Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анализ транспортных перевозок в России
В структуре цены турпродукта наиболее высокие темпы прироста приходятся на услуги перевозки. Для решения комплекса проблем перевозки на внутренних и въездных потоках необходимы новые подходы, стимулирующие эффективные формы взаимодействия туристских и транспортных предприятий. Проведя анализ, имеющейся в открытом доступе информации о тенденциях развития туристских транспортных систем крупных городов, было выявлено, что данная область, несмотря на ее значимость для туризма, крайне мало исследована. В этой связи из всего обнаруженного массива были отобраны не только материалы последних 2-3-х лет, но и более ранние, свидетельствующие о мировой практике развития транспортных систем. В результате анализа было отмечено, что в СССР существовала не имеющая мировых аналогов, мощная туристская транспортная система, включающая в себя автомобильный, водный, железнодорожный и авиационный виды транспорта, которая обеспечивала потребности внутреннего и международного туристского рынков. Рыночные отношения и антимонопольное законодательство России способствовали децентрализации туризма и его транспортной системы. Резкое понижение спроса на транспортные услуги на туристском рынке привело к перепрофилированию ряда транспортных предприятий. Отсутствие единой транспортной системы усложнило положение на рынке транспортных услуг. Перевозчики практически сами стали определять цены на туристские услуги. Если в 1990 г. транспортные затраты составляли 20–25% цены тура, то в последнее время эта доля колеблется от 40 до 60% В настоящее время общую транспортную систему России образуют крупные и мелкие организации, относящиеся к различным видам транспорта и формам собственности, специализирующиеся на выполнении определенных видов перевозок и других транспортных услуг. Часть перевозочной работы выполняется индивидуальными предпринимателями. В количественных оценках транспортная система страны объединяет сегодня около 600 тыс. организаций и порядка 10 миллионов единиц коммерческих транспортных средств. В ней занято 4, 4 млн. человек, что составляет 6, 3% от общей численности занятых в экономике. Доля услуг транспорта в валовом внутреннем продукте непрерывно снижается и в последние годы составляет 9-10 процентов. Анализ пассажирских перевозок по видам транспорта позволил выявить следующие тенденции: 1. Рост железнодорожных пассажирских перевозок. Так в 2011 году, всеми видами железнодорожного сообщения отправлено 1 млрд. человек пассажиров (+5% к 2010 году) В 2011 году пригородные железнодорожные перевозки обслуживало 26 государственных компаний. Успешно реализуются совместно с французскими и немецкими железными дорогами перевозки пассажиров по таким маршрутам, как Москва – Ницца, Москва – Берлин – Париж. 2. На воздушном транспорте наблюдается рост пассажиропотока на международных линиях и снижение на внутренних. Количество аэропортов в России за последние 15 лет сократилось более чем втрое. Сокращение произошло в основном за счет аэропортов регионального и местного значения, расположенных в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Частота полетов на местных воздушных линиях здесь – от раза в день до раза в неделю. С 1990 года удельный вес пассажиров, перевезенных на местных линиях, упал с 23 до 3% от общего объема перевозок. Если раньше на местных авиалиниях перевозили до 12 млн. человек, то сегодня эта цифра снизилась в 10 раз. Основной причиной снижения являются высокие тарифы на перевозку. Для сравнения, если средняя стоимость пассажирокилометра на международных воздушных линиях составляет два рубля, то на магистральных внутрироссийских перевозках уже 2, 5 рубля, на региональных внутрироссийских 10 рублей, а на местных авиамаршрутах эта стоимость в среднем возрастает до 48 рублей. Концентрация авиаперевозок и рост объема пассажирских перевозок на внутренних воздушных линиях вследствие неразвитости внутреннего рынка приходится на Москву. 67, 2% перевезенных пассажиров направляются в Москву или из Москвы, и лишь третья часть перемещается между населенными пунктами России, минуя столицу. Что касается воздушного флота то по прогнозам американской авиакомпании Boeing в России и странах СНГ в ближайшие 20 лет потребуется около тысячи новых лайнеров на общую сумму 70 млрд долларов. 3. В 2012 году в Москве и Московской области началось беспрецедентное в современной истории России обновление подвижного состава наземного транспорта. В Москве обновлено около 50% подвижного состава городского пассажирского транспорта. Закуплен 3171 новый автобус и троллейбус, за счет чего возросла скорость движения и увеличился объем перевозок. В Московской области в 2012 году будет закуплено более 700 автобусов. К 2025 году поставлена амбициозная цель: добиться снижения среднего времени поездки на общественном транспорте в час пик в Москве с 67 до 50 мин., в Московской области – с 80 до 70 мин.; сократить ежедневный трафик личного автотранспорта в Москве и Московской области на 30–35 тыс. и 20–25 тыс. автомобилей. Для достижения этой цели в 2011-2012гг. введены в действие 13 км новых линий метро, построены 6 новых станций, закуплены 546 метровагона нового поколения. В планах – расширение московского метро практически на 50%, это еще 150 км новых линий. Уделяется огромное внимание развитию пригородного железнодорожного сообщения. Так например, стоимость проекта по развитию Московского железнодорожного транспортного узла, на который сегодня приходится более 50% всех пригородных перевозок, составляет около 1 трлн. рублей. В 2013 году в Москве и Московской области планируется утвердить территориальную транспортную схему маршрутной сети, основанную на транспортных коридорах. Несмотря на перечисленные достижения в отдельных регионах страны в целом за годы экономических реформ график происходит падение перевозок пассажиров рис. 1.
Рис.1 - Динамика снижения объемов перевозки пассажиров в целом по стране за 2000-2011 гг. Падение объемов перевозок привело к образованию в большинстве звеньев транспортной инфраструктуры значительных резервов провозной способности. В то же время во многих звеньях ощущается недостаток мощностей (морские порты, участки автомобильных дорог на подходах к крупным городам, отдельные участки железнодорожной сети и т.д.), ограничивающий объемы перевозок. Вторым основным элементом, влияющим на эффективность транспортной системы и качество перевозки, являются парки подвижного состава, в которых преобладает морально и физически устаревшая техника, работающая во многих случаях за пределами нормативного срока службы. Помимо указанных выше общих проблем транспортной системы имеются также специфические проблемы развития отдельных видов транспорта: - недостаточен уровень взаимодействия между видами транспорта, не находят должного развития мультимодальные перевозки; - не завершено формирование опорной сети федеральных автомобильных дорог, особенно в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока; - в городах практически отсутствуют магистрали скоростного и непрерывного движения - технический уровень производимых в Российской Федерации автобусов не отвечает требованиям экономичности, безопасности и уровню воздействия на окружающую среду; - система правовых и экономических отношений в области пассажирского транспорта общего пользования не упорядочена и не стимулирует технического обновления и привлечения частного капитала; - отсутствует правовая основа развития городских транспортных систем в связи с исключением в 2004 году из Градостроительного кодекса раздела о транспортной инфраструктуре. Что касается перспективы, то объемы перевозочной работы пассажирского транспорта, как и прежде, будут определяться общими тенденциями социально-экономического развития, состоянием материально-технической базы предприятий-перевозчиков, динамикой платежеспособного спроса населения. Кроме того, от качества транспортного обслуживания туристов зависит формирование вторичного спроса, а значит и развитие рынка внутреннего и въездного туризма рис. 2.
Рис.2 - Схема взаимодействия туризма с родственными и поддерживающими отраслями через формирование спроса на туруслуги Взаимосвязь между туристским потоком и развитием транспортной инфраструктуры в регионе имеет и обратное направление, когда развитие туризма приводит к развитию транспортной инфраструктуры, что итоге приводит к росту экономики в регионе, а значит и к росту возможности путешествия его жителей [5].
|