![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Моизм и легизм ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Моизм и легизм исходят из представления о процветании народа. Управление государством у моистов осмыслялось как забота о благополучии народа. Только в этом случае народ будет любить государя и в империи установится мир. Забота о народе должна заключаться в отказе людей, обладающих властью, от роскоши и богатства, которые являются воплощением несправедливости. Как и конфуцианство, легизм был в целом скорее морально-этическим, чем религиозным учением. Легисты также интересовались устройством идеального государства. Однако их точка зрения гораздо более радикальной. Они полагали, что идеально лишь государство, которое обладает большой силой, в таком государстве должна быть сосредоточена в руках человека, который тем самым должен обладать огромными полномочиями. Условием гармоничного развития государства является строгая система обязанностей и наказаний за их невыполнение. Как и древнегреческий Платон, легисты выделяли три главных группы населения: правителей, военных и крестьян. Однако в их подходе есть и различия: если, по мнению Платона, управление государством должны осуществлять мудрецы, то с точки зрения легистов управление государством должно находиться у императорской династии. Таким образом, в древнекитайской философии не обнаруживается особого интереса к такому важному философскому понятию, как бытие. Философов Китая интересовал мир как целостность и лежащая в его основе иерархия. Другая отличительная черта древнекитайской философии — акцент на морально-этической стороне учения о мире. В конечном счете, любое, даже самое отвлеченное философское учение стремилось сформулировать «рецепты», при помощи которых можно достигнуть счастья и гармонии в существовании человека и общества.
ТЕСТ ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ 1. Основные принципы развития философского мышления в Китае заложены в: а) «Лунь юй»; б). «Книге перемен»; в) «Книге истории».
2. Одними из главных категорий в китайской философии являются: а). «ян»(свет) и «инь»(тьма); б) дхарма, атман; в) нирвана, прана.
3. Познание принципов макрокосма в китайской философии осуществляется посредством «тиянь» — сложного когнитивного акта, включающего: а). познание, эмоциональное переживание, волевые импульсы; б) стремления, волевые импульсы, познание; в) высокий уровень интеллекта, познание, эмоциональное переживание.
4. Движение, изменение в китайской философии представлялись часто в виде циклов. Противоречия в объекте выступали не как противоположности, не как единство, а как: а) перемещения в пространстве; б). взаимодополняющие начала при одновременно подчиненном положении одного из них относительно другого; в) перемещения во времени.
5. Наиболее влиятельным направлением китайской философии является: а) моизм; б) легизм; в). конфуцианство.
6. В конфуцианстве главным содержанием философии считалось: а). нравственное самосовершенствование человека, его воспитание; б) привитие человеку необходимых качеств, которые позволят выжить в сложном мире; в) выявление недостатков в обществе и поиск путей для их устранения.
7. Конфуций – учитель мудрости, учил, как вести себя в обществе, государстве. Разъясняя смысл человечности, он говорил: а). «Не делай другому того, чего себе не желаешь»; б) «Подай тому, кто просит»; в) «Люби того, кто тебя уважает».
8. Важную роль в конфуцианстве играл принцип «ли». Он сводился к тому, что: а) человек должен направлять свои усилия на миролюбивые отношения с окружающими тебя людьми; б). человек должен четко следовать нормам, предписываемым ему обществом, соблюдать все необходимые правила; в) человек должен владеть собой и не раздражаться.
9. Даосизм - направление древнекитайской мысли, его основателем считается китайский философ: а) Ян Чжу; б). Лао-цзы; в) Ван – Чун.
10. Дао — это: а). ничто, начало и конец мира, поскольку все материальные вещи рождаются из небытия, а затем, умирая, опять уходят в небытие; б) материальная первооснова мира; в) вечное бытие.
|