Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема № 3. Философия Древнего Китая






Цель:

• Ознакомить слушателей с историей развития китайской философии;

• Рассмотреть факторы, повлиявшие на развитие самобытной философской системы древних китайцев;

• Дать анализ философских учений Древнего Китая.

Структура лекции:

  1. История зарождения китайской философии.

2. Соперничество «ста школ».

3. Философско-этическое учение Конфуция

4. Даосизм – философское учение и этическое направление в философской традиции Китая

Содержание лекции:

  1. История зарождения китайской философии.

Китайская философия зарождается и складывается в период династий Шан (18-12 вв. до н.э.) и Чжоу (11-3 вв. до н.э.). При династии Шан высшим началом, божеством, создавшим все существующее, считался шанди (Верховный император), а при династии Чжоу возникло представление о «воле Неба» как о всемогущем первоначале и первопричине всех вещей. Уже при династии Шан складывается представления о темном и светлом началах. В ходе борьбы двух идеологических тенденций (консервативной и прогрессивной, мистической и атеистической) все шире распространяются наивно-материалистические идеи о пяти первоэлементах вещей (металле, дереве, воде, огне, земле), о естественном пути (Дао) и др., возникшие на рубеже 2-1 тысячелетий до н.э. как результат обобщения первоначальных знаний того времени.

«Книга перемен» («И цзин») – это гадательная книга, в которой исследуются изменения, происходящие с темным и светлым началами. Ее тексты создавались в разные времена (12-6 вв. до н.э.). Здесь отражены древние мифы о двух началах (духах) Инь и Ян. Ян – мужское, светлое, активное начало. Оно управляет небом. Инь – женское, темное и пассивное начало, управляет землей. Инь и Ян могут действовать не в отрыве друг от друга, а только во взаимодействии в соединении своих сил. Чередование Инь и Ян называется Дао, который проходят все вещи.

  1. Соперничество «ста школ».

Период Чуньцю (8-5 вв. до н.э.) – Чжаньго (5-3 вв. до н.э.) является временем перехода к феодальному обществу, когда возникла обстановка, получившая название «соперничество всех школ». Школ было шесть: школа служилых людей (конфуцианство), школа моистов (последователей Мо-цзы), школа даосистов (последователей Лао-цзы), школа легистов (от лат. Lex – род. Падеж от legis – закон), школа номиналистов (школа имен), школа сторонников Инь и Ян (натурфилософы).

  1. Философско-этическое учение Конфуция

В истории древнекитайской идеологии важное место занимает этико-политическое учение конфуцианства, основоположником которого был Конфуций (551-479 до н.э.), в литературе он часто именуется Кун-цзы, что означает учитель Кун. Уже в возрасте 20 лет он прославился как самый знаменитый педагог Китая. Главный источник его учения книга «Лунь юй» («Беседы и суждения») – высказывания и беседы с учениками, зафиксированные его последователями.

В центре философии Конфуция – проблемы воспитания и сам человек, его умственное и нравственное развитие и поведение. Главное внимание Конфуций уделяет вопросам воспитания идеального человека (цзюнь-цзы), которое должно осуществляться в духе уважения к окружающим людям и обществу.

  1. Даосизм – философское учение и этическое направление в философской традиции Китая

Даосизм (от кит. Дао цзя – школа Дао). Возник во 2 пол. 1 тыс. до н.э. Его основателем считается Лао-цзы, хотя важнейшим представителем был Чжуан-цзы. В центре учения даосов находится Дао. Это невидимый всеобщий естественный закон природы, человеческого общества, поведения и мышления отдельного индивида. Дао неотделим от материального мира и управляет им. Дао пусто и одновременно неисчерпаемо, оно бездействует, но тем самым делает все, покоится и одновременно движется, оно само для себя начало, но у него нет ни начала, ни конца. Познание Дао тождественно познанию всеобщего внутреннего закона саморазвития природы и ее самоорганизации. Главный принцип поведения личности – это сохранение меры вещей. Поэтому недеяние или бездействие (у вэй) является одной из основных и центральных идей даосизма, именно оно приводит к счастью, процветанию и полной свободе. Чжуан-цзы утверждал, что от мельчайших органических веществ в воде – цзи – произошли животные, а от последних – человек. Единым материальным началом – ци – наполнена вся поднебесная.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал