Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения (Глава 13, ст. 65-77) ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Земли промышленности, транспорта, связи, энергетики и обороны, входя в земли одной категории, из-за неоднозначности специфики своего назначения имеют отдельные характеристики и свойства. Землями этой категории ст. 65 определяются земельные участки, предоставленные в установленном порядке предприятиям, учреждениям и организациям для осуществления соответствующей деятельности. Порядок использования земель указанной категории устанавливается законом. От других категорий земель они отличаются своим основным целевым назначением, которое отображается в наименовании видов этих земель. Несельскохозяйственное использование земель данной категории – это один из главных признаков, которые характеризуют их правовой режим. Земли этой категории разделяются на самостоятельные виды: · промышленности; · транспорта; · связи; · энергетики; · обороны · др. назначения.
Критерием такого разделения является характер специальных задач, для осуществления которых и предоставляются соответствующие земельные участки. Правовой режим каждого из названных видов земель регулируются отдельными статьями ЗК (ст. ст. 66-77). Они используются не как средство производства в с/х или лесном хозяйстве, а главным образом как пространственная база, месторасположение средств того или иного видов деятельности не с/х характера. К землям промышленности(ст. 66) относятся земли, предоставленные для размещения и эксплуатации основных, подсобных и вспомогательных зданий и сооружений промышленных, горнодобывающих, транспортных и других предприятий, их подъездных путей, инженерных сетей, административно-бытовых зданий, других сооружений. Вокруг промышленных объектов для обеспечения нормальных условий их эксплуатации, предотвращения ухудшения, а также уменьшения их негативного влияния на людей и окружающую среду, смежные участки и другие природные объекты, в соответствии со ст. 112 ЗК, создаются охранные зоны (санитарно-защитные зоны). Кроме того, вокруг промышленных объектов, которые являются источниками выделения вредных веществ, запахов, повышения уровня шума, вибрации, ультразвуковых и электромагнитных волн, электронных полей, ионизирующих излучений, с целью отделения таких объектов от территории жилой застройки создаются санитарно-защитные зоны (ст. 114 ЗК). Эти зоны имеют особый правовой режим, в соответствии с законом. К землям транспорта (ст. 67) относятся земли, предоставленные предприятиям, учреждениям и организациям ж/д, автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, морского, речного, авиационного, трубопроводного транспорта и городского электротранспорта для выполнения возложенных на них задач по эксплуатации, ремонту и развитию объектов транспорта. Действующее законодательство (Закон «О транспорте») закрепляет возможность установления охранных зон с особенными условиями использования земель с целью обеспечения надлежащей эксплуатации сооружений и других объектов транспорта, а также охраны земель от негативного влияния указанных объектов на землях, предоставленных предприятиям транспорта. К землям ж/д транспорта (ст. 68) принадлежат земли полос отвода ж/д под ж/д полотном и его обустройством, станциями со всеми сооружениями энергетического, локомотивного, вагонного, колейного, грузового и пассажирского хозяйства, сигнализации и связи, водо-обеспечения, канализации; под защитными и закрепительными насаждениями, служебными, культурно-бытовыми зданиями и сооружениями и др. сооружениями, необходимыми для обеспечения работы ж/д. Правовой режим регулирует Закон Украины «О ж/д транспорте». Для обеспечения в пределах полос отвода нормальной эксплуатации ж/д колей, ЛЭП и связи, других приспособлений и объектов общего пользования, а также в местах, где есть опасность сдвига, обвалов, размывов, селей, снегозаносов и др. опасных влияний, устанавливаются охранные зоны. Земли морского транспорта (ст. 69) – земли под: А) морскими портами с набережными, площадками, причалами, вокзалами, зданиями, сооружениями, устройствами, объектами обще портового и комплексного обслуживания флота; Б) гидротехническими сооружениями и способами навигационной обстановки, судоремонтными заводами, мастерскими, базами, складами, радиоцентрами и т.п. Земли речного транспорта (ст. 70) –это земли под: А) портами, спец. причалами, пристанями и затонами со всеми техническими сооружениями и оборудованием, которое обслуживает речной транспорт; Б) пассажирскими вокзалами, павильонами и причалами; В) судоходными каналами, судоходными, энергетическими и гидротехническими сооружениями, служебно-техническими зданиями; Г) узлами связи, радиоцентрами и радиостанциями; Д) зданиями, береговыми навигационными знаками и др. сооружениями для обслуживания водных путей, судоремонтными заводами, ремонтно-эксплуатационными базами, мастерскими, судоверфями и т.п. К землям автомобильного транспорта и дорожного хозяйства (ст. 71) относятся земли под сооружениями и оборудованием энергетического, гаражного и топливораздаточного хозяйства, автостанциями, линейными производственными сооружениями, служебно-техническими строениями, СТО, АЗС, АТП и заводами, и т.п. К землям дорожного хозяйства относятся земли под проезжей частью, обочинами, земляным полотном, декоративным озеленением, резервами, кюветами, мостами, туннелями, транспортными развязками, водопропускными сооружениями, подпорными стенками и расположенных в границах полос отвода другими дорожными сооружениями и оборудованием, а также земли, которые находятся за границами полос отвода, если на них расположены сооружения, которые обеспечивают функционирование автомобильных дорог, а именно: · параллельные объездные дороги, паромные переправы, снегозащитные сооружения и насаждения и т.п. · площадки для стоянки транспорта и отдыха, предприятия и объекты службы дорожного сервиса; · здания (в том числе жилые) и сооружения дорожной службы с производственными базами; · защитные насаждения. Правовой режим земель определяется Законом «Об автомобильном транспорте». К землям авиационного транспорта (ст. 72) относятся земли под: А) аэропортами, аэродромами, отдельными сооружениями (объектами управления воздушного движения, и т.п.), служебно-техническими территориями со всеми зданиями и сооружениями, которые обеспечивают работу авиационного транспорта; Б) вертолетными станциями, включая вертолетодромы со всеми обслуживающими сооружениями и зданиями; В) ремонтными заводами гражданской авиации, аэродромами, вертолетодромами и др. площадками для эксплуатации воздушных судов; Г) служебными объектами, которые обеспечивают работу авиационного транспорта. Воздушный кодекс регулирует вопросы использования земель, предоставленных для этого вида транспорта. К землям трубопроводного транспорта относятся земельные участки (ст. 73), предоставленные под наземные и надземные трубопроводы и их сооружения (транспортировка углеводов, химических продуктов, воды и др. веществ), а также под наземные сооружения подземных трубопроводов. Вдоль наземных, надземных и подземных трубопроводов устанавливаются охранные зоны. Общественные отношения в области функционирования трубопроводного транспорта регулируются законами «О транспорте», «О трубопроводном транспорте» и др. актами законодательства Украины. К землям городского электротранспорта относятся земли (ст. 74): Под отделенными трамвайными путями и их оборудованием, метрополитеном, путями и станциями фуникулеров, канатными дорогами, эскалаторами, трамвайно-троллейбусными депо, вагоноремонтными заводами, сооружениями энергетического и путевого хозяйства, сигнализации и связи, служебными и культурно-бытовыми зданиями и другими сооружениями, необходимыми для обеспечения работы городского электротранспорта. Общественные отношения в области функционирования этого вида транспорта регулируются Законом «О транспорте», др. нормативными актами..
К землям связи относятся земельные участки (ст. 75): Земельные участки, предоставленные под воздушные и кабельные телефонно-телеграфные линии и спутниковые средства связи. Вдоль воздушных и подземных кабельных линий связи, которые проходят за населенными пунктами, а также вокруг излучающих сооружений теле радиостанций и радиорелейных линий устанавливаются охранные зоны. Общественные отношения в области связи регулируются Законом «О связи» и др. нормативными актами. Земли энергетической системы определяются земли (ст. 76), предоставленные под электрогенерирующие объекты (атомные, тепловые, гидроэлектростанции, электростанции с использованием энергии ветра и солнца и других источников), под объекты транспортировки электроэнергии к потребителю. Вдоль воздушных и подземных кабельных линий электропередачи устанавливаются охранные зоны. Общественные отношения, связанные с производством, передачей, поставкой и использованием электроэнергии, обеспечением энергетической безопасности Украины, регулируются Законом Украины «Об электроэнергетике». Землями обороны определяются земли (ст. 77), предоставленные для размещения и постоянной деятельности воинских частей, учреждений, военно-учебных учреждений. Предприятий и организаций Вооруженных Сил Украины, других воинских формирований, образованных в соответствии с законодательством. Вокруг воинских и других оборонных объектов в случае необходимости создаются защитные, охранные и др. зоны с особым режимом использования.
3.Изменения целевого назначения земельных участков
Порядок изменения целевого назначения земельных участков государственной или коммунальной собственности и частной собственности различаются и регламентируются п.2, 3, 6 ст. 20 ЗКУ. Изменения целевого назначения земельных участков государственной или коммунальной собственности проводится Верховным Советом АРК, Советом министров АРК, органами исполнительной власти или местного самоуправления, который принимают решение об утверждении проектов землеустройства по отводу земельных участков и передаче их в собственность или пользование в соответствии со своими полномочиями. Изменения целевого назначения земельных участков частной собственности осуществляется по инициативе собственников земельных участков и проводится для земельных участков расположенных - в границах населенных пунктов - сельским, поселковым и городским советом; - за границами населенных пунктов – районной госадминистрацией, а в случае, если районная госадминистрация не создана, Советом министров АРК или областной госадминистрацией. Проект отвода по изменению целевого назначения земельного участка разрабатывается и согласовывается по заказу собственника участка в порядке, установленном законом, без получения разрешения на его разработку соответствующего органа власти или местного самоуправления. Согласованный проект отвода подается в соответствующий орган исполнительной власти или местного самоуправления, который в месячный срок принимает решение о его утверждении и изменении целевого назначения земельного участка. Отказ в изменении целевого назначения земельного участка или не рассмотрение ходатайства может быть обжалован в суде. В настоящий момент в процедуре изменения целевого назначения земельного участка находящегося в частной собственности новшеством является отсутствие в процедуре этапа получения разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка. Это стало возможным после вступления в силу Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования процедуры отвода земельных участков и изменения их целевого назначения» от 02.10.2012 № 5395-VI. Ранее процедура изменения целевого назначения происходила в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 11.04.2002 № 502" Порядок изменения целевого назначения земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц", по которому, кроме инициативы собственника, предусматривалось получение разрешения на смену целевого назначения земельного участка от соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления. Как видим, процедура изменения целевого назначения для участков, находящихся в собственности юридических и физических лиц была значительно упрощена. Теперь собственник на свой страх и риск и за свои средства заказывает разработку проекта отвода земельного участка для изменения его целевого назначения. В случаи, если проект отвода не пройдет стадию согласования, собственник потратит деньги на разработку проекта отвода впустую. Украина может иметь на праве государственной собственности земельные участки и за пределами государства. Правовой режим земельных участков за пределами государства определяется законодательством соответствующего государства. Изменение целевого назначения особо ценных земель допускается лишь для размещения на них объектов общегосударственного значения – дорог, линий электропередач и связи, трубопроводов, оросительных и осушительных каналов, геодезических пунктов, жилья, объектов социально – культурного назначения, объектов по добыче полезных ископаемых, нефтяных и газовых скважин и объектов, связанных с их эксплуатацией, а также в случае отчуждения земельных участков для общественных нужд и в связи с общественной необходимостью, земель природно – заповедного фонда и другого природоохранного назначения, земель историко - культурного назначения. Изменение целевого назначения особо ценных земель государственной и коммунальной собственности на другое осуществляется по согласованию с Верховной Радой с предварительным согласованием с нею же материалов мест расположения объекта, который предполагается разместить на земельном участке с особо ценными землями. Изменение целевого назначения земельных участков природно – заповедного фонда и другого природоохранного назначения, земель историко – культурного, лесохозяйственного назначения государственной и коммунальной собственности осуществляется по согласованию с Кабинетом Министров Украины. Если речь идет об изменении целевого назначения участков пашни, многолетних насаждений для несельскохозяйственных нужд, лесов 1 группы площадью свыше 1 га или участков природоохранного, оздоровительного, рекреационного назначения, то решение принимается Кабинет Министров Украины, по представлениям Совета министров АРК или областных госадминистраций.
|