Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Все живописцы прибегали к символике красок, каждый цвет нес свою смысловую нагрузку.






Средневековый живописец не знал палитры, не производил смешения красок во время работы, цвета составлялись заранее и являлись обязательными.

Жест в иконе передает определенный духовный импульс, несет определенную духовную информацию:

рука, прижатая к груди – сердечное сопереживание;

рука, поднятая вверх – призыв к покаянию;

рука, протянутая вперед с раскрытой ладонью – знак повиновения и покорности;

две руки, поднятые вверх – моление о мире;

руки, поднятые вперед – моление о помощи, жест просьбы;

руки, прижаты к щекам – знак печали, скорби.

Предметы в руках изображенного святого, как знаки его служения. Так, апостол Павел обычно изображался с книгой в руках – это Евангелие, реже с мечом, символизирующим Слово Божье. У Петра в руках обычно ключи от царства Божия. Мученики изображаются с крестом в руках или пальмовой ветвью – символами принадлежности к Царству Небесному, пророки обычно держат в руках свитки своих пророчеств.

Не случайно иконы называли «богословием в красках».

Основным руководством для создания иконы живописцам служили древние подлинники, привезенные еще из Византии. Каноническая живопись в течение многих веков укладывалась в строго определенные рамки, допуская лишь повторение иконописных подлинников.

Основные персонажи икон – это Богоматерь, Христос, Иоанн Предтеча, апостолы, праотцы, пророки, святые сподвижники и великомученики. Изображения могли быть:

оглавными (только лик), оплечными (по плечи), поясными (по пояс), в полный рост.

 

 

Спас Нерукотворный Новогород 12 век;

Столпник Симеон старший – Феофан Грек 1378 год;

 

 

Старорусская икона Божией Матери Умиление (XIII в);

Сретение – XIV век;

Сретение – Андрей Рублев 1405 год.

 

Канонично также и расположение изображений – фресок – в храме.

В куполе – «Христос Пантократор» (Вседержитель; столпы – апостолы, епископы, подвижники, мученики;

западная стена – Страшный Суд; паруса – Евангелисты.

Фреска в храме Св.Софии, Киев


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал