Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






М.А. Булгаков, Собачье сердце.






Введение

 

«Такой кабак мы сделали с этим гипофизом,

что хоть вон беги из квартиры!»

М.А. Булгаков, Собачье сердце.

 

Почти четверть столетия прошла с момента распада СССР. Выросло новое поколение, которое никогда в своей жизни не видело общества социальной справедливости, поколение, самое детство которого пришлось на так называемые «лихие» девяностые. Те же, кто застал СССР в зрелом возрасте, стали старее, кто-то ушел в мир иной, кто-то влачит жалкое существование, а кто-то отмечает свои дни рождения с табличками «жизнь удалась!» Многие нашли для себя и своих детей иные обетованные места, и живут теперь и работают в совершенно других странах.

Но что меня особенно занимает и что подвигло написать эту книгу, так это тенденции последних лет. Это формирование в нашем обществе настроений, связанных с тоской по навсегда ушедшему обществу, с попыткой хотя бы мысленно вернуться в прошлое или искать пути восстановления того, что мы старательно ломали в конце восьмидесятых и начале девяностых годов. Эти настроения проявляются, в основном, в интернете, хотя и в обычной прессе и даже на телевидении это тоже присутствует, хотя и не так ярко и массово. И, что интересно, затрагивают эти настроения не только людей, живущих в современной России, но и тех, кто уехал отсюда давным-давно[1].

Естественным образом возникает вопрос: что же это за тоска такая и откуда она взялась? Что заставляет людей оглядываться назад и искать «потерянный рай»?

Можно предположить, что что-то произошло с нашими людьми, ведь еще десять лет назад народ в своей массе не задавался такими вопросами. Можно также считать, что всё это не что иное, как проявление ностальгии по детству и юности. Однако, не всё так просто, как кажется на первый взгляд.

Весьма вероятно, что основными носителями настроений возврата к прошлому являются те, кто родился в самом конце эпохи «застоя», и о советском обществе помнят лишь по своему раннему детству. Эти люди тогда не могли еще, в силу своей молодости, оценить плохие или хорошие стороны того государства. Ну, согласитесь, кто из нас в первые десять лет своей жизни критически оценивает окружающие события? Первые десять лет жизни – это, собственно, раннее детство, в котором закладываются совсем другие черты характера, совсем не связанные с типом общественного строя. Да, собственно, ничего особенно плохого в этот период и не происходило. Кто-то скажет про пустые прилавки, про огромные очереди за предметами первой необходимости. Все это так. Но ведь основной груз проблем лежал не на их детских плечах, а на их родителях, бабушках и дедушках.

Этот пласт общества, весьма вероятно, может испытывать определенную тягу к утерянному СССР. Яркие воспоминания самого раннего детства всегда остаются в памяти на всю жизнь. Со временем они слегка затухают, покрываются «дымкой», но никуда не исчезают. Для этих людей это может быть память о том, что в детстве ты был гражданином сверхдержавы, самой большой страны в мире, страны, которая могла диктовать всем свои условия и не бояться за последствия; страны, где ты мог играть со сверстниками во дворе до позднего вечера, не опасаясь за свою безопасность, где никто никогда ничего не считал, все делились друг с другом тем, что было. Естественно, сами они тогда так не рассуждали. Это ощущение было на уровне подсознания, формируемого окружающими взрослыми и вообще жизнью.

Сильное влияние на это поколение могло оказать последнее десятилетие 20-го века. Ведь именно в это десятилетие они стали взрослыми, окончили школу, пошли работать. Отрочество – период, в который очень серьезно формируется психический типаж человека. В этот период у него закладываются основные задатки. И нестабильность и необустроенность девяностых, с их чередой кризисов, с неуверенностью в завтрашнем дне, с криминальным окружением, с перманентными вооруженными конфликтами, могли наложить определенный отпечаток на формирующееся сознание молодых людей (да что говорить..., естественно и наложили).

Последующие же нулевые годы с их определенной стабильностью не могли оказать какого-либо влияния на возникновение тяги к прошлому, именно по причине их стабильности. Проще говоря, ничего такого особенного не происходило, чтобы у людей возникла потребность в давно ушедшей эпохе. Вроде бы все хорошо: работа есть, деньги платят, зарплата растет относительно регулярно. Живи и радуйся. И никто не задумывался о том, а все ли хорошо в экономике, безопасна ли она.

Но вот пришел кризис 2008 года, и всё сразу вспомнилось: и яркие воспоминания детства, и десятилетие правления Ельцина. К тому же, по прошествии времени, это поколение могло критически оценить историю своей страны и сделать определенные выводы.

Но вот ведь в чем незадача: одно поколение этих людей не может формировать такие тенденции по всему обществу, пусть даже это и интернет-сообщество. Следовательно, такие взгляды свойственны и другим возрастным категориям.

Конечно, и среди тридцатилетних, и среди пятидесятилетних есть те, кто категорически не приемлет возврата к прошлому. Есть и те, кому все безразлично: им что социализм, что капитализм – все едино, лишь бы брюхо было сыто, да тело в тепле.

Но тенденция, как говорится, налицо. Все больше в интернете появляется форумов, конференций, страничек в т.н. «живом журнале», где участники оставляют свои записи, в которых сквозит тоска по ушедшему, по тому, что мы потеряли. Интернет, являясь, по сути, анонимным средством общения, не дает читателю информации о возрастной категории пользователей, если только они сами не удосужились предоставить ее. Но и той малой толики имеющихся данных хватает для того, чтобы понять – тоска по СССР свойственна практически всем возрастам.

Цель настоящей книги не в том, чтобы проанализировать распределение аудитории интернета (да и не только его), тоскующей по потерянной родине, по возрасту. Цель – понять, почему через двадцать лет мы снова стоим перед непознанной тягой к возврату в тот общественный строй, от которого так весело и быстро бежали. Понять, что движет разными, в общем-то, людьми. Что вообще произошло такого, что с каждым годом, месяцем, днем все большее число людей задумывается о том, о чем задумывались более века назад, и ради чего было пролито столько крови, преодолено столько препятствий.

Но это – часть задач, которые я хотел бы осветить в данной книге. Вторая часть – это попытка проанализировать, а что будет, если мы всё же сумеем вернуться обратно, в тот мир, в котором жили? Что будет, если тем или иным способом нам удастся восстановить общество социальной справедливости, с господством общественной собственности на средства производства, когда недра принадлежат всем, а не кучке олигархов, когда за образование не надо платить, когда каждый твой рубль, который выплачивается в виде налогов, идет не к кому-то из чиновников в карман, а попадает в государственную копилку, когда зарплата выплачивается не тогда, когда у предприятия есть деньги, а тогда, когда её положено платить? И, собственно, как осуществить этот возврат, чтобы не разрушить окончательно всё то, что еще осталось, и, желательно, без жертв?

Ведь никто в здравом уме не будет спорить с тем, что идеальное общество не имеет тенденций распадаться, разваливаться на куски. Никто не будет доказывать с пеной у рта, что в идеальном обществе массы, вооружённые плакатами и свистками, а то и с оружием, выходят на площади и требуют сместить правительство за его недееспособность. Никто не сможет даже просто показать, что в идеальном обществе нет элементарных предметов каждодневного потребления. На то оно и идеальное.

Следовательно, то общество, от которого мы в свое время бежали, не являлось идеальным. Следовательно, также, что наши потуги вернуться к тому обществу означают только одно: мы находимся в обществе ещё более далеком от идеала, нежели то, в котором мы в прошлом существовали. Или же наши ощущения от нынешнего общества дают нам картину отнюдь не самого лучшего варианта.

Хотя..., покажите мне такую страну, где все то, что необходимо любому из нас, присутствует в идеальном варианте. Я думаю, такой страны в природе просто не существует... разве что – в воображении тех или иных людей с утопическими взглядами. Но это уже фантастика, а мы, хоть и пытаемся фантазировать, но всё же стараемся не выходить за рамки реальности.

Автор прекрасно понимает, что многие его воззрения наивны и не отражают в полной мере все условия и причины, которые привели СССР к краху, а современников вынуждают искать ответы на вопросы, почему все сложилось так, а не иначе. И это естественно. Подробный разбор ситуации по таким сложным вопросам бытия не по силам одному человеку. Но, тем не менее, каждый из нас, кто внесет хоть крупицу своих соображений по затрагиваемой теме, сделает маленький шаг на пути к пониманию уникального по своей природе образования – СССР – и к тому, чтобы понять, куда мы движемся и что нужно делать.

Данная книга не претендует на сборник готовых решений. В ней всего лишь поставлены вопросы, на которые требуются ответы. Список вопросов также не является исчерпывающим. Каждый может додумать ситуацию и поставить свои вопросы. Цель данной книги – дать импульс к размышлению, дорогой читатель.

 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал