Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Все живописцы прибегали к символике красок, каждый цвет нес свою смысловую нагрузку. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Средневековый живописец не знал палитры, не производил смешения красок во время работы, цвета составлялись заранее и являлись обязательными. Жест в иконе передает определенный духовный импульс, несет определенную духовную информацию: рука, прижатая к груди – сердечное сопереживание; рука, поднятая вверх – призыв к покаянию; рука, протянутая вперед с раскрытой ладонью – знак повиновения и покорности; две руки, поднятые вверх – моление о мире; руки, поднятые вперед – моление о помощи, жест просьбы; руки, прижаты к щекам – знак печали, скорби. Предметы в руках изображенного святого, как знаки его служения. Так, апостол Павел обычно изображался с книгой в руках – это Евангелие, реже с мечом, символизирующим Слово Божье. У Петра в руках обычно ключи от царства Божия. Мученики изображаются с крестом в руках или пальмовой ветвью – символами принадлежности к Царству Небесному, пророки обычно держат в руках свитки своих пророчеств. Не случайно иконы называли «богословием в красках». Основным руководством для создания иконы живописцам служили древние подлинники, привезенные еще из Византии. Каноническая живопись в течение многих веков укладывалась в строго определенные рамки, допуская лишь повторение иконописных подлинников. Основные персонажи икон – это Богоматерь, Христос, Иоанн Предтеча, апостолы, праотцы, пророки, святые сподвижники и великомученики. Изображения могли быть: оглавными (только лик), оплечными (по плечи), поясными (по пояс), в полный рост.
Спас Нерукотворный Новогород 12 век; Столпник Симеон старший – Феофан Грек 1378 год;
Старорусская икона Божией Матери Умиление (XIII в); Сретение – XIV век; Сретение – Андрей Рублев 1405 год.
Канонично также и расположение изображений – фресок – в храме. В куполе – «Христос Пантократор» (Вседержитель; столпы – апостолы, епископы, подвижники, мученики; западная стена – Страшный Суд; паруса – Евангелисты. Фреска в храме Св.Софии, Киев
|