Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организация в теории менеджмента
Содержание понятия «организация» имеет много разнообразных трактовок. Общефилософское его толкование связано с представлением о некоторых обобщенных принципах, направляющих познание сложных систем по пути изучения внутренних динамических характеристик и структур. В научной литературе по организации и управления «организация» рассматривается как важное свойство, характеристика системы, ее атрибут. В этом смысле организация означает внутреннюю упорядоченность, согласованность частей системы, обусловленную ее строением. Термин «организация» («организовывание») используется также для обозначения одной из основных функций управления, которая реализуется в создании и совершенствовании системы, поддержании порядка при ее функционировании. Наконец, в менеджменте в широком смысле организация рассматривается как предприятие – функционально–целевая общность людей, с присущей ей социальной структурой, каналами коммуникации, ориентации, координации, управления и контроля, формирующаяся на основе разделения труда, специализации функций и иерархизированной системы взаимодействия между индивидами, группами и структурными подразделениями для удовлетворения социальных потребностей индивидов и общества. Существует множество социальных организаций: политические, военные, творческие, спортивные и т.п. однако, несмотря на их большое разнообразие, можно выделить ряд признаков, отражающих сущность этого понятия. Во–первых, организация – это объединение людей. Люди со специфическими функциями и ролями образуют различные части организации. Во–вторых, организация создается и существует для достижения общей цели, объединяющей людей для реализации определенных потребностей и интересов. В–третьих, необходимое условие достижения общих целей – совместная деятельность, которая осуществляется в различных формах взаимодействия (совместное выполнение работ, их координация, обмен информацией и т.п.). В–четвертых, организация имеет определенные границы, позволяющие ей существовать автономно от других формирований подобного рода, не позволяющие ей рассеяться в окружающей среде. Границы определяются видами деятельности, численностью работающих, капиталом, территорией, материальными ресурсами и т. п. Обычно они фиксируются, закрепляются в таких регламентах как устав, учредительный договор, положение. Таким образом, организация как социальная система представляет собой относительно автономную группу людей с четко структурированной совместной деятельностью и определенными границами, создаваемую (существующую) для достижения общей цели (целей). Организация является объектом управления со стороны управляющей системы (управленческого персонала). Функционирование организации как объекта управления предполагает реализацию всех управленческих функций в процессе принятия как долгосрочных, так и краткосрочных управленческих решений; оно связано с подготовкой и проведением различного рода изменений технического, структурного и поведенческого характера. Существуют различные подходы к рассмотрению организации как объекта управления: механический и органический. Механический подход тесно связан с концепциями бюрократии, классической теорией и теорией научного менеджмента, разработанными в первой половине 20в. (Ф. Тейлор, А. Файоль, М. Вебер и др.). суть подхода состоит в том, что организация функционирующая как механизм, имеет сходство с машиной. Она работает по установленному порядку, эффективно, надежно. Люди похожи на автоматы: простые точные движения; операции их многократно повторяются; униформа, унификация и стандартизация не только движений, но и поведения (улыбка, приветствие, фразы, вопросы и ответы). В основе этого подхода лежат такие принципы классической теории и научного менеджмента как: передача всех полномочий по планированию и организации работ менеджеру, использование научных методов для определения наиболее эффективных путей выполнения работ, тщательный отбор и систематическое обучение персонала; разделение труда; специализация, дисциплина, порядок, контроль, единство распорядительства. Обычно организацию, которая работает как машина, называют бюрократической. Рационализм является основной чертой механической организации. Эффективность функционирования такой организации обеспечивается за счет экономии времени и высокого качества выполнения работ на основе применения научных методов разделения функций и полномочий, специализации и обучения, т.е. за счет высокой степени организованности и упорядоченности системы. Несмотря на эффективность использования механического подхода, он имеет и недостатки: неспособность организации быстро адаптироваться к меняющимся внутренним и внешним условиям и обстоятельствам, потенция ее превращается в бессмысленную бюрократическую систему; дегуманизация труда и человеческих отношений; возможность возобладания интересов работающих в организации людей над целями организации (превышение полномочий, корыстное использование власти и т.п.). Органический подход – это отражение современных тенденций в развитии теории организации и управления. Школа человеческих отношений, теории мотивации позволили по – новому взглянуть на организацию, выделив в качестве основной ее характеристики человеческий аспект: людей и их желания. Было отмечено, что люди и группы, так же, как и биологические организмы, действуют более эффективно тогда, когда их потребности удовлетворены. Впервые термин «органический подход» был использован английскими исследователями Т. Барисом и Д. Сталкером в 1961г. суть подхода заключается в том, что организация рассматривается как живой биологический организм. Следовательно, к ней применимы принципы, законы и теории сохранения и развития биологических систем, например, теории эволюции Ч. Дарвина. В организации как в живом организме происходят процессы гомеостаза, т.е. саморегуляции, которые позволяют ей сохранять относительное постоянство состава и свойств, обеспечивают устойчивость выполнения основных функций. Это достигается сложным взаимодействием между частями и уровнями системы. Организация имеет свой жизненный цикл: «рождение», «детство», «юность», «зрелость», «старение». Сохранение и выживание такой организации связано с тем, что в ней постоянно поддерживается внутреннее соответствие между частями системы и происходит адаптация к изменениям внешней среды.
|