Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Российская педагогическая энциклопедия. Френе разделял основные идеи нового воспитания и стремился применить их в своей педагогической работе
ФРЕНЕ (Freinet) Селестен (15.10.1896, г. Гар, – 7.10.1966, г. Ванс), французский педагог. В 1913–1914 учился в нормальной школе в Ницце. Организатор и руководитель экспериментальных начальных школ в городах Бар-сюр-Лу (1920–1928 гг.), Сен-Поль (1928–34 гг.), Ванс (1934–1966 гг.). В 1927 организовал «Кооператив сторонников светской школы», объединившей его последователей, в 1957 г. – «Международную федерацию сторонников новой школы». Издатель и главный редактор журналов «Воспитатель», «Детское искусство». Френе разделял основные идеи нового воспитания и стремился применить их в своей педагогической работе, отвергая «традиционные» методы обучения и воспитания. В учебном процессе большое значение Френе придавал самостоятельности учащихся. Дети систематически составляли т.н. свободные тексты, в которых рассказывали о своих семьях, друзьях, о планах на будущее и т. п., а потом сами печатали их. По мысли Френе, школьная типография – наиболее эффективное средство активизации учащихся, а «свободные тексты» помогают раскрыть психологию личности ребёнка, его интересы и стремления. Френе выступал против применения в начальной школе учебников, считая, что они исключают возможность индивидуализированного обучения, навязывают школьнику непосильную для него логику взрослого, прививают слепую веру в печатное слово. Вместо учебников в школе Френе применялись карточки, содержащие основной учебный материал и располагавшиеся в систематизированной картотеке. С помощью учителя каждый учащийся составлял свой индивидуальный недельный план-график, что, по мнению Френе, позволяло ребёнку изучать программный материал в таком объёме и такими темпами, какие наиболее соответствуют его способностям и интересам. Френе уделял много внимания экспериментам в области программированного обучения, предложил оригинальную конструкцию простейшей обучающей машины. Френе был противником «словесного» метода нравственного воспитания, решающее значение придавал личному опыту ребёнка, приобретаемому в результате соответствующей организации школьной жизни. Этой цели в школе Френе служило самоуправление учащихся – «школьный кооператив», который контролировал хозяйственную деятельность школы, организовывал работу по самообслуживанию, выступал высшей дисциплинарной инстанцией. Френе стремился преодолеть книжно-вербальный характер обучения, возбудить активный интерес детей к школьным занятиям, установить доброжелательный характер отношений между учащимися и учителем, широко использовать разнообразные средства обучения, прививать учащимся трудовые навыки. В то же время метод Френе нарушает принцип систематичности знаний. В 20–30-х гг. Френе выступал за светскую школу, требовал улучшить материальное положение учителей и расширить их гражданские права. После поражения Франции в 1940 г. Френе подвергался репрессиям со стороны режима Виши. После смерти Френе основанная им федерация продолжает свою деятельность, созывает ежегодные конгрессы, издаёт педагогическую литературу. В начале 80-х гг. более 10 тыс. учителей начальных школ во Франции применяли методы Френе. Они получили известное распространение также в школах других стран[24].
|