Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Качество, стандартизация, сертификация упаковки






 

Показатели качества упаковки, как и любого изделия, подразделяются на три большие группы:

- функциональные;

- ресурсосберегающие

- природоохранные

1. Функциональные, отражающие способность упаковки соответствовать своему назначению, в свою очередь подразделяются на:

· показатели технического эффекта, которые выражают способность упаковки выполнять свои функции в заданных условиях использования (к этим показателям относят в первую очередь прочность, слеживаемость, теплопроводность, пыленепроницаемость, виброзащитные свойства, водонепроницаемость, гигроскопичность и т.д.);

Требования к механической прочности тары обусловлены широким ассортиментом материалов, условиями транспортирования и хранения.

Требования к прочности при статических нагрузках обусловлены длительными сроками хранения товаров, а также условиями складирования с целью максимального использования складских помещений и транспортных средств. В эксплуатационных условиях товары транспортируются и хранятся с укладкой в штабели различной высоты. Очевидно, что нижние ярусы штабеля испытывают наибольшие нагрузки, под действием которых тара деформируется, разрушается, сплющивается, продавливается. Испытания прочности к статическим нагрузкам, обязательные при разработке новых полимерных упаковочных материалов и конструкций тары, помогают определить оптимальную высоту штабеля, максимальный период хранения, обнаружить уязвимые места тары, а также выявить дополнительные требования к условиям транспортирования и хранения. Испытания проводят в естественных или лабораторных условиях.

Вибростойкость также является одним из основных показателей
качества упаковки. Существуют стандарты на устойчивость тары к вибрации
с установлением пределов частоты колебаний и ускорений, характерных для
различного рода транспорта; также предусмотрено проведение испытаний
тары на специальных стендах, имитирующих жесткие условия вибрации.
Такие стандарты, разрабатываемые на основе директив ЕЭС частично
введены в действие в РБ и в других странах СНГ.

Стойкость тары к удару при свободном падении обусловлена физико-механическими свойствами применяемого полимерного материала, объемом и конструктивными особенностями тары, а также технологическими параметрами ее изготовления. Характеристикой стойкости тары к удару при свободном падении является высота падения. При разработке стандартов на указанный метод испытания руководствуются директивами ЕЭС. В стандартах приводятся методы, имитирующие ударные нагрузки, действующие в вертикальной плоскости на тару или упаковку при падении или опрокидывании в процессе транспортирования, перевалок или складирования.

В последние годы потребовалась разработка стандартов на такие прочностные показатели, как стойкость к соударению при скольжении по наклонной плоскости, сопротивление продавливанию; стойкость к перевалкам.

Эти испытания проводятся в связи с необходимостью транспортировать грузы на дальние расстояния, применением комбинированных перевозок и максимальной механизацией погрузочно-разгрузочных операций.

Герметичность тары. Различные требования предъявляются к герметичности тары. Герметичная тара определяется как тара, у которой не происходит обмен между ее содержимым и внешней средой.

Большое значение имеют правильный подбор упаковочного материала и способов герметизации.

Требования к герметичности тары определяются специфическими свойствами продукции, условиями ее хранения и транспортирования.

Методы испытания тары, гарантирующие от потерь продукции, должны быть эквивалентны наиболее тяжелым эксплуатационным условиям, наблюдаемым в процессах транспортирования, хранения и реализации конкретной продукции.

· показатели надежности, которые отражают качественные особенности упаковки (долговечность, сохранность);

Важнейшие показатели надёжности тары (внутренние эксплуатационные факторы) определяют два направления:

- требования к свойствам упаковочного материала (неизменяемость свойств упаковочного материала);

- требования к методам оценки пригодности применительно к конкретной упаковываемой продукции (количественная и качественная сохранность упакованной продукции).

Под химической стойкостью упаковочного материала относительно конкретной среды понимается отсутствие набухания, газо-, паро-, влаго- и жиронепроницаемость, отсутствие потерь продукции через стенки тары.

Изменение физико-механических свойств упаковочного материала под воздействием агрессивной среды может привести к разрушению тары: растрескиванию, потере формоустойчивости и герметичности, т. е. к преждевременному ее износу.

Особые требования к прочности тары возникают, если упакованный продукт находится под давлением или давление меняется в процессе хранения под воздействием окружающей среды.

Стандартизация перечисленных требований позволяет в комплексе решить вопросы о правильном выборе упаковочного материала и обеспечении сохранности продукции в гарантийные сроки.

· показатели эргономичности, которые учитывают комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека, пользующегося упаковкой;

· показатели эстетичности, которые характеризуют информационную выразительность упаковки: рациональность формы, гармоничность (дизайн).

2. Ресурсосберегающие показатели качества упаковки - это показатели технологичности упаковки при изготовлении (материальность, энергоемкость, трудоемкость, хроноемкость) и показатели ресурсоемкости, которые отражают совершенство упаковки по степени потребления ею материальных, топливно-энергетических и трудовых ресурсов в процессе выполнения упаковкой своих функций.

3. Природоохранные показатели качества упаковки:

· показатели экологичности, которые отражают уровень вредного воздействия на окружающую среду при использовании и переработке упаковки;

· показатели безопасности, характеризующие степень воздействия упаковки (материалов для упаковки) на людей (работников) в процессе изготовления, транспортирования, хранения изделий в упаковке.

Важными документами, усиливающими требования к качеству упаковки с точки зрения обеспечения природоохранных показателей, явились принятые еще в начале 90-х г. ХХ-го века в ряде стран ЕС (Германии, Дании, Нидерландах, Австрии, Бельгии, Франции и др.) национальные законодательные акты и экологические нормы. В частности, была предложена количественная оценка экологической чистоты упаковочных материалов. За единицу загрязненности принималась величина UBP (Umwelt belastungpunkte) — коэффициент загрязнения среды упаковкой. UBP во всех случаях оценивался по комплексу показателей, учитывающих состав упаковки, массу, возможность ее утилизации и т. д. Термин «зеленая упаковка», т. е. экологически чистая, легко утилизируемая или многооборотная, не засоряющая окружающей среды, присваивается упаковке, если ее UBP не превышает 20 – 30. Если же значение UBP больше 100 - 110, то упаковка признается экологически неприемлемой. Показатель UBP отражает лишь экологическую характеристику упаковки, но не устанавливает требований для ее окончательного выбора..

 


7. Маркировка упаковки

Маркировка (от нем. Mark - знак, метка; Markiren - обозначать, отличать знаком) – краткая информация о товаре и изготовителе, наносимая изготовителем непосредственно на конкретные товары, упаковку или прикрепленные к ним накладные элементы – носители информации.

Маркировка - это обязательная информация в виде совокупности знаков или символов, характеризующих изделие.

Как и упаковка, маркировка обладает своими специфическими функциями, важнейшими из которых являются:

информационная, идентифицирующая, мотивационная, эмоциональная.

Информационная функция маркировки является главной и включает в себя основополагающую, потребительскую и коммерческую информацию о товаре.

Идентифицирующая функция маркировки позволяет выделить и отличить конкретный товар, проследить его продвижение от товаропроизводителя до конечного потребителя.

Эмоциональная функция маркировки призвана вызвать у потенциального покупателя положительную реакцию от восприятия товара.

Мотивационная функция предназначена побудить потенциального клиента принять решение о покупке товара.

Маркировка должна с помощью знаков и символов давать информацию о товаре, в зависимости от характера наносимых знаков и символов маркировку подразделяют на:

■ словесную (слово, буква, цифра);

■ изобразительную (рисунок, фигура, график);

■ объемно-пространственную (рельефное или голографическое изображение);

■ комбинированную.

Содержание маркировки изделия может быть постоянным или меняться с определенной последовательностью (периодичностью) - например, дата выпуска, номер партии и т.д.

К качеству маркировки, кроме ее информативности, предъявляют ряд технологических, эстетических и экономических требований, которые можно разбить на две группы (рис3.1).

 
 

 


 

       
   

 

 


Рис.3.1 Общие и специфические требования к маркировке

 

При этом общие требования к маркировке (достоверность, достаточность, доступность) регламентируются Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей». Кроме того, маркировка должна быть четкой, лаконичной, запоминающейся. Это обусловлено ее размерами, методами нанесения. Эстетически маркировка должна быть выполнена со вкусом, привлекать внимание потребителя, и в то же время маркировка не предназначена для внешнего украшательства и декорирования изделия.

В свою структуру маркировка обычно включает три основных элемента:

- текст — обязательный элемент маркировки. Выполняет в основном ин­формационную и идентифицирующую функции, должен характеризоваться высокой степенью достоверности. Удельный вес текста на маркировке составляет обычно 50-100%.

- рисунок не всегда присутствует на маркировке. Рисунок отличается высокой степенью доступности и выполняет в основном эмоциональную и мотивационную функции. Иногда может выполнять информационную функцию, например, в инструкции по эксплуатации товара. Удельный вес рисунка в структуре маркировки может составлять 0-50%.

- информационные знаки или условные обозначения должны характеризоваться высокой информационной ёмкостью, краткостью, узнаваемостью, выразительностью и наглядностью. Однако иногда информационные знаки характеризуются невысокой доступностью, их расшифровка требует профессиональных навыков.

По назначению различают потребительскую и транспортную маркировки.

Как уже следует из названия, потребительская маркировка предназначена в первую очередь для конечного пользователя товара и должна в себе нести информационную, идентифицирующую, мотивационную, эмоциональную функции. О важнейших реквизитах потребительской маркировки и требованиях к ней нормативно-технической документации будет рассказано отдельно.

Транспортная маркировка информирует об отправителе и получателе товара, о способах обращения с упакованной продукцией при ее транспортировании, погрузочно-разгрузочных работах, хранении. Она должна выполнять, в первую очередь, информационную и идентифицирующую функции.

О транспортной маркировке, ее реквизитах и правилах нанесения будет отмечено в соответствующем подразделе.

По месту нанесения различают производственную и торговую маркировку.

Производственная маркировка наносится изготовителем товара на само изделие, на упаковку или различные носители маркировки.

Торговая маркировка — информация, наносимая торговым предприятием, реализующим или фасующим продукцию. В отличие от производственной, торговая маркировка наносится не на товар, а на носители маркировки или эксплуатационные документы. Носителями торговой маркировки являются например, ценники, кассовые чеки.

 

Потребительская маркировка включает в себя главным образом информационно-справочные данные о товаре и его изготовителе, инструкционные и предупредительные указания и т.д..

Основополагающие требования к потребительской маркировке зафиксированы в двух основополагающих стандартах:

СТБ 1400-2003 «Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования».

СТБ 1100-2007 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования».

Так в соответствии с СТБ 1400-2003 для непродовольственных товаров содержание и объем информации, способы ее представления зависят от вида, назначения, технической сложности товаров, а также от наличия и уровня вредных воздействующих факторов (рисков), неблагоприятно влияющих на здоровье людей, потенциальным источником которых они могут являться, и должны соответствовать нормативным документам, устанавливающим требования к конкретным товарам. Соответствие товара заявленной информации является обязательным требованием для изгото­вителя.

При этомосновными реквизитами потребительской маркировки непродовольственных товаров являются:

а) наименование товара;

б) наименование страны-изготовителя;

в) наименование и местонахождение изготовителя;

г) основное (функциональное) назначение товара или область его применения;

д) основные потребительские свойства;

е) сведения о безопасности товара;

ж) сведения о сертификации (для сертифицированного товара);

и) обозначение нормативного документа;

к) сведения о количестве товара (массе нетто, величине (основных размерах), объеме, числе единиц товара);

л) комплектность (состав);

м) цена;

н) дата изготовления;

п) срок службы или срок годности;

р) срок хранения;

с) гарантийный срок (при установлении);

т) товарный знак (при наличии);

у) штриховой код (при наличии);

ф) дополнительная (специальная) информация (при необходимости).

В соответствии с требованиями СТБ 1400-2003 информация о товаре, перечисленная в п.п. а) - с), является обязательной для указания изготовителем.

Основными реквизитами потребительской маркировки продовольственных товаров являются:

1 Наименование продукта

2 Наименование и местонахождение (юридический адрес, включая страну) изготовителя, упаковщика, экспортера и импортера продукта

3 Товарный знак изготовителя (при наличии)

4 Величина массы нетто, объема или количества продукции в метрической системе мер.

5 Состав продукта

Каждый продукт, кроме однокомпонентного, должен сопровождаться информацией о состав­ляющих его ингредиентах. Обязательна информация о применении пищевых добавок, биологически активных добавок к пище, ароматизаторов и пищевых продуктов нетрадиционного состава с включением не свойствен­ных им компонентов белковой природы (генетически измененных).

6 Пищевая и энергетическая ценность продукта

Информационные (расчетные) показатели содержания питательных веществ указывают как массу уг­леводов, белков, жиров и при необходимости других компонентов в 100 г или 100 см3 (мл) съедобной части продукта. Энергетическую ценность продукта указывают в кДж (ккал) в расчете на 100 г или 100 см3 (мл) продукта.

7 Рекомендации по приготовлению и использованию продукта

8 Условия хранения

9 Срок годности

10 Срок хранения

11 Дата изготовления (фасования)

12 Обозначение нормативного документа

13 Информация о сертификации пищевых продуктов

14 Специальный знак

Специальный знак наносится на алкогольных изделиях, для подтверждения легальности их про­изводства на территории Республики Беларусь.

15. Штриховой код

Для пищевых продуктов, подвергнутых специальным способам обработки, таким как облу­чение ионизирующим излучением и т. п., должна быть дана информация о такой обработке, которую располагают в непосредственной близости от наименования продукта, а в случае использования об­лученного основного ингредиента - рядом с его наименованием в списке ингредиентов (надпись: " обработан методом ионизирующего излучения" или " обработан методом ионизации").

Продукт может сопровождаться и другой характеризующей его информацией, которую располагают непосредственно на каждой единице потребительской тары в удобном для прочтения месте. Информация должна быть четкой и легко читаемой потребителем, не должна быть скрыта от глаз узорами, рисунками и должна контрастировать с фоном.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал