Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Таблицы для исследовательской работы ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
(В таблице заполнена 1-ая часть. Все морфологические признаки полной формы прилагательного налицо. Вы должны заполнить 2-ую часть таблицы.)
В прозрачной воде плавают серебристые рыбки. Прозрачна вода в лесных ручьях.
- Кто готов ознакомить нас с результатом своего исследования? Что увидели в ходе работы? (вопросы: каков?, например, ученик опрятен, умен; какова?, например, школа просторна, высока; море (каково?) необозримо, глубоко, ребята (каковы?) рассудительны, веселы.) Идет разбор каждого признака, все высказывают свое мнение, дорабатывается каждый признак, ответы обосновываются)
(Член предложения ученики определяют неправильно.) - Давайте не будем спешить с выводом, а порассуждаем. Я предполагала, что у вас возникнут трудности из-за недостатка информации и приготовила 2 предложения. - Назовите грамматическую основу 1-ого предложения. Рыбки плавают. (сказуемое показывает, что говорится о подлежащем. Вопросы к сказуемым гораздо шире. Не только действия.). - Исходя из этого, назовите грамматическую основу 2-ого предложения. Вода (что о ней говориться?) прозрачна. И еще: к обстоятельству вопрос ставиться только от сказуемого. Вносим изменения в таблицу.
- Давайте обратим внимание на образование краткой формы прилагательных. Наверняка, самые наблюдательные ребята это уже заметили. Попробуйте образовать от полной формы прилагательного ее краткую форму. (в единственном числе мужского рода) На слайде слова: умный - (умен) каменный – глубокий – (глубок) голубой – соломенный – ленивый – (ленив) чистый – (чист) широкий – (широк)
Сделайте вывод. (Не от всех прилагательных можно образовать краткую форму) В разговорной речи мы редко используем краткую форму прилагательных, а вот в художественных произведениях она встречается часто.
Лесной родник. Лесной родник к земле приник, Он не широк, он не велик, Но чист, как ранней птахи песня. В.Степанов - Почему автор использует краткую форму прилагательных (Для утонченности и поэтичности речи, для рифмы) Филин Только ночью Страшен Филин, А при свете – Он Бессилен. Б.Заходер
Стоит в поле теремок Он не низок, не высок. («Теремок»)
Спишите текст. Подчеркните краткую форму имени прилагательного.
Как красив весенний лес. Первые лучи солнца прозрачны и чисты. Стоят величавые дубы. А березы стройны и кучерявы. Рефлексия Мы сегодня на уроке попытались быть исследователями. Пришло время подвести итоги нашему исследованию. - Какая задача стояла перед нами? - Выполнили мы работу или нет? - Чем же отличаются и чем похожи обе формы прилагательных?. Вернемся к таблице .(Общее: обе формы прилагательных обозначают признаки предметов. Все остальные признаки у них различны.) - Кому понравилось быть исследователем? Интересно ли было наблюдать языковые явления? - Что для вас было самым трудным? самым интересным? Какими качествами должен обладать исследователь? (быть терпеливым, внимательным, наблюдательным) - Что должен уметь делать? (сравнивать, наблюдать, обобщать) - У кого из наших ребят это получилось лучше всего? (дети высказывают свое мнение) Все эти умения вам очень пригодятся не только для успешной учебы, но и в дальнейшей жизни. Ведь чтобы познать надо не слушать, а вслушиваться не смотреть, а всматриваться; не читать, а вчитываться.
Вы сегодня все успешно рассуждали Над чем-то спорили, в чем-то убеждали. Роль исследователя вам удалась! Так держать и в добрый час!
|