![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сознание и бессознательное
В психике человека наряду с сознанием сохраняется и область бессознательного. Бессознательное – это совокупность психических явлений, не поддающихся произвольному контролю со стороны сознания. Многие философы, психологи пытались объяснить эти явления, но впервые на научной основе это удалось сделать З. Фрейду. Идеи Фрейда и его последователей легли в основу психоаналитической философии. Бессознательная часть психики оказывает значительное влияние на поведение человека, проявляясь в сновидениях, в неосознанных действиях (оговорках, автоматизмах), в состояниях невменяемости, гипноза, сомнамбулизма. Согласно Фрейду, одним из главных инстинктов, бессознательно влияющих на поведение человека, является сексуальное влечение. В работе следует показать, что Фрейд преувеличивал роль бессознательного в поведении человека.
План 1. Развитие взглядов на проблему бессознательного. 2. Структура личности по З. Фрейду: Оно, Я, Сверх-Я. 3. Проявления бессознательного в поведении человека.
Литература Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 1996. Блюм Д. Психоаналитические теории личности.- М., 1999. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия.- М., 1990. Психоанализ в развитии: сб. ст.- Екатеринбург, 1998. Радугин А.А. Философия. – М., 1997 Руткевич А.М. Психоанализ: истоки и первые этапы развития.- М., 1997. Спиркин А.Г. Философия.- М., 2001. Философия. Под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 1996. Фрейд З. Введение в психоанализ.- СПб., 2002. Фрейд З. По ту сторону принципа наслаждения.- СПб., 1999. Фрейд З. Психология бессознательного.- СПб., 2003. Фрейд З. Я и Оно.- М., 1998.
Тема 15 ДИАЛЕКТИКА ПРОЦЕСССА ПОЗНАНИЯ
Проблема познаваемости мира является одной из основных в философии, она составляет вторую сторону ее основного вопроса. При решении этой проблемы в философии сложилось два подхода - оптимистический, признающий возможность познания мира, и пессимистический, отрицающий эту возможность, получивший название агностицизм. Большинство философов признает познаваемость мира. Основным критерием истины, а, следовательно, и опровержением агностицизма является общественно-историческая практика. Познание – это активно-творческое, преобразующее отражение человеком действительности. Оно включает две основных ступени – чувственное и рациональное познание. Основой процесса познания является практика.
План 1. Проблема познаваемости мира. Критика агностицизма. 2. Познание как отражение действительности. Субъект и объект познания. 3. Диалектика чувственного и рационального в познании. Сенсуализм и рационализм. 4. Понятие практики, Роль практики в процессе познания.
Литература Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. - M, 1991. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник для вузов. - М, 1996. Разд. II. Губанов Н.И. Чувственное отражение. - М, 1986. Диалектика познания. - Л., 1988. Диалектика познания. Компоненты. Аспекты. Уровни. - Л., 1983. Коршунов А.М. Познание и деятельность. - М., 1985. Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. - М., 1980. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.З. Материалистическая диалектика. Краткий очерк теории. Под ред. П.Н.Федосеева. - М, 1985.
|