Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные функции педагогического процесса
Задачи, которые необходимо решать в ходе педагогического процесса, показывают, что функции его достаточно многообразны. Первой функцией педагогического процесса является просвещение воспитанников. Усвоение ими знаний о природе, обществе, отношениях между людьми и об отношении людей к природным и социальным объектам, о способах деятельности начинается в семье, продолжается на более высоком, профессиональном уровне в образовательных учреждениях. Второй функцией педагогического процесса является развитие воспитанника, совершенствование его физических сил, интеллектуальных возможностей, его духовности. Из четырех «высших начал педагогического процесса», сформулированных П. Ф. Каптеревым, два непосредственно касаются именно этой функции: 1) все физические и духовные силы воспитываемого подлежат усовершенствованию соответственными систематическими упражнениями; 2) усовершенствование личности основывается на самодеятельных упражнениях, развиваемых организмом в силу присущей ему самодеятельности. В первые годы жизни ребенка необходимо обеспечить развитие физическое и интеллектуальное. Укрепление здоровья дошкольника, младшего школьника и подростка, их полноценное физиологическое развитие являются залогом успешного развития интеллекта и духовной сферы в целом. Для взрослого человека проблемы интеллектуального и физического развития отодвигаются на второй план, актуальным становится сохранение здоровья, способности мыслить, воспринимать и использовать информацию. В пожилом возрасте возникает проблема развития способности использования уменьшающихся возможностей для обеспечения полноценной жизни. Третья функция педагогического процесса – ценностно-ориентационная, направленная на формирование отношений к предметам и явлениям окружающего мира. Ее можно назвать. Если для ребенка необходима помощь в выработке первоначальных установок, то для подростка важна поддержка в формировании убеждений как ориентиров в повседневной практической деятельности и в отношениях с людьми. Четвертая функция – социальной адаптации – заключается в том, что педагогический процесс обеспечивает приспособление воспитанников к условиям общественной жизни. Этот процесс продолжается всю жизнь, поскольку и сам человек не стоит на одном месте, и жизнь постоянно изменяется. В содержании данной функции педагогического процесса следует видеть не только оказание помощи в обретении индивидом уверенности в своей полноценности в обществе, но и формирование практических умений и навыков социальной и профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность успешна по-настоящему лишь у тех, кто в достаточной степени социально адаптирован. С одной стороны, успешная профессиональная деятельность является главной предпосылкой социального признания, а с другой – социальная адаптированность является одним из необходимых условий успешности профессиональной деятельности. Обеспечение гармоничного развития этих сторон – важнейшая функция педагогического процесса[5].
|