![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Санкт-Петербург. Завод «Вулкан» являлся старейшим машиностроительным предприятием в истории страны
(1891-1996гг.)
Завод «Вулкан» являлся старейшим машиностроительным предприятием в истории страны. История его создания неразрывно связана с автомобилестроением. Первый в нашей стране автомобиль родился на берегах Невы. Инициаторами постройки первого отечественного безлошадного экипажа стали, как известно, два петербургских изобретателя – отставной лейтенант военного флота Евгений Александрович Яковлев (1857-1889гг.) и горный инженер Петр Александрович Фрезе (1844-1918гг.). Одному из них принадлежал основанный в 1891 году на Большой Спасской улице[185] «Первый русский завод керосиновых и газовых двигателей Е. А. Яковлева» (впоследствии завод «Вулкан»), другому - Акционерное общество постройки экипажей «Фрезе и К» в доме 10 по Эртелеву (ныне Малая Морская улица) переулку. Постановлением ВСНХ от 23 мая 1918 г. завод «Вулкан» АО Петроградского механического и литейного завода «Вулкан», основанный в 1897 г., был национализирован, до 1926 г. он находился на консервации. В 1927 г. завод объединился с медно-котельным заводом «Часовой революции» и стал называться Ленинградским государственным меднокотельным, литейным и механическим заводом «Вулкан». В 1934 г. получил название «Машиностроительный завод «Вулкан». Во время Великой Отечественной войны (1942-1945 гг.) являлся почтовым ящиком № 851 НКМВ СССР. С 1946 г. носит название «Ленинградский государственный машиностроительный завод «Вулкан». Согласно постановлению Ленсовнархоза от 14 сентября 1962 г. завод вошел в состав Ленинградского объединения им. Карла Маркса[186]. Завод с момента создания выпускал кузнечные горны, бензиновые и керосиновые двигатели, газогенераторы, паровые машины, котлы. С 1914 г. – снаряды, мины, корабельное оборудование. В советское время – специализировался на автомобильном и сельскохозяйственном машиностроении. Выпускал вязальные машины, такие как Нева, Северянка и Ладога[187]. При заводе была открыта школа для взрослых № 84. С 1996 года завод прекратил работу, сотрудники предприятия были уволены в связи с ликвидацией объединения. Кто-то поменял место работы на еще «дышащее» объединение им. К. Маркса, располагающееся на Выборгской стороне Санкт-Петербурга, кто-то нашел себе другую работу по совсем иному профилю, кто-то оказался совсем не у дел. Сам завод мёртв давным-давно. Из всех корпусов завода в настоящее время сохранились три здания. Одно из них было отремонтировано и приспособлено под нужды американской компании «General Satellite»[188]. Еще один производственный цех и старинная водонапорная башня находятся в ужасающем состоянии, хотя в 2001 г. строения были включены КГИОПом в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность». Интересно то, что в 1954-1955 гг. на этом заводе проходил производственную практику будущий первый космонавт планеты Юрий Алексеевич Гагарин. В память об этом событии на фронтальной стене здания корпорации «General Satellite» в 2011 году была установлена мемориальная табличка[189]. В настоящее время на месте завода строится элитный жилой комплекс «Премьер-Палас» (застройщик – компания ЛЭК). Как состыковывается со строительством элитного жилья в этом районе то, то в конце 18-го, начале 19-го веков на этом месте было кладбище, никто внятно ответить не может. Совсем рядом, через улицу Пионерская ранее были корпуса еще одного Санкт-Петербургского литейно-механического завода, постройки 1901 года. В настоящее время на их месте строится жилой комплекс «Классика» (застройщик тот же – компания ЛЭК). Про этот район и про сам завод хорошо написал бард Михаил Кукулевич. Его строки передают истинную атмосферу того времени:
Завод «Вулкан». Кольцо трамвая. Забор кирпичный. Двор глухой. Здесь улица, как неживая, И чахлый сквер, как неживой.
Задворки города. Репейник. Лопух. Бездомная трава. Ромашки нефармакопейной Отягощенная глава.
Вот остов эллинга гребного. Бетонный, в ржавчинах, откос. Устои моста Колтовского[190], Река, знакомая до слез.
Здесь небо пасмурное мглисто, Туман безрадостен и сер, Сюда не зазовет туриста Медоточивый бедекер.
Но мне такое неустройство Родного, в рытвинах, лица Дороже праздного геройства Себя забывшего дворца.
Ведь эта, сирая до дрожи Земля, не ждущая наград, Зовется тоже, тоже, тоже Забытым словом – Ленинград.
Вообще в Санкт-Петербурге уничтожено много судостроительных и машиностроительных заводов[191].
|