фирменное наименование Общества на русском языке: ООО «Машхимпром». Общество учреждено на неограниченный срок и является коммерческой организацией, преследующей в качестве основной цели своей предпринимательской деятельности извлечение прибыли. Для обеспечения своей деятельности Общество имеет круглую печать со своим наименованием, фирменные бланки, имеет товарный знак, знак обслуживания, зарегистрированные в установленном порядке, другие реквизиты с фирменной символикой. Высшим органом управления Общества является Общее собрание участников общества, которое может быть очередным и внеочередным. Единоличным исполнительным органом является директор Общества, выбираемый Общим собранием участников Общества в целях осуществления текущего руководства деятельностью. Директор Общества подотчетен Общему собранию участников общества. Порядок деятельности директора Общества будет определяться на основе Устава и должностной инструкции. Предметом деятельности ООО «Машхимпром» являются: · изготовление строительных, технологических, индивидуальных металлоконструкций, нестандартного оборудования и их монтаж для предприятий химической и горно-добывающей промышленности; · производство строительно-монтажных и специальных работ при капитальном строительстве, реконструкции, техническом перевооружении промышленных предприятий, на капитальных ремонтах зданий и сооружений, гражданском строительстве и на объектах химической и горнодобывающей промышленности в условиях действующего производства.
2. Миссия и цели организации. Миссия - это причина существования предприятия. Миссия определяется в процессе стратегического планирования, она и является основной стратегией предприятия, в соответствии с которой строится вся остальная деятельность. Ее принятие позволяет четко определить назначение деятельности данного предприятия и не дает руководителям возможности ориентироваться на личные интересы. Выбор миссии придает деятельности предприятия стабильность, так как определяются основные принципы его работы. Миссия позволяет организации быть гибкой и в случае необходимости изменить ее профиль. Миссия ООО «Машхимпром» заключена в следующем: «Оперативное обеспечение требований заказчиков, как по срокам, так и по качеству; соответствие законодательным и другим обязательным требованиям в динамично меняющихся условиях реального строительства, при постоянстве в достижении высоких результатов. Средства – высокопрофессиональный подход к исполнению норм, обеспечению качества и соблюдению сроков выполнения работ. Качество для предприятия – стратегический показатель, залог благополучия всего коллектива и каждого работника в отдельности. Качество – это результат системных процессов, пронизывающих все предприятие, его структуру на всех уровнях деятельности - от руководителя до всех исполнителей на местах». Кроме миссии у предприятия имеются ещё и цели. В зависимости от периода времени, требуемого для их достижения, цели делятся на: долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные. Долгосрочными целями для организации можно рассматривать: предоставление широкого спектра услуг на рынке; создание устойчивого положения на рынке; увеличение прибыли организации; среднесрочные цели: увеличение количества сделок; обеспечение социальных потребностей краткосрочными целями являются: повышение квалификации кадров организации; создание положительного имиджа компании; доработка и упорядочение базы данных клиентов; получение прибыли. 3.SWOT- анализ организации. SWOT- анализ организации необходим компаниям, поскольку позволяет получить представление о потенциале предприятия и о его внешнем окружении. Составим матрицу SWOT -анализа. Обобщив в таблице основные из его сильных, слабых сторон, возможностей и угроз. Таблица 2.1. Сильные/Слабые и Возможности/Угрозы
По результатам оценки составляем обобщенную матрицу SWOT-анализа, где по вертикальной оси располагаются сильные и слабые стороны внутренней среды предприятия, по горизонтальной - возможности и угрозы внешней среды. По пятибальной (от 0 до 5 баллов) системе определяют экспертные оценки парных сочетаний «сильная сторона – угроза», «слабая сторона – угроза», «сильная сторона – возможность», «слабая сторона – возможность». При нуле – связи нет, при большей оценке – связь более значима. Система баллов в принципе может быть выбрана любой, полученный результат показан в таблице 2.2.
Таблица 2.2 Обобщенная матрица SWOT-анализа
Анализ таблицы 2.2 позволяет сделать следующие выводы: 1. Главные угрозы для предприятия - это увеличение себестоимости строительства, изготавливаемой продукции из-за роста цен на металл, строительные материалы, скачки курса доллара способны увеличить себестоимость работ и снизить спрос на продукцию. 2. Основная возможность - выход на рынок соседних стран, квалификация персонала достаточна для освоения новых технологий, увеличение количества заказчиков. 3. Основные сильные стороны – за 10 лет изготовлено более 6000 тонн металлоконструкций для объектов капитального строительства и ремонта на промплощадках действующих предприятий, устойчивое положение на рынке, высокая чистая прибыль. 4. Основные слабые стороны - недостаточная известность предприятия в других регионах. Рассмотрев возможности компании ООО «Машхимпром», ее слабые и сильные стороны, проведя анализ угроз, исходящих из внешней среды, можно определить стратегию фирмы. Выводы, которые можно сделать на основании матрицы SWOT представим в таблице 2.3. Таблица 2.3. Матрица SWOT-анализа
На основании данных первого квадрата формируют стратегии, позволяющие воспользоваться возможностями. На основании данных второго - стратегии, минимизирующие слабости и помогающие избегать угроз. Составим матрицу проблем (табл.2.4), в которой сформулируем имеющиеся проблемы, обусловленные сочетанием сильных (слабых) сторон предприятия с угрозами (возможностями).
Таблица 2.4 Ранжирование проблем компании по значимости
Составим матрицу проблем (табл. 2.5), в которой сформулируем имеющиеся проблемы, обусловленные сочетанием сильных (слабых) сторон предприятия с угрозами (возможностями).
Таблица 2.5 Проблемное поле предприятия
Итак, существуют возможности расширения производственных площадей и наращивание производственных мощностей (для изготовления высококачественного оборудования). Увеличение количества заказчиков благодаря быстрому и качественному изготовлению оборудования. Выход на рынок соседних стран. Чтобы использовать данные возможности потребуется, прежде всего, приобрести современное оборудования и станки. Однако, у предприятия имеется нехватка свободных денежных средств. Поэтому чтобы использовать данную возможность следует взять кредит на постройку дополнительного производственного корпуса и покупку дорогостоящего оборудования. Благодаря тому, что у предприятия есть такие сильные стороны, что оно имеет хорошую репутацию, работает на рынке 10 лет и имеет большой уставный капитал, то банк выдачу кредита наверняка одобрит. В данном примере SWOT-анализа оговорено, что есть угроза появления конкурентов и увеличения себестоимости изготовления выпускаемой продукции. Однако, благодаря тому, что на кредит можно рассчитывать, компания справится с оплатой своих обязательств даже в случае негативных сценариев. Конкурентов также можно не бояться, поскольку компания работает на рынке долгое время и имеет хорошую репутацию. Однако, экономия на материалах снижает качество выполняемых работ. Чтобы победить в конкурентной борьбе следует пересмотреть политику снижения себестоимости и поискать другие резервы снижения себестоимости с сохранением качества изготавливаемой продукции и выполняемых работ на высоком уровне. Данный пример SWOT-анализа показывает, что у компании есть потенциал эффективно работать на рынке. И используя сильные стороны предприятия можно использовать появляющиеся возможности и избежать угроз.
4. Конкурентные карты. Значительным этапом маркетинговых исследований конкурентов является построение конкурентной карты рынка, представляющей собой классификацию конкурентов по занимаемой ими позиции на рынке (конкурентному статусу). Объем продаж, средние цены товара X, реализуемого на рынке и выручка от реализации в период с 2013 года по 2015 год. Исходные данные Таблица 3.1
Объем продаж, средние цены товара Y, реализуемого на рынке и выручка от реализации в период с 2013 года по 2015 год. Исходные данные Таблица 3.2
Вспомогательная таблица товар X 2013, 2014 г. Таблица 3.3
Вспомогательная таблица товар X 2014, 2015 г. Таблица 3.4
Вспомогательная таблица товар У 2013, 2014 г. Таблица 3.5
Вспомогательная таблица товар У 2014, 2015 г. Таблица 3.6
За среднее значение доли, очевидно, принимается: Определение границ рыночных групп в 2013 году товара X Таблица 3.7
Верхняя и нижняя границы Таблица 3.8
Конкурентная карта рынка товара X в 2014 году Таблица 3.9
Из таблицы 3.9 видно, что в 2014 году у конкурентов ООО «МХП» 1, 2 соотношение (ДК/ДВ)> 1, следовательно, они оперируют в дешевом ценовом сегменте рынка. Конкурент 4 работает в дорогом сегменте. Оценка анализируемого предприятия с помощью конкурентной карты (таблица 3.9) позволяет сделать вывод, что в 2014 году ее положение на рынке, как и конкурента 4 было на хорошем уровне. Определение границ рыночных групп в 2015 году товара X Таблица 3.10
Верхняя и нижняя границы Таблица 3.11
Конкурентная карта рынка товара X в 2015 году Таблица 3.12
Из таблицы 3.12 видно, что в 2015 году по сравнению с 2014 годом анализируемое предприятие осталось оперировать в относительно неплохом ценовом сегменте рынка (соотношение (ДК/Д< В)1) и положения своего не изменило. Темп прироста рыночной доли составил 0, 97 % и имел относительно неплохой характер. Лидером рынка остался конкурент 4. Ослабли позиции конкурента 3 и 5 а. Конкурент 2 имеет положительную динамику и увеличил рыночную долю по сравнению даже с 2014 годом.
Определение границ рыночных групп в 2014 году товара Y Таблица 3.13
Верхняя и нижняя границы Таблица 3.14
Конкурентная карта рынка товара У в 2014 году Таблица 3.15
Из таблицы 3.15 видно, что в 2014 году у конкурентов 1, 3 соотношение (ДК/ДВ)> 1, следовательно, они оперируют в дешевом ценовом сегменте рынка. ООО «МХП» оперирует в низком ценовом сегменте, а конкуренты 1, 3, 4 работают в дорогом сегменте. Оценка анализируемого предприятия с помощью конкурентной карты (таблица 3.15) позволяет сделать вывод, что в 2014 году ее положение на рынке ухудшалось. Отчасти это происходило из-за укрепления позиций конкурент 1. Конкурент 2 ослабил свое положение. Для того, чтобы занять достойное конкурентное положение, приблизиться, а может и стать лидером рынка необходимо наращивать объем производства. увеличить цену на отпускаемую продукцию, что скорее всего позволит нам перейти в дорогой сегмент рынка. Также необходимо попробовать внедрить новую технологию производства продукции, что позволит нам значительно снизить издержки и соответственно увеличить прибыль.
Определение границ рыночных групп в 2015 году товара Y Таблица 3.16
Верхняя и нижняя границы Таблица 3.17
Конкурентная карта рынка товара Y в 2015 году Таблица 3.18
2015 год дал положительный эффект прироста рыночной доли. В результате положение анализируемого предприятия улучшилось. Лидером же в 2015 году стал конкурент 5 благодаря приросту рыночной доли. Конкурент 1 ослабил свое положение, а конкуренты 3 и 4 стали аутсайдерами рынка. Рекомендовано наращивать объем производства, внедрять инновационные подходы. Также необходимо направить свои действия на усиление контроля качества продукции. Все это позволит удержать свои позиции на данном уровне, а в последствии при реализации указанной программы после выхода на проектную мощность стать лидером рынка. Список использованной литературы: Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами: пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 328с. Аникин В.А. Высший менеджмент для руководителя: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 144с. Балашов А.П. Основы менеджмента: Учеб. пособие. – М.: Вузовский учебник, 2009.-288с. Вескин В. Р. Основы менеджмента. – М.: Институт международного права и экономики им. А. С. Грибоедова. 2003. – 480с. Менеджмент: Конспект лекций, контрольные задания: учебное пособие: В. А. Беляев, Е. Н. Костюкевич. – Минск: ИПК и ПК БНТУ, 2009. – 198с. Менеджмент: Основные понятия, виды, функции: пособие для подготовки к экзаменам / А. А. Брасс. – Минск: Современная школа, 2006. – 348с.: ил. Менеджмент: учебное пособие / Е. Е. Вершигора, А. В. Неверов. – Минск: Амалфея, 2008. – 496с. Минцберг Г. Структура в кулаке: Создание эффективной организации: пер. с англ. СПб.: Питер, 2001.-281с. Терминология менеджмента: Словарь/Сост. А.К. Семенов, В.И. Набоков. – М.: Маркетинг, 2002. – 224с. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке: пер. с англ.: Учеб. пособие. - Издательский дом Вильямс, 200.-272с.
|