Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Специфика работы в социальной сфере в советский период.
В 1909 году был создан Союз учреждений, обществ и деятелей по общественному и частному призрению, целью которого стало оказание методической помощи различным организациям по выработке примерных уставов, форм оказания помощи нуждающимся и т.п. Несколько позже в 1917 ‑ 1918 годах в России было принято специальное «Постановление об упразднении благотворительных учреждений и обществ помощи инвалидам и о передаче их дел и денежных сумм исполнительному комитету увечных воинов». Основной акцент делался на государственную помощь в форме социального обеспечения и социального страхования. В том же 1918 году по личному указу В.И. Ленина всем центральным и местным органам управления была поставлена задача: «Оказать энергичную поддержку всех и всяких начинаний, направленных к улучшению дела снабжения населения продовольственными и промышленными товарами, социального страхования и социального обеспечения, жилищного строительства, здравоохранения, культурного обслуживания населения». В апреле 1918 года Народный Комиссариат Государственного призрения был преобразован в Народный Комиссариат социального обеспечения (НКСО). Это означало, что все вопросы социального обеспечения трудящегося населения становились центральной проблемой государственной политики в области социальной помощи. Осенью того же года был образован Всероссийский Фонд социального обеспечения. После образования СССР (1922 г.) в стране активно создавалась «государственная система материального обеспечения и обслуживания всех граждан СССР в старости, болезни, при полной или частичной утрате работоспособности, а также многодетных семей», осуществлявшаяся за счет государственных и общественных средств. Особое внимание уделялось пенсионному обеспечению и пособиям. Вследствие этого было создано несколько негосударственных пенсионных страховых фондов. В 1922 году был издан указ СНК о защите рабочих на особенно вредных производствах и их реабилитации в случае получения увечья или инвалидности. Появились государственные страховые общества и компании. С 1922 года в сельской местности стали создаваться крестьянские комитеты общественной взаимопомощи, основной функцией которых было крестьянское самообеспечение и патронаж нуждающихся сельских жителей. Позже вышеназванные общества стали массовой организацией на селе. В это же время получили развитие различные кооперативы и общественные организации инвалидов (Всероссийское общество слепых, Всероссийское общество глухонемых и др.). В 1931 году был учрежден специальный Совет по трудоустройству инвалидов. Заметным направлением деятельности государственных органов социального обеспечения стала борьба с детской безнадзорностью, в результате чего были открыты и в последствии активно функционировали детские дома, трудовые коммуны, перевоспитательные колонии. С 1924 года после принятия первой Конституции СССР пространство социальной работы значительно расширилось: социальное обеспечение охватило все население, а не только трудящихся, как было ранее, было введено полное социальное страхование рабочих: для всех видов потери трудоспособности — от болезней, увечья, инвалидности, старости, профессиональных болезней, материнства, вдовства, сиротства и др. К 1929 году Советская власть в законодательном порядке утвердила полное социальное обеспечение всех трудящихся, всех видов потери трудоспособности и впервые в мире ‑ от безработицы, за счет нанимателей и государства, при помощи профессиональных союзов. Все это, а также бесплатная медицина, образование приводили в изумление иностранцев: социальное обеспечение населения на таком уровне в то время не осуществлялось ни в одной стране мира. Позже, в период Великой Отечественной войны, выделились основные, наиболее важные социальные проблемы: организация помощи семьям фронтовиков, трудоустройство инвалидов, помощи детям‑ сиротам, матерям и т.д. Несмотря на все существовавшие трудности военного времени, государство оказывало материальную и натуральную помощь семьям военнослужащих, порой предоставляя им определенные льготы. Была разработана и осуществлялась специальная правительственная программа спасения детей. Многие из них были вывезены в безопасные зоны страны, в школах вводились завтраки, а также организовывались специальные столовые, в которых детей кормили дважды в день. В годы Великой Отечественной войны зародилось движение за создание фонда помощи детям. Инвалиды и пенсионеры получили налоговые льготы и льготы по трудоустройству. В стране работали артели инвалидов и ремонтные мастерские. Были открыты дома и интернаты для инвалидов Отечественной войны. В послевоенные годы был взят курс на восстановление народного хозяйства, переориентацию его на нужды мирного времени. После смерти Сталина в 1953 году были внесены изменения в политику и выдвинута цель создания социально ориентированного государства. Однако реальная жизнь во многом оставалась такой же тяжелой, а укоренившаяся политика сталинского режима социально ущербной. В стране утвердилась патерналистская модель социальной защиты, финансирование которой осуществлялось из госбюджета. Социальное обеспечение рассматривалось как «проводимая или поддерживаемая государством система социально-экономических мероприятий по обслуживанию граждан в старости и при нетрудоспособности, обеспечению материнства и детства, профилактике и восстановлению трудоспособности». Наряду с данной системой существовали государственная система здравоохранения, торговли и общественного питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства. Они были призваны удовлетворять личные потребности граждан, обслуживать советских людей, т.е. занимались решением задач, тесно связанных с социальным обеспечением. Система социального обеспечения стала одной из гарантий ряда основных прав граждан, закрепленных в Конституции. В частности, равные права женщины и мужчины обеспечивались созданием условий, позволяющих женщинам сочетать труд с материнством, материальной поддержкой материнства и детства, включая предоставление оплачиваемых отпусков и других льгот беременным женщинам и матерям. Среди форм проявления заботы государства о семье предусматривалось создание широкой сети детских учреждений, выплата пособия по случаю рождения ребенка, предоставление пособий и льгот многодетным семьям, а также других видов пособий и помощи семье. Право граждан на охрану здоровья обеспечивала сеть учреждений для лечения и укрепления здоровья. Ведущая роль в осуществлении социального обеспечения принадлежала органам государственного управления, хотя некоторые весьма важные виды обеспечения, например пособия по временной нетрудоспособности, фактически предоставлялись общественными организациями самостоятельно. Особо значительная роль принадлежала министерствам социального обеспечения союзных республик и их местных органов ‑ отделов социального обеспечения областных, краевых, районных и городских Советов народных депутатов, а также врачебно‑ трудовых экспертных комиссий и других органов и организаций при них. Эти органы занимались назначением пенсий и выплачивали пособия (ежемесячные и единовременные) многодетным и одиноким матерям, инвалидам детства и др.; обеспечивали подготовку и трудовое устройство частично нетрудоспособных; содержали дома‑ интернаты для престарелых и инвалидов и др. Гражданам предоставлялись пенсии по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца; пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам; санаторно‑ курортное лечение и отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах и др.; содержание и воспитание детей в детских домах, детских садах и яслях. Развитие и рост масштабов социального обеспечения в нашей стране постепенно превращали эту деятельность в особую, так называемую внутреннюю функцию государства, которая в той или иной мере осуществлялась всеми его органами. Столь обширные социально‑ защитные меры, взятые на себя государством, формировали соответствующие взгляды, идеологию граждан. Вопреки существовавшей на Руси с древних времен гуманистической традиции участия и соучастия в людских бедах, в стране практически в административном порядке сложилась патерналистская государственная система социального обеспечения, финансируемая главным образом из госбюджета (95%). Патернализм может быть определен как всесторонняя ответственность государства за социально‑ экономическое положение своих подданных. Государство обладало монополией на предоставление социальных услуг. Это выражалось в существовании только государственных учреждений социальной работы и отсутствии альтернативных организаций, деятельность которых была бы направлена на решение социальных проблем общества. Хотя патернализм в принципе противоречит экономической и социальной свободе отдельного индивида, посредством всеобщей доступности минимума социальных услуг, он порождает чувство социальной защищенности, стабильности личного положения граждан. Со временем в обществе утвердилась философия обязанности (исключительной!) государства разрешать все социальные проблемы граждан, что привело к росту иждивенчества и отсутствию инициативности в решении социальных проблем. Фактически исчезла социальная активность людей в части поиска различных дополнительных путей самообеспечения, самозащиты. Да это и не поощрялось, а порой даже не разрешалось в былые времена. Кроме философии «государство обязано, государство должно...», сложилось упрощенное отношение к самой проблеме социальной защиты человека: вся она свелась к выплатам пособий, материальной поддержке, медицинской помощи. Конечно, никто не станет утверждать, что это — маловажно. Но этого явно недостаточно. Практически полное н «огосударствление» системы социальной защиты населения способствовало развитию ряда негативных явлений в этой сфере. «Уклон» в материально‑ денежное обеспечение привел к тому, что в стране оказалась в забытьи такая проблема, как создание базы для реабилитации, возвращения к нормальной трудовой жизни инвалидов, создание им условий для включения в сферу социального общения, отдыха, передвижения и т.д. Как сегодня становится ясным, принципиально важным, заметным пробелом в нашей стране следует считать то, что социальная поддержка направлялась только на людей, уже попавших в беду (инвалидов, престарелых, сирот и т.д.), и почти не велась профилактическая работа. Пространство социальной работы оказалось ограниченным, замкнутым на одной категории людей, которая в свою очередь оказалась в определенном смысле изолированной от других социальных групп. Замкнутость социальных служб на обозначенных задачах не способствовала и практически не требовала наличия в них специалистов гуманитарного профиля: психологов, социологов, педагогов, профессиональных социальных работников — с начислением пенсий справлялись бухгалтерские кадры, опираясь на законодательные акты. Как ни парадоксально, но факт: столь разветвленная, разноплановая система советской социальной защиты населения практически не имела специальных учебных заведений, дипломированных специалистов данной сферы. Социальной работой занимались все, кому выпадала эта роль... К началу XX века в стране сложилась развитая система социальной помощи нуждающимся, которая составила основу для возникновения социальной работы на Западе. Однако в России она не пошла тем же путем, что в странах Запада. Одной из основных причин тому стало «огосударствление» общественной жизни, когда советское государство установило свой контроль над экономикой, политикой и социальной сферой. Фактически оно взвалило на себя заботу обо всех своих гражданах, хотя у него не было ни средств, ни умений для ее осуществления. Подготовка специалистов, которые бы на профессиональном уровне занимались бы помощью нуждающимся, не осуществлялась. Многие социальные проблемы, с которыми сталкивались советские люди, либо не решались должным образом, либо вообще игнорировались по идеологическим соображениям. Государственная система помощи нуждающимся ограничилась социальным обеспечением и социальным страхованием. Другие направления и формы социальной деятельности практического развития не получили. Другой немаловажной причиной отсутствия в нашей стране социальной работы можно было бы назвать отрицательное отношение к благотворительности со стороны марксизма. Несмотря на то, что именно благотворительность породила социальную работу и, не исчезая, продолжала существовать как непрофессиональная помощь нуждающимся, основоположники марксизма считали, что «благотворительность является завуалированной формой эксплуатации трудящихся, поскольку буржуазия, занимаясь ею, возвращает эксплуатируемым сотую часть того, что следует им по праву». Укоренившийся стереотип стал существенной помехой развития социальной работы, понимания важности профессии социального работника. И только лишь на волне перестройки началось ее возрождение, становление и развитие. Современная социально‑ экономическая обстановка в стране, снижение уровня жизни значительных слоев населения, усложнившиеся условия работы традиционной инфраструктуры социальной сферы ставят как неотложную задачу поиск новых подходов к содержанию социальной защиты населения, ее изменению и оптимизации с учетом требований практики, специфики социального развития страны, а также передового зарубежного и отечественного опыта.
|