Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть I Ситуационные задачи






Раздел I «Физиология возбудимых систем»

 

1. При нанесении сильного раздражения мышца не сокращается. О чём это свидетельствует?

2. Как определить изменения возбудимости изолированной мышцы в ходе её утомления, которое вызывают повторными ударами электрического тока?

3. Как убедиться, что при раздражении нерва в нём возникает возбуждение?

4. На мышцу наносили частые раздражения, что привело к возникновению гладкого тетануса. Как установить, отвечает ли мышца на каждое раздражение или нет?

5. После воздействия на мышцу токсического вещества её возбудимость стала прогрессивно снижаться. Как это удалось установить?

6. Как измерить продолжительность фазы абсолютной рефрактерности в нерве или мышце?

7. У человека через кожу раздражают мышцу при помощи электродов, на которые подаётся электрический ток. Какие из реакций возможны: а) ощу-щение раздражения кожи без сокращения мышцы; б) сокращение мышцы без ощущения раздражения кожи; в) ощущение раздражения кожи и сокращение мышцы?

8. На мышцу наносят одинаковые электрические раздражения и регистрируют величину сокращения. Затем наносят по два раздражения подряд. Повторяют такое двойное раздражение несколько раз и при этом изменяют в каждой паре интервал между раздражениями. В каждом случае величины первого сокращения во всех парах оказываются одинаковыми, а величины второго – разными. Почему?

9. Если бы клеточная мембрана была абсолютно непроницаема для ионов, как бы изменился мембранный потенциал?

10. Тетродотоксин является ядом, блокирующим натриевые каналы клеточной мембраны. Как он повлияет на величину потенциала покоя?

11. Гигантский аксон кальмара поместили в среду, соответствующую по своему составу межклеточной жидкости. При раздражении аксона в нём возникали потенциалы действия. Затем концентрацию ионов натрия в среде уравняли с их концентрацией в аксоне и повторили раздражение. Что обнаружили при этом?

12. Возбудимость нервных волокон выше, чем мышечных. В чём причина?

13. Почему гиперполяризация мембраны приводит к снижению возбудимости клетки?

14. Что произойдёт с нервной клеткой, если её обработать цианидами (соеди-нениями синильной кислоты, парализующими работу дыхательных ферментов)?

15. Нерв раздражают с частотой 10, 100 и 1000 раз в 1сек.. Сколько будет возникать потенциалов действия (ПД) в каждом случае?

16. На нервно-мышечном препарате ставят 2 опыта. В каждом из них на нерв поочерёдно наносят 2 раздражения разной силы и регистрируют величину возникающего при этом потенциала и сокращение мышцы. В 1-м опыте величина потенциала при действии более слабого раздражителя была меньше, а при действии более сильного – больше. Однако мышца ни разу не сократилась. Во 2-м опыте величина потенциала была одинаковой в каждом случае, но мышца оба раза сократилась. Объясните результат опытов?

17. В ходе измерения величины потенциала покоя (ПП) микроэлектродным методом она со временем начинает уменьшаться. Почему?

18. Величина ПП даже при отсутствии воздействия на клетку испытывает некоторые колебания. С чем это связано?

19. В области аксонального холмика возбудимость нейрона небольшая. Почему?

20. Как повлияет на возникновение ПД повышение концентрации ионов натрия внутри нервной клетки?

21. Раздражают с одинаковой частотой два нерва разного диаметра, находящегося в бескислородной среде. Какой из нервов раньше перестанет генерировать ПД при длительном раздражении?

22. Можно ли перерезать нерв так, чтобы иннервируемая им мышца не сократилась? Возможны 2 варианта. Какой из них легче осуществить на практике?

23. Два человека случайно подверглись кратковременному действию переменного тока одинакового высокого напряжения, но разной частоты: 50Гц и 500000Гц. Один человек не пострадал, а другой получил электротравму. Какой именно?

24. Нерв раздражают электрическим импульсом. В момент, когда локальный ответ достигает 80% порогового потенциала, на нерв подают напряжение такой же величины, но обратного знака. Возникнет ли ПД?

25. Французский физиолог Дюбуа-Реймон не обнаружил зависимости между продолжительностью действия раздражителя и величиной порога раздражения. В своих опытах на нерве он изменял время действия раздражителя от 2с. до 0, 01с. Между тем мы знаем, что такая зависимость существует (закон времени). В чем причина отрицательного результата, полученного Дюбуа-Реймоном?

26. Производят внутриклеточное раздражение постоянным током. Внутрь клетки вводят катод, снаружи размещают анод. Как изменится пороговый потенциал?

27. Протекание в возбудимых тканях процесса возбуждения во времени характеризуют такие показатели как хронаксия и лабильность. Какой из них даёт полную характеристику и почему?

28. При раздражении нерва током медленно нарастающей силы происходит значительное увеличение порогового потенциала. Можно ли связать этот эффект с возникновением явления аккомодации?

29. Скорость проведения возбуждения в мякотных волокнах пропорциональна диаметру волокна, а в безмякотных - квадратному корню из диаметра. Чем объясняется наличие такой зависимости и её различие для указанных двух групп волокон, т.е. меньшая выраженность зависимости для безмякотных волокон?

30. При удалении зуба для обезболивания используют раствор анестетика. Почему его вводят не в десну возле удаляемого зуба, а в область прохождения чувствительного нерва?

31. Известно, что происхождение тока сопровождается падением напряжения по длине проводника. Многие аксоны имеют большую длину и обладают весьма большим сопротивлением. Однако амплитуды ПД в начале и в конце аксона одинаковы. Чем это объясняется?

32. Проведение возбуждения в нервном волокне описывается законом двухстороннего распространения возбуждения от источника раздражения нервного волокна. Но в реальных условиях возбуждение движется по нервным волокнам в одном направлении: или центробежно, или центростремительно. Нет ли здесь противоречия?

33. Миелиновые аксоны лягушки проводят импульсы возбуждения со скоростью 30м/с, а аксоны кошки такого же диаметра - в 3 раза быстрее. Почему?

34. Почему при сальтаторном проведении возбуждения в миелинизированных волокнах ПД может возбудить не только соседний перехват Ранвье, но и один-два следующих?

35. Мышцу нервно-мышечного препарата подвергают непрямому раздражению. Через некоторое время амплитуда сокращений начинает уменьшаться. Означает ли это, что в мышце наступило утомление? Как поставить проверочный опыт?

36. В одном опыте вызывали деполяризацию мембраны нервного волокна, пока не возник ПД. В другом опыте в область синаптической щели вводили ацетилхолин, пока не возник потенциал концевой пластинки. В каком случае имело место более значительная крутизна нарастания потенциала?

37. В несвежих продуктах (мясо, рыба, консервы) может содержаться микробный токсин ботулин. Он действует на нервно-мышечные синапсы подобно устранению ионов кальция. Почему отравление может оказаться смертельным?

38. При раздражении нерва нервно-мышечного препарата в мышце возникали ПД. Затем область концевой пластины перфузировали Раствором, содержащим ионы магния. При этом ПД в мышце перестали возникать. В чем причина?

39. Как изменится скорость поступления холина в нервное окончание при частой стимуляции нерва?

40. Какая из 3-х реакций может иметь место при действии кураре: 1) возникают ПКП и затем ПД; 2) ПКП есть, а ПД нет; 3) ПД есть, а ПКП нет?

41. Как экспериментально доказать, что холинорецепторы находятся только в концевой пластинке, но не в других участках мембраны мышечного волокна?

42. Придумайте новый тип синапса, в котором возбуждение передавалось бы не электрическим путем (как в электрическом синапсе) и не при помощи медиатора (как в химическом синапсе). Новым должен быть только механизм синаптической передачи, все остальные процессы остаются неизменными.

43. Почему быстрые мышцы при сокращении потребляют в единицу времени больше энергии АТФ, чем медленные?

44. Как изменится минимальная частота раздражений, вызывающая тетанус, если будет ослаблена работа кальциевого насоса в мышце? Можно ли уменьшить этот эффект путем охлаждения мышцы?

45. Назовите главный компонент электромеханического сопряжения в мышце? Как доказать его ключевую роль?

46. Мышца состоит из волокон, волокна из миофибрилл, а последние из миофиламентов. Какие из перечисленных структур укорачиваются во время сокращения?

47. В мышечных волокнах имеется система поперечных трубочек, а в нервных она отсутствует. В чем заключается физиологический смысл этого различия?

48. На изолированной скелетной мышце поставили 3 опыта. Сначала мышцу раздражали в обычном состоянии, затем предварительно растянули (в небольшой степени) и раздражали током той же силы и, наконец, предварительно подвергли значительному растяжению и снова раздражали тем же током. Как различалась сила сокращений мышцы в этих 3-х опытах? В чем причина этих различий?

49. Возможно ли, чтобы при рабочей гипертрофии мышцы ее абсолютная сила не увеличилась? Объясните ответ.

50. Представьте себе, что у животного имеется полый орган, стенки которого содержат не гладкие, а скелетные мышцы? Как это можно было бы установить?

51. С помощью хронаксиметра определяли состояние возбудимых систем у водителей такси. После 12-часовой смены у большинства водителей наблюдалось удлинение хронаксии в 2 раза. О чем это свидетельствует?

52. У работников часового завода определяли функциональное состояние зрительного анализатора по пороговой силе светового раздражителя. После 3-х часов работы порог раздражителя увеличился. Что можно сказать о возбудимости фоторецепторов?

53. После длительной работы на морозе без перчаток у рабочего ремонтной бригады кончики пальцев ощущали только легкое прикосновение, а на довольно сильный укол иглой не реагировали. Как Вы оцените состояние экстерорецепторов данной области? Чем характеризуется данное состояние?

54. У доярки после непрерывной работы в течение 2-х часов мышцы кистей рук не смогли расслабиться, фаланги пальцев находились в состоянии тонического сокращения. Как называется это явление? Чем оно вызвано?

55. У работницы рыбокомбината, работающей в холодном цехе, периодически стали появляться резкие боли в пояснице, отдающие в ягодичную область и бедро, усиливающиеся при движении и смене положения тела. В качестве одного из методов лечения цеховой врач назначил физиопроцедуры с применением постоянного тока. Какой электрод надо приложить к больному месту для снятия болевого синдрома? Обоснуйте.

 

Раздел II «Физиология центральной нервной системы»

 

1. В ответ на одиночный раздражающий стимул мышца отвечает одиночным сокращением. Но если нанести такое же раздражение на афферентный нерв, то возникающее рефлекторное сокращение мышцы оказывается тетаническим. Почему?

2. Мышечное волокно имеет, как правило, одну концевую пластинку и каждый ПКП обычно превышает пороговый уровень. На центральных же нейронах находятся сотни и тысячи синапсов и ВПСП отдельных синапсов не достигают уровня порога. В чем физиологический смысл этих различий?

3. Как доказать, что характер действия медиатора (возбуждающий или тормозящий) зависит не от его свойств, а от свойств постсинаптической мембраны?

4. Аксон 1 вызывает надпороговое возбуждение в нейроне 1, а аксон 2 - такое же возбуждение в нейроне 2. Эти аксоны конвергируют на нейрон 3, причём каждый из них вызывает подпороговое возбуждение этого нейрона. Что произойдёт при одновременном раздражении обоих нейронов?

5. Два студента решили экспериментально доказать, что тонус скелетных мышц поддерживается рефлекторно. Двух спинальных лягушек подвесили на крючке. Нижние лапки у них были слегка поджаты, что свидетельствовало о наличии тонуса. Затем первый студент перерезал передние корешки спинного мозга, а второй - задние. После каждой из перерезок у обеих лягушек лапки повисли как плети. Какой из студентов правильно поставил опыт?

6. Почему при утомлении человека у него сначала нарушается точность движений, а потом сила мышечных сокращений?

7. У некоторых пациентов коленный рефлекс бывает слабо выражен. Чтобы его усилить, предлагают сцепить руки перед грудью и тянуть их в разные стороны. Почему это приводит к усилению рефлекса?

8. Почему при слабом покашливании сокращаются в основном мышцы глотки, а при сильном - включаются и мышцы грудной клетки, живота, диафрагмы? Можно ли здесь найти аналогию с приступом бронхиальной астмы?

9. В эксперименте на животном вызывают два различных рефлекса. После этого животному вводят вещество, которое замедляет процесс освобождения медиатора. Время обоих рефлексов удлиняется, причём одного рефлекса значительно больше, чем другого. В чём причина этого различия?

10. При раздражении одного аксона возбуждаются 3 нейрона, при раздражении другого аксона - 5 нейронов, при совместном их раздражении - 12 нейронов. На скольких нейронах конвергируют эти аксоны?

11. Если у спинальной лягушки сильно ущипнуть за лапку, то мышцы сокращаются, и лапка остаётся поджатой некоторое время после прекращения раздражения. Будет ли наблюдаться такой эффект, если разрушить спинной мозг и нанести электрическое раздражение на седалищный нерв?

12. Ребёнок, который учится играть на пианино, первое время играет не только руками, но помогает себе головой, ногами и даже языком. Объясните механизм этого явления?

13. При различных ритмичных раздражениях афферентного нерва ионы кальция, которые входят в синаптические пузырьки при каждом импульсе возбуждения, не успевают выходить из них во время слишком коротких пауз между импульсами. К чему это приводит?

14. Известный физиолог академик А.А. Ухтомский писал в одной из работ: " Возбуждение - это дикий камень, ожидающий скульптора". Как называется скульптор, шлифующий процесс возбуждения?

15. Представьте пипетку, из которой капает жидкость на промокательную бумагу и впитывается в неё. Нанесите 2 воздействия: одно замедляет втекание жидкости, другое не позволяет бумаге впитывать жидкость. Каким видам торможения можно уподобить каждое из этих явлений?

16. При растяжении мышцы, например, разгибателя она отвечает рефлекторным укорочением (миотатический рефлекс). При этом сокращается мышца - разгибатель и тормозится сокращение сгибателя. Регистрируют ВПСП в мотонейронах, иннервирующих разгибатели, и ТПСП в мотонейронах иннервирующих сгибатели. Какой из ответов (ВПСП или ТПСП) будет позднее зарегистрирован?

17. Почему невозможна координация двигательной деятельности без участия процесса торможения?

18. МП группы нейронов составляет 70 мВ. Имеется регистрирующий прибор, шкала которого продолжается как раз до 70 мВ. В одних нейронах вызван ВПСП, в других - ТПСП. В каком случае прибор нельзя использовать для регистрации потенциала?

19. Требуется создать препарат, который избирательно подавлял бы реакцию нейронов на некоторые афферентные сигналы. Этот препарат должен усиливать пресинаптическое или постсинаптическое торможение. Какое действие вы предпочли бы?

20. При пресинаптическом торможении в тормозном синапсе возникает деполяризация мембраны, а при постсинаптическом - гиперполяризация. Почему же эти противоположные реакции дают один и тот же тормозной эффект?

21. Можно ли вызвать судорожные сокращения мышцы при помощи препарата, который не воздействует непосредственно ни на мышцы, ни на иннервирующие их мотонейроны?

22. Реципрокная иннервация состоит в том, что при сгибании (разгибании) одних конечностей животного происходит торможение центров мышц - антагонистов других конечностей (у четвероногих). Как можно доказать, что эти отношения не закреплены жестко, анатомически, а являются функциональными и, следовательно, могут перестраиваться?

23. При вставании человека на него начинает действовать сила тяжести. Почему при этом ноги не подгибаются?

24. При растяжении мышцы рефлексы с рецепторов мышечных веретён способствуют её возврату в исходное состояние. Как же происходит сокращение мышцы, если при этом её длина уменьшается?

25. У спинального животного вызывают сгибательный рефлекс при помощи болевого раздражения. Как установить, что при этом мотонейроны разгибателей данной конечности заторможены? При этом никакая аппаратура не используется.

26. Протекание, какого рефлекса легче изменить при помощи каких-либо воздействий: миотатического или сгибательного, вызванного раздражением кожи?

27. У грудных детей можно вызвать некоторые примитивные рефлексы, которые осуществляются спинным мозгом. У взрослого человека эти рефлексы отсутствуют. С чем это связано? При заболеваниях ЦНС, например, менингите некоторые из этих рефлексов могут появиться (например, рефлекс Бабинского), что используется в качестве диагностического признака.

28. В результате несчастного случая у больного произошел разрыв спинного мозга и наступил паралич ног. Какие ещё функции оказались нарушенными?

29. У животного перерезан спинной мозг. При этом сохранилось только диафрагмальное дыхание. На каком уровне произведена перерезка?

30. В знаменитом опыте И.М. Сеченова наложение кристалла соли на поперечный разрез зрительных бугров приводило к резкому угнетению рефлекса Тюрка. В нейронах, какого отдела ЦНС возникало обнаруженное в этом опыте явление центрального торможения?

31. Причина спинального шока заключается в нарушении взаимодействия между головным и спинным мозгом. При этом наблюдается гиперполяризация спинномозговых нейронов. Какого рода взаимодействие между головным и спинным мозгом нарушается при отделении спинного мозга от головного?

32. Каким образом нисходящие влияния из супраспинальных центров могут изменять двигательную активность, не воздействуя непосредственно на мотонейроны спинного мозга?

33. В явлении децеребрационной ригидности участвуют красное ядро, ядро Дейтерса, мозжечок, механизмы гамма - петли. Как доказать в эксперименте роль каждого из этих образований?

34. Какие из нисходящих путей заднего и среднего мозга возбуждаются, когда кошка " затаивается" перед броском на мышь и при самом броске?

35. У собаки произведена перерезка ствола мозга. Когда животное вышло из наркоза, на него направили луч яркого света и нанесли болевое раздражение. При этом зрачки сузились, но реакции, сопровождающие ощущение боли, отсутствовали. На каком уровне произведена перерезка?

36. При мозжечковых нарушениях среди других симптомом развивается атония - нарушение поддержания нормального мышечного тонуса и астения - быстрая утомляемость. Чем можно объяснить астению?

37. От конькобежца при беге на повороте дорожки стадиона требуется особо чёткая работа ног. Имеет ли значение, в каком положении находится голова спортсмена?

38. Кошка помещена в вертикальном положении вниз головой. Как и почему изменится тонус мышцы передних конечностей?

39.. Морская болезнь возникает при раздражении вестибулярного аппарата. Вестибулярные ядра влияют на перераспределение мышечного тонуса.

Морская же болезнь имеет другие симптомы (тошнота, головокружение и др.). Чем они обусловлены?

40. Доставку собаки в лабораторию для эксперимента производят лифтом. Имеются 2 фотоснимка стоящей собаки, сделанных в момент начала движения лифта и в момент его остановки. Какая нужна дополнительная информация для определения, когда фотографировали собаку: до или после эксперимента?

41. Мозжечок работает по существу как аппарат торможения. Клетки Пуркинье тормозят ядра мозжечка и некоторые другие нейронные структуры. Звёздчатые и корзинчатые клетки тормозят клетки Пуркинье. Каким образом в таком случае мозжечок управляет тонусом скелетной мускулатуры, который может и усиливаться, и ослабляться?

42. Известно, что в спинном мозге действует механизм возвратного торможения с участием клеток Реншоу. Аналогичный механизм обнаружен в проекционных ядрах таламуса. Опишите принцип работы данного механизма.

43. В эксперименте на собаке в область вентромедиального ядра гипоталамуса ввели иглу и нагрели её до 500С. Затем иглу удалили, а животное содержали в обычных условиях. Как изменился внешний вид собаки через некоторое время?

44. Методом стереотаксиса раздражали введёнными электродами ретикулярную формацию среднего мозга (РФСМ) кошки и регистрировали во время сна животного ЭЭГ в различных отведениях. В ходе регистрации ЭЭГ производили раздражение РФСМ. Что будет обнаружено на ЭЭГ при этом?

45. Соединения барбитуровой кислоты даже в небольших концентрациях полностью подавляют активность нейронов РФСМ. Спинальные же нейроны и нейроны коры полушарий большого мозга при этом продолжают функционировать. Как установить момент включения нейронов РФСМ при действии барбитуратов, используя метод вызванных потенциалов (ВП)?

46. Неспецифические ядра таламуса вызывают деполяризацию дендритов. Этот эффект обладает большой способностью к суммации, однако сам по себе с трудом вызывает возбуждение клетки. Если на этом фоне в корковые нейроны приходят импульсы от специфических ядер, то возбуждение возникает. Как можно, исходя, из этого объяснить роль неспецифических ядер таламуса в деятельности коры полушарий большого мозга?

47. При выключении коры полушарий большого мозга человек теряет сознание. Возможен ли такой эффект при абсолютно неповреждённой коре и нормальном её кровоснабжении?

48. У больного опухоль в головном мозге. Какой клинический симптом позволяет предположить, что опухоль, скорее всего, локализована в таламусе? Размеры опухоли ещё весьма малы.

49. Сотрудники химической лаборатории в течение дня работали с эфиром и хлороформом в неприспособленном и непроветриваемом помещении. В конце рабочего дня у одной из лаборанток появилась тошнота, головокружение, замедленная ответная реакция на словесный раздражитель. Объясните причину и механизм данного явления, функция каких структур нарушается в первую очередь?

50. Экипаж подводной лодки вынужден был длительное время находиться под водой в замкнутом пространстве. В результате у части экипажа появилась головная боль, тошнота, нарушение координации в движениях, «пьяная» походка. Объясните причины данного явления. Какой отдел мозга пострадал? Назовите функции данного отдела.

51. Группа студентов в весенний выходной день отправились в тайгу. После возвращения один из студентов обнаружил на себе впившегося клеща. Через некоторое время у него появились признаки поражения ЦНС: пониженный тонус мышц, беспорядочные некоординированные движения мышц, конечностей и мимической мускулатуры. О поражении какого отдела мозга можно думать?

52. В результате неправильного обращения с электронагревательными приборами в одной из бытовых комнат рабочего общежития произошел пожар. Его удалось быстро ликвидировать, однако пострадал один рабочий, который был доставлен в лазарет с ожогами левого предплечья. Он не знает, как это произошло, потому что не чувствует ни температуры предметов, ни боли. Врач сильно уколол иглой кисть левой руки, но больной почувствовал только прикосновение. Уколы правой руки вызывали боль. Какой проводящий путь поврежден у этого больного? Почему сохранена тактильная чувствительность?

53. Работницам ткацких станков прядильных машин значительную часть рабочего времени (25-40%) приходится находиться в вынужденной рабочей позе (наклонное положение). Какие рефлексы обеспечивают поддержание равновесия тела в данном положении? С каких рецепторов они возникают, в каких отделах ЦНС замыкаются, какие исполнительные органы участвуют в них?

Раздел III «Физиология сенсорных систем»

 

1. Почему под водой значительно труднее, чем в воздушной среде, определить, откуда исходит звук?

2. «Открылась бездна, звезд полна. Звездам числа нет, бездне – дна», - писал поэт. Пользовался ли он боковым зрением, когда увидел «бесчисленное» количество звезд?

3. Если бы размеры колбочек были в несколько раз больше, чем на самом деле, как изменилась бы при этом острота зрения?

4. При надавливании в течение 10 – 30 сек. указательным и большим пальцами одной руки на глазные яблоки (глазо-сердечный рефлекс) при открытых глазах испытуемый отметил удвоение предметов. О чем это свидетельствует?

5. Почему мы не ощущаем кольцо, которое носим на пальце постоянно, но отчетливо чувствуем, что на этот палец села муха?

6. При передаче информации в сенсорных системах используется принцип частотной модуляции. Можно ли утверждать, что одна и та же группа рецепторов передавала в двух разных экспериментов одинаковую информацию, если в каждом случае были зарегистрированы пачки импульсов, общее количество которых за единицу времени в каждой пачке было одинаковым?

7. Если во время сильного волнения проверить вкусовые ощущения человека, то будут ли они усилены или ослаблены по сравнению с обычным состоянием?

8. Ночью предметы видны лучше, если не смотреть прямо на них. Как это объяснить?

9. Глаз лягушки видит не много, но прекрасно приспособлен к ловле насекомых. Все насекомые подвижны. В сетчатке глаза лягушки есть специальные детекторы, четко выделяющие движущийся предмет. Но неподвижные объекты лягушка просто не видит. Летом лабораторным лягушкам требуется много корма. Ловить и запускать в лягушатник живых мух хорошо в мультфильмах, но не в научных лабораториях. Можно приучить лягушек питаться маленькими кусочками мяса. Но даже гору такой закуски лягушки не увидят, так как она неподвижна. Как же ученые вышли из затруднительного положения?

10. Человек перестает видеть неподвижную точку, если она хотя бы несколько секунд действует на одни и те же элементы сетчатки. Но этого не происходит и, как известно, можно весьма долго созерцать неподвижный предмет. Как же это получается?

11. Хрусталик глаз у рыб имеет форму шара. В отличие от хрусталика млекопитающих он не может существенно изменить свою форму, что необходимо для рассматривания объектов на различных расстояниях. Следовательно, у рыб такая возможность ограничена. Испытывают ли они в связи с этим какие-нибудь неприятности?

12. У дальнозоркого человека отсутствуют очки, а ему необходимо прочесть всего несколько слов. Как это сделать, не используя никаких приспособлений?

13. Известный революционер Камо, попав в тюрьму, симулировал психическое расстройство, выражавшееся в отсутствии боли. Он хохотал, когда ему прижигали кожу, кололи её иголками. Однако у врачей все же возникли сомнения. На чем они основывались?

14. Человек смотрит на группу людей и одновременно фотографирует её. Отображение этой группы возникает и в мозгу, и на фотопленке. В каком случае имеет место обработка информации и в чем это выражается?

15. Два человека страдают дальнозоркостью и носят очки. Какой вопрос (один и тот же) нужно задать, чтобы убедиться в том, что причина дальнозоркости у них одинаковая или разная?

16. Один человек, подержав некоторое время руку в сосуде с водой, перенес её в сосуд с водой, температура которой была 20 градусов. Вода ему показалась холодной. Другой человек проделал аналогичный опыт, но ему вода температурой в 20 градусов показалась теплой. В чем причина разных ощущений?

17. Человек страдает тугоухостью. Если при нем играют на скрипке или заставляют звучать камертон, он этого не слышит. Что сделать, чтобы он услышал хотя бы один из этих звуков?

18. Можете ли вы найти нечто общее между ощущением горького вкуса хинина и борьбой с «закладыванием» ушей в самолете?

19. Азбука Брайля для слепых представляет собой различные совокупности выпуклых точек. Ощупывая их кончиками пальцев, слепой человек «читает» буквы. У зрячих людей способность к такому «чтению» выражена значительно хуже. Объясните конкретную причину этих различий.

20. Если слезные железы перестают функционировать, то роговая оболочка пересыхает и подвергается различным заболеваниям. Дело может закончиться слепотой. Предложите способ компенсации отсутствия слезной жидкости у такого человека.

21. При переходе из темного помещения на яркий свет или наоборот проходит некоторое время, пока зрительный анализатор приспособится к новым условиям освещения. Адаптация к темному протекает дольше, чем к яркому свету. Почему?

22. Хрусталик в течение жизни у многих людей постепенно дегенерирует. Это может привести к его помутнению – катаракте. Почему такие изменения свойственны именно хрусталику (роговице) в большей степени, чем другим тканям глаза?

23. И овальное, и круглое окно в костной капсуле улитки затянуты эластичной мембраной. Если бы эта мембрана стала жесткой, восприятие звуков резко нарушилось бы. Почему?

24. Согласно резонансной теории слуха Гельмгольца, восприятие звука разной частоты основано на колебании разных участков основной мембраны, настроенных на звуки разной частоты. Резонируют и возбуждаются волокна основной мембраны, имеющие разную длину. Но эта теория была опровергнута и заменена другой (теория бегущей волны). Однако известны опыты, произведенные в лаборатории И.П. Павлова, в которых разрушение различных участков кортиева органа приводило к выпадению условных рефлексов на звуки соответственно низкой или высокой частоты. Не подтверждает ли это справедливость резонансной теории?

25. Если крыс приучают находить дорогу в лабиринте с многочисленными поворотами, то даже после выключения зрения животные продолжают правильно проходить все повороты. Какую дополнительную операцию (одну из двух возможных) нужно сделать, чтобы крыса перестала ориентироваться в лабиринте?

26. Работа по сборке радиоаппаратуры требует постоянного рассматривания мелких деталей, что вызывает напряжение зрения. Как изменяется ширина зрачка при рассматривании мелких предметов? Какие механизмы регулируют ширину зрачка?

27. Работа в сталеплавильном цехе характеризуется рядом неблагоприятных факторов производственной среды, одним из которых является шум с наиболее выраженным низкочастотным диапазоном. Какие изменения и в каких отделах улитки можно ожидать у работников данного цеха?

28. При длительном чтении книги иногда теряется четкость изображения, появляются темные круги перед глазами. С чем это может быть связано? Каким простым способом можно объяснить эти явления?

29. Во время шторма некоторые моряки плохо переносят качку, у них возникают вегетативные расстройства. Объясните механизм их возникновения. Что можно рекомендовать для профилактики этих явлений?

30. Глазам большинства (81%) новорожденных свойственна небольшая дальнозоркость (гиперметропия) Чем это обусловлено?

31. Темной звездной ночью, рассматривая небо, всякий раз в центре поля зрения мы замечаем небольшое количество ярких крупных звезд, а по периферии – множество звезд разной величины и яркости. Объясните это явление.

32. Человека, входящего в кинозал во время сеанса, нужно проводить и усадить на свободное место, так как он ничего не видит. Только спустя некоторое время зритель начинает различать предметы. Как называется это явление? Опишите его механизм.

33. Раньше существовала рабочая профессия – котельщик. Люди этой профессии теряли слух вследствие очень больших звуковых воздействий. У котельщика 35 лет диапазон восприятия звуковых частот составил 10000 … 18000 Гц. Какой отдел слухового анализатора поврежден у этого рабочего? Какой диапазон звуковых частот воспринимает здоровый человек этого возраста?

34. При отравлении угарным газом нередко наблюдаются функциональные расстройства анализаторов; в частности снижение слуха. Чем можно объяснить снижение слуха в условиях гипоксии?

35. В ткацком цехе прядильно-ткацкой фабрики установлены автоматические станки, являющиеся источниками шума. Было замечено, что, находясь вне цеха, работницы этого цеха говорили несколько громче окружающих. Объясните это явление.

36. Исследование функционального состояния ЦНС у полярников, находящихся в условиях Крайнего Севера показало, что период полярной ночи вызывает субъективно угнетение психического состояния. Полярный день вначале производит возбуждающее действие, но вскоре развиваются явления перевозбуждения и утомления. Чем это можно объяснить?

37. Арматурщик выполняет большинство операций стоя, но в процессе работы за смену ему приходится делать до 80 наклонов туловища под углом 30 градусов. Какие механизмы обеспечивают удержание положения тела в данных условиях?

38. Швея-мотористка пошивочного цеха швейной фабрики выполняет машинную строчку, содержащую 5 элементов. Длительность сосредоточенного наблюдения в процессе шитья составляет 60% времени смены. При изучении состояния функций организма было установлено, что время латентного периода зрительно-моторной реакции до работы составляло 237 мс., после работы – 334 мс. Как Вы оцениваете состояние зрительного анализатора работницы?

39. При исследовании адаптации организма к факторам космического полета была выявлена высокая чувствительность к перегрузкам (ускорению) органа зрения: в 1-ю фазу наступало нарушение периферического зрения, во 2-ю – потеря центрального зрения. Основная причина этого – гипоксия сетчатки. Какие фоторецепторы подвержены большему изменению в 1-ю, а какие во 2-ю фазу?

 

Раздел IV «Физиология высшей нервной деятельности»

1. На движущемся конвейере лежат одинаковые детали – металлические шарики, некоторые из которых имеют отклонения от стандарта (при этом меняется отражающая способность поверхности) и поэтому подлежат браковке. Одна из фирм использовала в качестве контролеров голубей, которые клевали бракованные детали, в результате последние падали в специальные ящики. Нормальные шарики птицы не трогали. Эффективность браковки оказалась очень высокой. Почему были выбраны именно голуби, и в чем заключалось их обучение?

2. В лабораторию для исследования условных рефлексов привели двух собак, одна из которых перед началом эксперимента выпила много воды. Началось исследование. Вначале у обеих собак условные рефлексы протекали нормально, но некоторое время у собаки, пившей воду, они исчезли. Никаких случайных внешних воздействий отмечено не было. В чем причина торможения условных рефлексов?

3. Известно, что условный рефлекс можно выработать на действие любого индифферентного раздражителя. Но однажды в лаборатории И.П. Павлова не удавалось образовать у одной собаки условный рефлекс на определенный раздражитель – бульканье воды. На все другие раздражители условные рефлексы вырабатывались нормально. Объясните этот необычный результат.

4. Известно, что сила условного раздражителя должна быть меньше, чем безусловного, в противном случае условный рефлекс выработать не удается. Поэтому считалось, что на очень сильное болевое раздражение выработать пищевой условный рефлекс невозможно. Однако в опытах Ерофеевой в лаборатории П.П. Павлова такой условный рефлекс образовать удалось.

При действии сильного тока собака, сначала дававшая на это сильную оборонительную реакцию (кричала, пыталась убежать), теперь облизывалась, выделяя слюну, и виляла хвостом. Как удалось добиться этого?

5. Как доказать в эксперименте на животном, используя чисто физиологический метод, что данный орган, например, кишечник, имеет афферентное представительство в коре полушарий большого мозга?

6. И.П. Павлов, начиная первые опыты по изучению условных рефлексов, построил специальные лаборатории, называемые «башнями молчания», в которых находились экспериментальные камеры с абсолютной звукоизоляцией. Однако впоследствии оказалось, что в таких камерах собаки засыпают. Особенно быстро это происходило с собаками-сангвиниками. В чем состоит причина такой, казалось бы, неожиданной реакции?

7. Под влиянием идей, изложенных И.М. Сеченовым в трактате «Рефлексы головного мозга», три юноши – И.П. Павлов, его брат и их приятель оставили учебу в семинарии и поступили на естественный факультет Петербургского университета. Братья Павловы увлеченно принялись за учебу, а их друг затосковал, утратил сон, у него появились признаки психического расстройства. После перехода на юридический факультет этого же университета молодой человек вновь ожил, стал любознательным и начал увлеченно заниматься юриспруденцией. Дайте объяснение поведению и состоянию студентов в сложившейся ситуации.

8. Два юноши-земляка приехали в другой город и поступили в медицинский институт. Первый быстро освоился, второй – загрустил, стал плохо спать, неохотно принимался за подготовку к занятиям. Чем объяснить разную реакцию студентов в одной и той же ситуации?

9. Дайте объяснение известным фактам: а) на войне во время грохота артподготовки солдаты спокойно спят, а после ее прекращения, при наступлении тишины – пробуждаются, б) у победителей раны заживают лучше, чем у побежденных.

10. После напряженной нервной работы во время ночных дежурств у женщины-диспетчера узловой железнодорожной станции появились признаки психического расстройства. В ответ на сообщение, что ее дом сгорел, она рассмеялась. Когда же ей сказали, что нечаянно разбили ее чашку, она расплакалась. Объясните реакцию больной. В чем сущность явления? Сопоставьте выявленную закономерность с являющейся физиологически нормальной?

11. На экспертизу привели человека, который утверждал, что не слышит звуков. Врач-отоларинголог исключил заболевание органа слуха. Тогда у обследуемого была зарегистрирована ЭЭГ от затылочных и теменных областей мозга в состоянии умственного и физического покоя с закрытыми глазами, а затем – при действии звуковых раздражителей. Заключение подтвердилось. На каком основании было опровергнуто ложное утверждение обследуемого? О чем свидетельствуют данные ЭЭГ?

12. Если маленьким детям рассказывают страшные истории, они нередко испытывают сильное волнение, страх, плачут, беспокойно спят ночью. Объясните механизм этого явления.

13. Почему детям дошкольного возраста рекомендуется включать в режим дня дневной сон?

14. Объясните, какой физиологический принцип положен в основу правил перехода улицы по сигналу светофора?

15. Как объяснить с точки зрения физиологических механизмов шумную двигательную активность школьников младших классов на переменах? Физиологический смысл «шумовых площадок».

16. Какие физиологические механизмы определяют необходимость введения производственной гимнастики на предприятиях? При каких видах деятельности гимнастические упражнения особенно эффективны? Объясните с позиции учения И.М. Сеченова и А.А. Ухтомского.

17. В отдел кадров предприятия обратился молодой человек с просьбой устроиться на работу. Ему предложили два места: чертежником в конструкторское бюро и экспедитором (работа, связанная с частыми командировками). При исследовании типа ВНД выяснено, что этого молодого человека можно отнести к сильному уравновешенному инертному типу по Павлову. На какую работу Вы посоветовали бы ему устроиться?

18. Какая деятельность мозга (согласно учениям И.П. Павлова и А.А. Ухтомского) обеспечивает наиболее производительную работу на конвейере? Как скажется на состоянии ВНД нарушение ритма на конвейере? Лица какого типа ВНД дают больше осложнений при нарушении ритма трудовой деятельности?

19. Многочисленные исследования показывают, что значительная интенсификация труда в результате быстрого темпа работы ведет к частым нарушениям ритма, скоплениям полуфабрикатов на отдельных участках конвейеров, снижение производительности и т.д. Какие процессы, происходящие в коре мозга, могут вызвать подобные явления?

20. В условиях космического полета многократная смена временных поясов, сопровождающаяся смещением биоритмов человека, приводит к снижению функциональных резервов организма, в частности к ослаблению внутреннего торможения. Какие осложнения в связи с этим можно ожидать, исходя из видов внутреннего торможения?

21. Объясните физиологический смысл пословицы «У кого что болит, тот о том и говорит».

22. Скорость выработки условного рефлекса является одним из показателей силы процесса возбуждения. Существует методика выработки речедвигательных условных рефлексов у человека. Испытуемый должен нажимать на рычаг. Вначале включается условный раздражитель (звонок, лампочка), затем дается речевое подкрепление – " нажмите". После нескольких сочетаний испытуемый начинает нажимать на рычаг сразу после включения условного раздражителя, не дожидаясь команды " нажмите". Это свидетельствует о том, что условный рефлекс образовался. Но некоторые испытуемые даже после десятков сочетаний не нажимают на рычаг, пока не получат словесный приказ. Со здоровьем у них все в порядке. Может быть, у них сильно ослаблен процесс возбуждения или есть другая причина?

23. Одной из важнейших врожденных поведенческих реакций является импринтинг или запечатление. Только что появившийся на свет детеныш начинает неотступно следовать за первым увиденным им объектом. В естественных условиях таковым является мать. Но в эксперименте это может быть мяч, заводная игрушка, собака; в результате цыпленок, гусенок или детеныши многих копытных животных будут следовать за этим предметом как за родной мамой. В чем же биологический смысл импринтинга? Не лучше ли было природе снабдить новорожденного точным портретом истинной матери?

24. В джунглях Новой Гвинеи среди туземцев, находящихся на очень низкой стадии развития, свирепствовала болезнь " куру-куру" или " смеющаяся смерть". Она приводила к неминуемой смерти, перед которой наступали судороги мимических мышц, и на лице умирающего застывала маска смеха. Болезнь поражала только женщин и детей. Сформулируйте вопрос, ответ на который и позволит установить причину болезни.

25. Фехтовальщик или боксер-левша при прочих равных условиях отвечают на выпад противника на доли секунды быстрее, чем правши. Почему?

26. В повести Ю. Семенова " Семнадцать мгновений весны" описана трагическая гибель профессора Плейшнера, который, выполняя важное задание, не отреагировал на один существенный сигнал – цветок на окне, что стоило ему жизни. Какой физиологический термин точно отражает роль, которую должен был сыграть этот важный стимул – цветок, стоящий на окне?

27. При оценке психоэмоционального состояния студента 2 курса отмечалась умеренная активность, некоторая вялость, спокойствие, невысокая тревожность, низкая агрессивность, работоспособность по длительности неплохая, но низкая по скорости, сон и аппетит удовлетворительные. Уровень адренокортикотропного гормона и глюкокортикоидов соответствует верхней половине зоны нормы, а соматотропного, тиреотропного гормонов, тироксина, минералокортикоидов и половых гормонов – нижней половине зоны нормы. Дайте оценку адаптационному состоянию студента. Какому типу адаптационной реакции и уровню реактивности соответствуют данные показатели?

28. Психоэмоциональный статус студента 2 курса характеризовался угнетенностью, подавленностью, высокой тревожностью, нарушением сна и аппетита; работоспособность по скорости вначале была высокой, но затем снижалась, а по времени и, особенно, по точности работы была снижена. Уровень адренокортикотропного гормона и глюкокортикоидов выше нормы, а соматотропного, тиреотропного, гонадотропных гормонов, минералокортикоидов, тироксина и половых гормонов – ниже нормы. Оцените состояние адаптации данного студента. Какому типу адаптационной реакции соответствуют данные показатели?

29. Некоторые люди при подготовке доклада, лекции, публичного выступления предпочитают проговаривать текст вслух. Другие произносят его про себя, но при этом ходят по комнате. Чем можно объяснить такие различия в поведении с физиологических позиций?

30. Один из способов борьбы с алкоголизмом в свое время состоял в выработке соответствующего условного рефлекса. В чем он заключался?

31. Если кошке протянуть палец, она обнюхает его. Этот опыт можно повторить несколько раз, пока кошка перестанет обращать внимание на палец. У собак такое " исчезновение интереса" наступает быстрее. У кого из животных в данном опыте сильнее выражены нисходящие корковые влияния?

32. В любом виде спортивных эстафет спортсмен имеет право начать прохождение своего этапа только после того, как участник предыдущего этапа передаст ему эстафету. Иногда пловец, стоящий на стартовой тумбочке, не выдерживает и прыгает в воду до того, как его товарищ по команде успел коснуться стенки бассейна. Какой вид условного торможения ослаблен у такого пловца?

33. Как доказать в эксперименте на животном, что данный орган, например, почка, может управляться сигналами, поступающими из коры полушарий большого мозга?

34. Для проверки предположения о наличии у данного вида животного цветного зрения поставлен эксперимент: вырабатывали условный рефлекс на свет зеленой лампы мощностью 100 ватт и дифференцировку на свет красной лампы мощностью 150 ватт. Дифференцировку выработать удалось. Подтверждает ли этот результат гипотезу о наличии у данного животного цветного зрения?

35. Можно ли при помощи метода условных рефлексов установить, что человек симулирует глухоту?

36. Электрошок вызывает у животного ретроградную амнезию. Оно забывает ранее выработанный навык. Подобным же действием обладают некоторые препараты. Как, используя какой-либо из них, определить продолжительность кратковременной памяти?

37. Докажите, что на ранних стадиях выработки условного рефлекса происходит иррадиация возбуждения в коре полушарий большого мозга.

38. Как доказать, что выделение слюны у собаки при виде и запахе мяса является условно-рефлекторной, а не врожденной реакцией? Почему такие условные рефлексы называются натуральными?

39. Как в эксперименте на человеке доказать наличие явления обобщения во второй сигнальной системе, используя метод условных рефлексов?

40. Как можно выработать у собаки комплексный условный рефлекс на время и обстановку?

41. На двух собаках ставили опыты. У одной исследовали пищевые условные рефлексы (1-я серия опытов), а затем вызывали у нее невротическое состояние и повторяли исследование (2-я серия). У второй собаки сразу вызывали аналогичное невротическое состояние и затем исследовали такие же условные рефлексы (1-я серия), после чего провели успешное медикаментозное лечение и повторили исследование (2-я серия). На какой из двух этих собак были получены следующие результаты? Условный раздражитель – звонок. Изменяли силу условного раздражителя, измеряемую в децибелах.

 

  1-я серия 2-я серия
Сила (дБ)                    
Величина условного рефлекса (капли слюны)                    

 

42. У четырех групп крыс многократно вызывали стрессовое состояние путем иммобилизации. В первой группе крысы находились в этом состоянии 70% от продолжительности суток, во второй – 40%, в третьей – 15% и в четвертой – 5%. После окончания эксперимента определили устойчивость организма по отношению к другим нагрузкам в каждой из четырех групп крыс. В какой группе устойчивость оказалась наиболее высокой?

43. Человека необходимо адаптировать к действию температуры среды 50°С. Однако, когда его поместили в камеру с такой температурой, довольно быстро наступили явления истощения и опыт пришлось прекратить. Поэтому в дальнейшем был разработан специальный режим тренировок, который позволил достаточно быстро достигнуть необходимого уровня тепловой устойчивости. На каком принципе был основан примененный режим? Никакие дополнительные воздействия, например, медикаментозные, не применялись.

44. В литературе описаны такие случаи. В семье кто-то заболел очень опасной болезнью. От больного это приходится скрывать. Через некоторое время у кого-то из родственников, вынужденных так себя вести, возникает нервное расстройство. К какому типу высшей нервной деятельности скорее всего относятся такие люди?

45. Психоэмоциональное состояние студента характеризовалось оптимизмом, отличным настроением, сном и аппетитом. Для него была характерна жажда деятельности, высокая работоспособность по скорости и точности работы, несколько меньшая – по длительности, но с быстрым восстановлением. Уровень адренокортикотропного гормона и глюкокортикоидов соответствовал верхней половине зоны нормы, а соматотропного, тиреотропного, гонадотропных гормонов, минералокортикоидов, тироксина и половых гормонов – верхней трети зоны нормы и выше. Оцените адаптационные возможности организма студента. Какому типу адаптационной реакции и уровню реактивности оно соответствует?


РАЗДЕЛ V. «Физиология крови»

1. В одном из наиболее загрязненных и загазованных районов города в атмосферном воздухе обнаружено высокое содержание угарного газа, повышающего в несколько раз предельно допустимые нормы. Как это отразится на здоровье жителей данного района? Объясните возможный механизм нарушения функций организма.

2. Группа студентов, проходивших весной практику в клинической лаборатории, решила исследовать свою кровь. При анализе крови выяснилось, что у большинства из них уровень гемоглобина колеблется от 100 до 110 г/л. Как Вы расцениваете данный показатель? Укажите возможные причины его изменения.

3. Группа геологов оказалась на длительное время оторванной от основного лагеря. Запасы пищи были на исходе, в употребляемых продуктах отсутствовали животные жиры. Основным продуктом питания был щавель, росший вдоль тропинок. Через некоторое время они обнаружили на коже мелкоточечные кровоизлияния. Объясните возможные механизмы их образования.

4. В результате частых инфекционных заболеваний желудочно-кишечного тракта у ребенка развился дисбактериоз. Однажды он случайно порезал палец, после чего долго не мог остановить кровотечение. Каким образом можно связать данное явление с нарушением функций микрофлоры кишечника (дисбактериозом)?

5. В одном из районов питьевая вода оказалась негодной к употреблению. Жителям этого района длительное время пришлось пить дистиллированную воду. Часть из них находилась на бессолевой диете. Какие изменения в гомеостазе можно ожидать у этой части населения? Объясните механизмы саморегуляции данного показателя гомеостаза.

6. В одном из цехов судоремонтного завода произошло несчастье: из-за несоблюдения правил техники безопасности рабочий получил серьезную травму, сопровождающуюся кровотечением. Понадобилось срочное переливание крови. Врач отобрал добровольцев соответствующей группы крови, выдал им талоны на дополнительное питание. Отразится ли на здоровье доноров сдача 300 мл крови? Объясните механизмы саморегуляции постоянства форменных элементов крови. Какие продукты необходимо включить в рацион питания доноров после сдачи крови?

7. В бригаде лесорубов из-за неосторожного обращения с инструментом произошел несчастный случай: один из рабочих поранил руку. Кровотечение сразу остановить не удалось. Травмированного в сопровождении товарищей отправили в ближайшую районную больницу. За это время он потерял много крови. Группа крови травмированного – II, резус – положительный. Готовой крови в больнице не оказалось. Товарищи, сопровождающие больного, предложили свою кровь. У одного из них I группа крови, резус-положительная, у другого – II группа резус-отрицательная. Как, на Ваш взгляд, должен поступить врач?

8. В институте ядерных проблем группа сотрудников работала с атомным реактором, повторяя опыт по изучению самопроизвольного расщепления урана. Внезапно в помещении резко запахло озоном, и экспериментаторы поняли – что-то произошло. Стрелки дозиметра находились далеко за красной чертой. Сотрудница, находящаяся у пульта, мгновенно выключила реактор. Через некоторое время у участников эксперимента появилась тошнота, слабость, рвота. В анализе крови: эритроциты – 2, 5х1012 г/л, гемоглобин – 80 г/л, лейкоциты – 2х109 г/л. Оцените эти показатели. Чем вызвана такая картина периферической крови? Какие еще изменения в периферической крови можно ожидать в данном случае? Каков прогноз в отношении здоровья и жизни больных?

9. Человек – большой любитель кислой пищи, который в невероятном количестве поглощает соленые огурцы, кислую капусту, несколько бутылок кефира в день, в результате травмы потерял около литра крови. Как, на Ваш взгляд, стоит ли ему отказаться от своих гастрономических привязанностей в период восстановления кровопотери? Свои рекомендации обоснуйте.

10. Потерпевшие кораблекрушение, испытывая жажду, пытались пить морскую воду. Содержание в ней плотного остатка составляет 3, 5%. В результате жажда усиливается, появляется ряд расстройств (слабость, потеря сознания, галлюцинации), угрожающих гибелью. Почему усиливается жажда? Чем объясняется угроза жизни?

11. Во время войн и стихийных бедствий, сопровождающихся неполноценным питанием, у людей возникают отеки. Почему?

12. Объясните физиологический смысл увеличения активности прокоагулянтов при физической работе.

13. У работников красильного цеха, занятых производством анилина, нитроанилина, нитробензола и др. соединений, выявлены признаки общей интоксикации: головная боль, головокружение, тошнота, рвота, общая слабость. Объективно отмечается синюшность слизистых и кожных покровов. Какие изменения в крови при этом можно ожидать?

14. Рабочие автогаража всю смену не выходили из помещения. Вентиляция не работает. В конце смены у ряда рабочих отмечалась резкая головная боль, раздражительность, тошнота, сердцебиение. Объясните, с чем это может быть связано?

15. Проведенное обследование рабочих литейного цеха выявило у них потерю веса до 8 кг за одну смену. С чем связана такая потеря веса? Как это отражается на физико-химических показателях крови? Какие мероприятия необходимо обеспечить для предотвращения подобных явлений?

16. Рабочим металлургических заводов приходится работать в условиях высоких температур. Как изменится кривая диссоциации оксигемоглобина при данных условиях?

17. Объясните механизм увеличения кислородной емкости крови после спортивной тренировки.

18. Больной поступил в клинику с тяжелой кровопотерей. Установлена группа А(II)Rh+. Кровь какой группы можно перелить больному?

19. Женщина обратилась в женскую консультацию. Диагноз: «Резус-конфликтная беременность». Из анамнеза выяснено, что предыдущие две беременности были с осложнениями: первая – закончилась родами, ребенок родился с гемолитической желтухой; вторая закончилась выкидышем. Ваши рекомендации?

20. Больной поступил в сельскую амбулаторию с тяжелой, угрожающей жизни кровопотерей. Консервированной крови не оказалось. Группа крови больного AB(IV)Rh-. Группа крови врача 0(I)Rh-. Ваша тактика.

21. Больной поступил в амбулаторию с кровопотерей. Группа крови больного 0(I)Rh-. Группа крови врача AB(IV). Консервированной крови не оказалось. В наличии физ. раствор, полиглюкин, гемодез, реополиглюкин. Какой из растворов вы будете переливать больному?

22. Больному проводится экстренная хирургическая операция по поводу разрыва селезенки. В брюшной полости обнаружено до 1 литра крови. Необходимо перелить кровь. При проведении пробы на индивидуальную совместимость наблюдается агглютинация с одногруппной кровью донора. Ваша тактика.

23. Больная поступила в клинику с тяжелой токсикоинфекцией. Какие кровезаменители вы будете ей переливать?

24. Больная поступила в клинику с диагнозом «Отравление угарным газом, сопровождающееся ацидозом». Какие растворы вы будете ей переливать?

25. Заболевание больного сопровождается тяжелой кахексией, безбелковыми отеками (истощением). Какие кровезаменители можно применять для лечения данного состояния?

26. Больному произведена операция, после которой он не может питаться самостоятельно в течение некоторого времени. Какие растворы вы примените для поддержания нормального обмена веществ у данного больного?

27. У больного тяжелый шок, сопровождающийся снижением АД. Какие растворы вы будете ему переливать?

 

 

РАЗДЕЛ VI. «Физиология дыхания»

1. У мужчин ростом 178 см жизненная емкость легких (ЖЕЛ) составляет 4270 мл. Оцените, как это согласуется с нормой. Сформулируйте, что такое ЖЕЛ. О чем свидетельствует отклонение ЖЕЛ от нормы у здорового человека?

2. У двух студентов одинакового возраста и телосложения после забега на дистанцию 5000 м зарегистрировали ряд показателей внешнего дыхания. У первого студента частота дыхания составила 40 в минуту, дыхательный объём - 500 мл. Коэффициент лёгочной вентиляции-1/7. У второго - частота дыхания 27 в минуту, дыхательный объём – 1200 мл, а коэффициент лёгочной вентиляции = 1/5. Оцените интенсивность и эффективность дыхания у каждого студента. Кто из них более тренирован?

3. Нередко работа, связанная с производственной пылью (кремнезем, металлическая пыль и др.) ведёт к развитию профессионального заболевания – пневмокониоза, главными симптомами которого являются одышка, боли в груди, кашель. Какие исследования необходимо регулярно проводить в данной профессиональной группе? Какие изменения внешнего дыхания являются признаками нарастающей лёгочной недостаточности?

4. В результате игнорирования техники безопасности при ремонте здания рабочий сорвался со строительных лесов, следствием чего явилось повреждение позвоночника с разрывом спинного мозга на уровне 1 грудного позвонка. Как это отразится на дыхании?

5. Работники СЭС были вызваны в одно из горных селений. Оказавшись на месте, они почувствовали недостаток воздуха, дыхание их участилось. Однако через некоторое время эти явления прекратились. Объясните механизм тахипноэ. С чем связано его исчезновение?

6. При проведении профосмотра у работников химической промышленности определяли показатели внешнего дыхания. У женщин ростом 162 см ЖЕЛ составляет 3000 мл. Оцените этот показатель.

7. После выполнения работы на глубине моря 200 м, в связи с угрозой гипоксии, подъём водолаза был ускоренным. Какие явления могут развиться при этом в организме? Объясните механизм их возникновения. Как их предупредить?

8. При полёте на самолёте на высоте 6000 м, где атмосферное давление 355 мм рт. ст. внезапно произошла разгерметизация пассажирского салона. Объясните механизм явлений, развивающиеся в организме человека в данных условиях и обоснуйте их расчётом.

9. В атмосферном воздухе обнаружено повышенное содержание СО2. Как это отразится на состоянии здоровья человека? Какие изменения будут со стороны дыхания? Объясните механизм.

10. Пассажирский самолёт произвёл посадку в одном из северных городов страны. Температура воздуха – минус сорок градусов по Цельсию. У пассажиров при выходе из тёплого салона на холодный воздух на мгновенье “перехватило” дыхание, (трудно было сразу сделать вдох). Объясните механизм данного явления.

11. Грозным признаком агонального состояния больного является появление дыхания Чейн-Стокса, называемое - периодическим. Оно проявляется в том, что дыхание перестаёт быть постоянным. После нескольких вдохов наступает пауза, затем снова несколько вдохов и пауза и т. д. Паузы удлиняются и, в конечном итоге, дыхание останавливается. Объясните сущность этого явления.

12. При некоторых заболеваниях растяжимость лёгочной ткани уменьшается в 5 - 10 раз. Какой клинический симптом типичнее для таких заболеваний?

13. Объясните механизм увеличения коэффициента утилизации кислорода в работающей мышце по сравнению с состоянием покоя.

14.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.059 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал