![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Назывные предложения с указательным значением очень часто являются эмоционально-оценочными. И вот она, милая сердцу деревня. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Назывные предложения могут указывать на время: 1991год. Путч. В тесте они при этом выполняют композиционно-стилистическую роль, позволяют выразительно и лаконично передать решающие повороты истории. Определяющей особенностью этих предложений является то, что им свойственна фрагментарность и одновременно большая ёмкость выражаемого содержания. В них называются только отдельные детали ситуации, но детали важные. Выразительные, рассчитанные на опыт и воображения слушателя или читателя – такие, по которым он может представить себе общую картину описываемой обстановки или событий: Переправа, переправа! Берег левый, берег правый. Снег шершавый, кромка льда. (А. Твардовский «Василий Тёркин») Их стилистические свойства – лаконизм и в то же время установка на передачу широкого общего содержания обуславливают экспрессивность назывных предложений. Такая возможность используется в репортаже: Стадион села Пяша. Толпа народа, путевых заметках: Вот и Явленная. Тишина и покой. Родник, считающийся святым., в дневниковых записях: 25 января. Вечер. Особенности назывных предложений: их краткость и смысловая насыщенность, позволяющая в немногих словах рассказать о многом. Выразительная ёмкость этих предложений делает их незаменимым средством, когда надо лаконично, немногословно обрисовать картину. Всем нам известно в этом плане безглагольное стихотворение Фета: Шёпот. робкое дыханье. Трели соловья. Серебро и колыханье сонного ручья. В художественной и публицистической речи назывные предложения часто выполняют функцию живописания и эмоциональной оценки.
Заключение
Главные особенности употребления разных типов односоставных предложений таковы. Безличные предложения, обозначающие явления природы и состояние человека, употребляются главным образом в разговорном языке (стиле) и языке (стиле) художественной литературы. То же самое можно сказать и о неопределённо-личных предложениях. В художественном произведении они сосредотачивают внимание на действиях, как бы отодвигая на второй план действующее лицо. Обобщённо – личные предложения свойственны разговорному языку. Они в большинстве случаев экспрессивны, при употреблении в в художественных произведениях, как правило, сохраняют разговорный характер. Назывные предложения употребляются преимущественно в языке художественной литературы, используются в публицистическом стиле. Итак, мы видим, что в большей степени односоставные предложения используются в разговорной речи, в художественной и публицистической речи. В этих стилях, допускающих экспрессию, односоставные предложения во многих случаях позволяют сделать речь живой, непринуждённой, выразительной и образной. Простые односоставные предложения являются ярким выразительным средством русского языка. А изучение и знание их выразительных возможностей значительно обогатит нашу речь.
Литература
1. Иконников С. Н. Стилистика в курсе русского языка (VII – VIIIклассы) «Просвещение», 1979 г. 2. «Русский язык в школе» №1 – 1992г.
3. «Русский язык в школе» №3 – 1990г.
|