Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Деловая игра






В деловой игре разыгрываются ситуации из сферы профессиональной деятельности. Следовательно, для проведения деловой игры необходим какой-то минимум профессиональных знаний и умений, в противном случае деловая игра ограничится творческой импровизацией. Творческие импровизации профессиональной направленности типа «Защита профессии» имеют широкую практику в школе, они создают условия для самовыражения, возбуждают интерес к определенному виду профессиональной деятельности, но профессиональных знаний, как правило, не добавляют. Смысл же деловой игры в научении. Более того, деловая игра позволяет интенсивно накапливать личный опыт, который нельзя заменить знаниями. Происходит это за счет создания ситуаций, близких к профессиональной деятельности, когда участники игры проявляют себя на личностном уровне. Игровая ситуация и роли задаются, но всегда остается некая «зона неопределенности», которая позволяет личности выбирать линию поведения, принимать самостоятельные решения. От поведения всех и каждого зависит общий рисунок игры, то, в каком направлении будет развиваться действие, как сложатся отношения партнеров по игре, будет ли найдено конструктивное решение. Подготовка и проведение деловой игры проходят ряд этапов.

1. Постановка задачи игры.

Организаторы игры должны четко представлять, чему они хотят научить, какие стороны профессиональной деятельности «высветить». Размытость цели снижает эффективность игры. Так, в деловой игре «Организационное родительское собрание» можно поставить разные цели:

– научиться строить деловые отношения с родителями, сделать их союзниками учебно-воспитательного процесса;

– совместно с родителями спланировать воспитательную работу на учебный год;

– провести выборы родительского комитета.

2. Выбор сюжета.

Цель определяет сюжет игры.

Сюжет всегда конкретен, предметен, ограничен во времени и пространстве: «Заседание ученического совета по вопросу...», «Деловые переговоры партнеров по выполнению проекта...». После четкого определения проблемы, которую предстоит решить в ходе игры, игра становится ориентированной на результат.

3. Инструктаж участников игры.

На этом этапе происходит общее знакомство с правилами игры, особенностью сюжета, который будет разыгрываться. В игре, как правило, используется характерная организационная форма: заседание совета, подготовка мероприятия и т. д. При необходимости дается дополнительная информация по процедуре проведения конкретной организационной формы. Участникам игры полезно также дать информацию по конкретной ситуации: цифры, факты, примеры. Все участники игры должны четко представлять игровую задачу.

4. Распределение ролей, индивидуальная подготовка к игре.

Распределение ролей может происходить по желанию или жребию, а также путем назначения организатором. Необходимо время, чтобы каждый мог освоиться с ролью. Можно ввести дополнительные инструкции по роли, например «легенда» участника игры, дополнительная, неизвестная остальным участникам игры информация, поведенческие установки.

5. Выполнение игровой задачи.

Запускается механизм игры. Для этого можно использовать какие-то атрибуты имитируемой деятельности (звуковые, видеоматериалы…). При необходимости в ходе игры могут вводиться дополнительные, усложняющие ситуацию элементы (незапланированный вопрос, срочная телеграмма, «болезнь» одного из участников и т. д.). По усмотрению организатора игра может быть остановлена, допускается повторение отдельного игрового момента.

6. Экспертная оценка.

Эксперты наблюдают за игрой. Экспертами должны быть люди осведомленные, способные дать компетентный анализ игры. Полезно определить основные критерии экспертной оценки. Критерии должны согласовываться с определенной заранее игровой задачей. Анализируется поведение каждого участника в отдельности.

7. Общий анализ.

Все участники игры свободно обмениваются мнениями (впечатлениями, ощущениями, мыслями по поводу, задают вопросы партнерам по игре). Оценивается успешность проведения игры с позиции участников.

Общая логическая схема сюжетно-ролевой игры выглядит так: игровая задача определяется организатором игры; роли распределяются в контексте сюжета; развитие сюжета зависит от того, как каждый участник выполняет игровые задачи в рамках своей роли; эксперты – внешние наблюдатели, они анализируют игру в целом и поведение каждого участника в отдельности.

Организационно-деятельностная игра (ОДИ)

По словам Э. Фромма, все мы детерминированы тем, что родились людьми и поэтому всегда стоим перед необходимостью принимать решения.

ОДИ – это форма организации деятельности, ориентированная на совместный поиск оптимального решения. В общих чертах процедура принятия решения сводится к следующему: выделяются альтернативы, определяется область допустимых решений и делается оптимальный выбор одной из альтернатив. Способность принимать решение, предваряющее действие, приобретается с опытом в процессе практической деятельности. Однако возможно и научение процедуре принятия решения.

ОДИ моделирует деятельность по переработке информации, синтезируя все известные методы группового решения. Работа идет в малых группах, которые через определенные промежутки времени обмениваются между собой наработанной интеллектуальной продукцией. В теории игр накоплен арсенал методов группового принятия решения. Наиболее известные: мозговой штурм, метод фокальных объектов и др. Использование этих методов позволяет вырваться за пределы традиционного мышления, выйти на неожиданные интересные варианты решений.

Как правило, ОДИ проводится в несколько этапов. Эти этапы согласуются в общих чертах с процедурой принятия решения.

Первый этапвосприятие проблемной ситуации как задачи.

Можно проблему «неизвестное» задавать в общих чертах. Например: «Обозначьте круг проблем, актуальных на данном этапе для коллектива класса, выделите проблему, требующую немедленного решения». Тогда задачу «искомое» игроки находят сами.

Проблемная ситуация и вытекающая из нее задача могут быть четко обозначены организатором игры: «Найдите конструктивный способ решения проблемы подготовки к встрече Международного женского дня и подготовки подарков».

Второй этап – поиск альтернатив.

Когда человек сталкивается с ситуацией, требующей принятия решения, то, как правило, он начинает не с выбора возможных вариантов, а с построения решения. Сначала он берет одну версию, доводит рассуждение до определенного этапа, где ему становится ясно, что его выбор ошибочен, тогда он ведет поиск нового варианта. Человек, как правило, не рассматривает логически полное множество альтернатив. В этом одна из причин шаблонных решений.

На данном этапе, как правило, работают малыми группами. Заканчивается работа, когда группы исчерпали запас идей.

Третий этап – конкретизация идей.

На этом этапе идет дальнейшее развитие, усовершенствование, модернизация идей.

Основной метод – дискуссия.

Часто в ОДИ условно выделяют генераторов идей и критиков. Создаются соответствующие группы. Работа такими группами может идти челночным методом: группы находятся в разных помещениях; наработав идеи, группа «генераторов» передает их в группу «критиков», те, оценив предложенные варианты, уточняют их или формулируют новую задачу «генераторам». Цикл повторяется до получения удовлетворительного результата. Возможна публичная защита идей малыми группами. Тогда в роли критиков выступают все малые группы.

Четвертый этап – отбор вариантов решения.

Момент выбора альтернативы сложный и нередко приводит к конфликтам. Такая драматическая ситуация возникает, если нет четких критериев выбора решения. На данном этапе необходимо определить область допустимых решений, отдать предпочтение тому варианту, который при данном стечении обстоятельств, для данных субъектов, на основе данных критериев наиболее желателен.

Логическая схема организационно-деятельностной игры показывает механизм приближения к оптимальному решению в процессе ОДИ. Вначале набирается как можно больше вариантов решений, идет постепенная их конкретизация. Затем, в процессе дискуссии, отбрасываются неприемлемые решения; допустимые решения совершенствуются, уточняются, углубляются. Завершается работа коллективным продуктом, решением, которое признают приемлемым большинство участников.

Часто участникам игры не хватает знания объективной реальности. В этом случае для критики решений может быть создан совет экспертов (специалисты по данной проблеме). Их задача – показать плюсы и минусы найденных вариантов.

Смысл ОДИ заключается не в поиске окончательного варианта, а в формировании нового творческого мышления. Умение и привычка мыслить нешаблонно становятся качеством личности и переносятся на любую деятельность.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал