Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Цели, задачи и функции прокурора
Прокуратура Российской Федерации- единая Федеральная централизованная система с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Понятие «прокурор», используемое в УПК РФ, имеет следующее значение: Генеральный прокурор Российской Федерации, его заместители, помощники, прокуроры главных управлений, управлений отделов Генеральной прокуратуры РФ, а также подчиненные Генеральному прокурору РФ прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуроры, прокуроры района, города и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуроры, их заместители и помощники, а также прокуроры управлений и отделов прокуратур, участвующие в уголовном судопроизводстве и в пределах своих полномочий осуществляющие от имени государства уголовное преследование, надзор за исполнением законов и другие функции, которыми они наделены федеральным законодательством. Компетенция и полномочия прокурора в уголовном судопроизводстве и формы их реализации вытекают из Конституции РФ и признанных Россией принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации; они прямо предусмотрены статьями УПК РФ, Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и рядом иных Федеральных законов, конкретизированы с учетом родовой и территориальной поднадзорности приказами и указаниями Генерального прокурора РФ. В организации своей уголовно- процессуальной деятельности прокуроры руководствуются также постановлениями Пленума Верховного Суда и постановлениями Конституционного Суда РФ[1]. Цели прокурора в уголовном процессе состоят в обеспечении ими верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законов интересов общества и государства. Участие прокуроров в уголовном судопроизводстве должно способствовать укреплению правопорядка в России, предупреждению и искоренение преступлений, устранению всяких нарушений закона, от кого бы эти нарушения не исходили, воспитанию населения России в духе неуклонного соблюдения Конституции РФ и законов, действующих на территории Российской Федерации, уважения правил социального Общежития. Задачами прокурора в уголовном судопроизводстве являются: 1. Обеспечение своевременного возбуждения уголовных дел в каждом случае обнаружения признаков преступления, быстрого и полного раскрытия преступлений, изобличения виновных, правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности. 2. Обеспечение всестороннего, полного и объективного исследования в уголовном процессе всех обстоятельств дела, выявления как уличающих, так и оправдывающих обвиняемого, а также смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств. 3. недопущение незаконного и необоснованного привлечения человека и гражданина к уголовной ответственности, задержание, заключение под стражу и иного незаконного и необоснованного ограничения в правах, обеспечение защиты прав и законных интересов потерпевших и иных участников уголовного судопроизводства, а также охраняемых законных интересов общества и государства[2]. Функции прокурора в уголовном судопроизводстве. Многостадийность отечественного уголовного судопроизводства, многообразие его процессуальных форм и особая роль прокуроров в нем обусловливает разнообразие их функций в уголовном процессе. Как указанно в статье 37 УПК РФ, прокуроры осуществляют от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства и надзор за законностью процессуальной деятельности органов дознания и органов предварительного следствия и помимо этого в соответствии с ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», и другими УПК РФ также иные функции, которыми являются, осуществление от имени государства надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, администрациями медицинских и судебно-психиатрических учреждений; участие в рассмотрении судами уголовных дел в соответствии с УПК РФ, обжалование противоречащих закону приговоров, определений и постановлений судов и подлежащие данных жалоб в соответствующих судебных инстанциях.; осуществление международного сотрудничества по уголовным делам; рассмотрение и разрешение заявлений, жалоб и иных обращений участников уголовного судопроизводства; координация деятельности по борьбе с преступностью органов дознания, предварительного следствия и взаимодействующих с ними иных правоохранительных органов[3]. По вопросам предварительного следствия и дознания не требующим законодательного регулирования, Генеральный прокурор РФ издает указания, обязательные для исполнения. С учетом особенностей уголовного процесса участие прокурора во всех его стадиях, т. е. как в досудебном, так и в судебном производстве по каждому уголовному делу[4]. К органам и должностным лицам уголовного судопроизводства, отнесённым к стороне обвинения и осуществляющим функцию уголовного преследования, как упоминалось, УПК РФ в первую очередь относит прокурора. Согласно ст. 37 ч. 1, «прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия». Необходимо отметить, что функции – это виды, основные направления деятельности субъектов, обусловленные их ролью, назначением или целью. Прокурор, участвуя в судебном разбирательстве, осуществляет единственную функцию - поддержание государственного обвинения[5]. Прокурор, являясь государственным обвинителем, принимает непосредственное участие в рассмотрении судом конкретных уголовных дел, осуществляет от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства путем поддержания государственного обвинения (ч. 1 и ч.4 ст. 37 УПК РФ). С учетом положений судебной реформы и принятого на ее основе нового процессуального законодательства о состязательности судебного процесса в этих случаях прокурор выступает в качестве равноправного участника, стороны уголовного судопроизводства. В судебных стадиях прокурор утрачивает властно-распорядительные полномочия, которыми он наделен в досудебном производстве, и участвует в ином процессуальном качестве, а именно как государственный обвинитель-сторона в процессе[i]. Государственное обвинение представляет собой одну из разновидностей уголовно-процессуальной функции обвинения, реализуемой в условиях судебного разбирательства. Функция обвинения существует на стадии предварительного расследования, переходя в стадию судебного разбирательства дела, выполняется уже с помощью совершенно иных процессуальных средств и методов, чем на стадии предварительного расследования. И их особенность характеризуется собирательным понятием - поддержание государственного обвинения. Осуществление обвинения должностными лицами органов государственной власти имеет то принципиальное отличие от деятельности частных лиц, что преступлением был причинен вред не им конкретно, а всему обществу. Обвинитель действует не по частному своему усмотрению и не во имя частного интереса, а в общегосударственных интересах. «Именно опасность преступлений для всего общества вызвала необходимость учреждения специальных органов государственной власти, уличающих лицо, совершившее преступление, и обеспечивающих применение к нему уголовного наказания»[6]. Общеизвестно, насколько сложна и многогранна деятельность государственного обвинителя, осуществляющего в суде уголовное преследование. Его работа в соответствии с п. 1 приказа Генеральной прокуратуры РФ от 3 июня 2002 г. № 28 «Об организации работы прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» является «одним из важнейших направлений в деятельности органов прокуратуры». И, как следует из п. 2 приказа Генпрокуратуры РФ № 28, деятельность государственного обвинителя должна «всемерно способствовать установлению судом истины, необходимой для вынесения законного, обоснованного и справедливого решения». Государственное обвинение имеет место в тех случаях, когда его осуществляет прокурор, а в случаях, когда предварительное расследование произведено в форме дознания, прокурор вправе поручить поддержание от имени государства обвинения в суде следователю или дознавателю (ч.4 ст. 37 УПК РФ). Полномочия прокурора по поддержанию государственного обвинения в суде осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами (ч.6 ст.37 УПК). В зависимости от характера и тяжести совершенного преступления уголовное преследование, включая обвинение в суде, осуществляется в публичном, частно-публичном и частном порядке (ч.1 ст.20 УПК РФ). В судебном разбирательстве уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения обязательно участие государственного обвинителя, по делам же частного обвинения его роль выполняет частный обвинитель, который является потерпевшим, таким образом, участие обвинителя в судебном разбирательстве является обязательным (ч.1 - ч.3 ст.246УПК РФ)[7]. В ходе судебного разбирательства государственный обвинитель представляет доказательства и участвует в их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания (ч.5 ст. 246 УПК РФ). Большое значение имеет активное участие прокурора в судебном следствии, именно здесь, в условиях непосредственности, устности и гласности, государственному обвинителю предоставляется возможность отстаивать перед судом предъявленное подсудимому обвинение. По УПК РФ судебное следствие начинается не с оглашения обвинительного заключения (так было по УПК РСФСР 1960 года), а с изложения государственным обвинителем предъявленного подсудимому обвинения (ч.1 ст.273 УПК РФ). В процессе судебного следствия прокурор обязан представить объективно и полно исследовать все доказательства, на основании которых подсудимому предъявлено обвинение. При этом прокурор определяет порядок исследования доказательств в суде, очередности допроса подсудимых, потерпевших, свидетелей, экспертов; участвует в осмотре вещественных доказательств, местности и помещений и т.п. Для прокурора важное процессуальное и тактическое значение имеет установление порядка исследования представленных им доказательств на судебном следствии, так как он первым представляет доказательства и определяет очередность их исследования. Только после исследования доказательств, представленных стороной обвинения, исследуются доказательства защиты (ч.1 и 2 ст.274 УПК РФ)[8]. УПК РФ заметно расширил возможности судебного следствия как в целях исследования представленных сторонами доказательств, так и для получения новой доказательственной информации по сравнению с УПК РСФСР. Кроме допросов, осмотра вещественных доказательств, местности и помещения, оглашения показаний и документов, производства экспертизы (допускавшихся на судебном следствии УПК РСФСР 1960 года), возможно производить также следственный эксперимент (ст.288), предъявление для опознания (ст.289) и освидетельствование (ст.290). После оглашения показаний подсудимого, потерпевшего или свидетеля при необходимости воспроизводятся звукозаписи, видеозаписи или киносъемка этих показаний. Допрос свидетеля судом допускается без оглашения данных о его личности и вне визуального наблюдения другими участниками процесса (ч.5 ст.278 УПК РФ). На основании исследования всех этих доказательств прокурор должен убедиться в их достаточности для вынесения подсудимому обвинительного приговора. В противном случае прокурор в конце судебного следствия должен заявить ходатайство о дополнении судебного следствия, в котором он должен указать, какие доказательства необходимо дополнительно исследовать в судебном заседании. При этом прокурор указывает на доказательства, уже бывшие предметом судебного исследования, либо новые доказательства, которые судом еще не исследовались. Выполняемая прокурором функция уголовного преследования наиболее полное и яркое выражение находит в обвинительной речи прокурора, с нее начинаются прения сторон (ч.3 ст.292 УПК РФ). В ней дается краткая характеристика фабулы дела, общественной опасности совершенного преступления, личности подсудимого, доказательств вины подсудимого в совершенном преступлении, причин и условий, способствовавших совершению преступления. В обвинительной речи прокурор обосновывает правильность определенной на предварительном следствии юридической квалификации совершенных подсудимым деяний, высказывает свое предложение относительно меры наказания. При этом он не должен ссылаться на доказательства, которые не были предметом рассмотрения на судебном следствии или были признаны судом недопустимыми (ч.4 ст. 292 УПК РФ)[9]. Важно отметить, что прокурор, участвуя в рассмотрении судом уголовного дела, в частности, выступая в судебных прениях с речью, руководствуется не только требованиями закона, но и внутренним убеждением. Поэтому, если он в процессе судебного следствия и рассмотрения всех материалов дела в суде придет к выводу, что предъявленное подсудимому обвинение не подтвердилось, то в соответствии с п. 7 ст. 246 УПК РФ обязан отказаться полностью или частично от обвинения. При полном отказе от обвинения обвинительной речи, естественно, быть не может. После выступления в прениях представителя защиты и других участников судебного процесса прокурор согласно п. 6 ст. 292 УПК РФ может выступить еще раз с репликой. В ней обычно прокурор уточняет свою уже высказанную позицию, в случае необходимости приводит дополнительные доводы к своей речи обвинителя[10]. В п. 7 ст. 292 У11К РФ установлено, что прокурор, наряду с другими участниками уголовного судопроизводства, по окончании прений сторон, но до удаления суда в совещательную комнату вправе предъявить суду в письменном виде предлагаемые им формулировки решений по следующим вопросам: доказано ли, что имело место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый; доказано ли, что деяние совершил подсудимый; является ли это деяние преступлением и каким пунктом, частью, статьей УК РФ оно предусмотрено; виновен ли подсудимый в совершении этого преступления; подлежит пи подсудимый наказанию за совершенное им преступление; имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие наказание (п. п. 1-6 ч. 1 ст. 299 УПК РФ). Однако предлагаемые формулировки не имеют для суда обязательной силы[11]. На сегодняшний день деятельность, направленную на обвинение, вправе осуществлять любое лицо, участвующее на стороне обвинения, однако по делам публичного и частно-публичного обвинения решающая роль принадлежит все же представителям государства. Так как именно им принадлежит право формулировать обвинение, которое определяет специфику судебного разбирательства, поскольку они ответственны как за предъявление обвинения, так и за его поддержание в суде по каждому конкретному делу, их, по сути, законодатель подразумевает, когда говорит о стороне обвинения, поскольку они «заслоняют собой всех остальных участников, на одной стороне с ними выступающих». Прокурор выступает руководителем обвинения в суде, поскольку в решении всех вопросов, связанных с обвинением, последнее слово принадлежит именно ему. Относительно дел частного обвинения можно сказать, что здесь решающая роль принадлежит потерпевшему, по заявлению которого возбуждаются дела частного обвинения, который формулирует обвинение и в судебном заседании поддерживает его, изобличая подсудимого, равно как примирение потерпевшего с обвиняемым влечет прекращение производства по уголовному делу[12]. В соответствии с ч. 2 ст. 20 УПК РФ уголовными делами частного обвинения считаются уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст.ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), 116 (побои), 129 ч. 1 (клевета) и 130 (оскорбление) Уголовного кодекса РФ. Характерной чертой дел частного обвинения является то, что они могут быть возбуждены не иначе как по жалобе потерпевшего, его законного представителя и представителя. «Отчасти из-за нецелесообразности расследовать дела, не Согласно ч. 4 ст. 20 УПК РФ и ч. 3 ст.318 УПК прокурор, а также следователь или дознаватель с согласия прокурора, вправе возбудить уголовное дело частного обвинения и при отсутствии заявления потерпевшего, если: преступление совершено в отношении лица, находящегося в «зависимом состоянии»; потерпевший находится в беспомощном состоянии; потерпевший по иным причинам не может воспользоваться принадлежащими ему правами. Согласно ч. 4 ст. 318 УПК, вступление в уголовное дело частного обвинения прокурора не лишает частных лиц возможности примирения, в отличие от ранее действовавшего УПК РСФСР (ч.5 ст.27), запрещавшего потерпевшего. прекращение дела частного обвинения за примирением сторон, если в нем принимал участие прокурор. Соответственно, прекращение уголовного дела частного обвинения зависит только от волеизъявления частных лиц. Прокурор вправе возбудить уголовное дело частного обвинения даже вопреки желанию потерпевшего, однако на решение вопроса о примирении прокурор влиять не в состоянии. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что прокурор, являясь государственным обвинителем по делам публичного и частно-публичного обвинения в ходе судебного разбирательства руководит обвинением, на него возложена обязанность доказывания предъявленного подсудимому обвинения, а по делам частного обвинения его роль выполняет потерпевший[13].
|