Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема № 12. Феномен философии в казахской культуре






Цель:

  • Ознакомить слушателей с разнообразностью и уникальностью казахской мировоззренческой мысли;
  • Дать анализ основных периодов развития философии казахов;
  • Рассмотреть современные направления казахской общественно-философской мысли.

Структура лекции:

  1. Истоки формирования казахской философии
  2. Творчество Асана Кайгы
  3. Хайдар Дулати
  4. Ахмет Яссауи – творчество и мировоззрение
  5. Философия зар-заманизма
  6. Философия советского периода
  7. Современная философия

Содержание лекции:

  1. Истоки формирования казахской философии

Казахская национальная философия имеет более чем пятисотлетнюю историю, она состоит из нескольких временных пространств. Творческое наследие Коркута, аль-Фараби, Юсуфа Баласагуни, Махмута Кашгари, Ахмета Яссауи стало основой, отправной точкой формирования мировоззрения казахского народа. Первые казахские мыслители в лице Асана Кайгы и Хайдара Дулати появились еще в XV веке, когда 1456 году в уро-чище Козы-Басы, что находится в пойме реки Шу, возникло Казахское ханство. Ханский период — от 1456 года до выхода в свет «Устава о Сибирских киргизах» в 1822 году; это приблизительно около 360 лет. Более трех веков философская мысль существовала как составная часть социокультурной общности при ханском управлении с присущей этому периоду системой ценностных ориентиров, отраженных в многочисленных жырау и дастанах, объединенных одной темой: философией подвига.

  1. Творчество Асана Кайгы

Асан Сабит улы (Асан Кайгы) - первый жырау, выдающаяся личность, общественный деятель, мыслитель, создатель нового учения о земле обетованной, ставшего основой государственной концепции построения независимого ханства. Шокан Уалиханов, придавая исключительное значение идее государственного обустройства, назвал Асана Кайгы первым степным философом, считавшим, что земля — это главное, основополагающее понятие в истории становления национального самосознания, мировосприятия народа. Мировоззрение мыслителя зиждется на размышлениях и определениях экзистенциалистского содержания, и он выражает свои мысли в жанре толгау. Его мировоззренческая позиция основывается на двух философских категориях: категории жизни и категории существования. В этом смысле он является преемником мировоззренческих взглядов Коркыта. Концепция фатализма, выраженная в словах: «Куда бы ни пошел, везде тебя ищет могила Коркыта», перекликается с концептуальной идеей грядущих необратимых перемен Асана Кайгы.

  1. Хайдар Дулати

Другой родоначальник казахской философской мысли — видный общественный деятель, поэт, писатель, художник Хайдар Дулати, который в книге «Тарих-и-Рашиди» ярко и убедительно показывает духовное единство тюрков и прослеживает их связь с мировой цивилизацией. Хайдар Дулати, опираясь на известные труды мыслителей своей эпохи, произвел блестящий анализ одной из основных тем философской антропологии — проблемы греха. Грех он делит на две категории. Первую подразделяет на семь видов: безверие, убийство, клевета, жестокое обращение с сиротами, ростовщичество, глупость, непочтительное отношение к родителям. Вторую классифицирует по следующим признакам: четыре вида греха относит к сердцу, четыре связаны с языком, два — с руками, следующие два — с половыми органами, один грех производится ногами и еще один связан с плотью.

  1. Ахмет Яссауи – творчество и мировоззрение

Одним из самых крупных мыслителей средневековья в Казахстане является Ходжа Ахмет Яссауи (неизвестно-1166). Главный труд – «Диван-и-хикмет» («Книга мудрости»). Его хикметы представляют собой стройную мировоззренческую систему. «Хикмет» означает мудрую мысль. Следовательно, Яссауи был мудрецом. О Яссауи говорят как основателе «тюркского» пути мистического познания в исламе. Признавая значимость его идей о единой сущности всего сущего, о близости и даже тождестве процесса познания бога самосознанием, о необходимости собственного духовного опыта на пути созерцания, общения, соединения с богом, исследователи отмечают адаптацию этих идей к народному миросозерцанию.

  1. Философия зар-заманизма

После того, как система ханской власти распалась, социокультурная общность казахов переходит в другое историко-временное пространство, продлившееся с 1822 по 1917 г., когда территория бывшего ханства стала частью России. В этом пространстве прежняя система ценностей постепенно разрушалась, на смену ей пришли другие ориентиры. Философию подвига заменила психология угодничества, психология раболепия, философию гражданственности заменили родовые и джузовые предрассудки. В общественном сознании этот период выразился понятием «Зар Заман» («Эпоха Скорби»). Это была скорбь по разрушившимся, ушедшим в небытие духовным ценностям.

Крупный мыслитель этого периода – Ибрагим Абай Кунанбайулы (1845-1904). Он изложил концептуальное видение модели, сущности зрелой личности. По его мнению, такую личность формируют три качества: разум, сердце, воля. В творческом наследии содержатся глубокие размышления о душе и плоти.

Жамбыл Жабаев (1846-1945) в истории духовной культуры народа — также явление необыкновенное и уникальное, ибо в условиях идеологического прессинга и всеобщего нивелирования он был носителем фольклорного сознания, преемником традиции жырау, в частности Суюнбая.

  1. Философия советского периода

Третий период в философской истории казахов считается советским периодом, когда произошло формирование научной философской мысли. Большое развитие получает в начале XX в. философско-этическая литература, виднейшими представителями которой были Шакарим Кудайбердыулы, Мухаммед Салим Кашимов, Машгур-Жусуп Копейулы. Особая роль в развитии казахской философской мысли принадлежит Шакариму Кудайбердыулы (1858-1931). Шакарим был религиозным философом, но в отличие от схоластической школы, пытался обосновать основные догматы ислама при помощи рационального (логического) метода. Первым философским произведением его был труд «Мусылманшылдык шарттары», вышедший в Оренбурге в 1911 г. В том же году была опубликована «Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий» - одна из первых работ по истории казахов.

Видным представителем клерикально-философского направления казахской литературы был Машгур-Жусуп Копейулы (1858-1931 гг.). В 1907 г. в Казани выходят сразу три его книги: «Увиденное мною удивительное явление в моей долголетней жизни», «Положение», «О том, чья земля Сары-арка». В них автор резко высказался против колониальной политики России, переселения крестьян в Казахстан, призывает казахов активнее включаться в политическую жизнь страны. В своих неопубликованных работах Машгур-Жусуп дал толкование целому ряду морально-этических категорий, его философские труды сыграли определенную роль в развитии казахской философской мысли.

Представителем религиозной философии был Мухамед Салим Кашимов. В своих произведениях «Вежливость», «Агитация», «Книга разума», «Наставление казахам» он выступает с педагогическими наставлениями, излагает свои философские и социально-политические воззрения.

Большой след в казахской литературе оставили Макыш Калтаев, Таир Жомартбаев, Сабит Донентаев и другие писатели и поэты.

  1. Современная философия

В целом XX в. стал периодом особого расцвета казахской письменной литературы, философии и культуры, впитавших в себя лучшие черты казахской, восточной и европейской общественно-философской мысли. В это время закладываются основы современной казахской литературы, окончательно складывается литературный язык. С обретением независимости заметно возрос выпуск монографий и серьезных трудов, успешно идет защита кандидатских и докторских диссертаций по вопросам истории фи-лософии и актуальным ее проблемам. Все это стало приоритетным направлением в формировании общественного сознания, связанный с современным, четвертым периодом развития собственно-казахской философской мысли. 1991 год для казахстанского общества ознаменовал собой наступление новой эры, нового времени — времени суверенитета; начало современной истории.

Прежние идеологические штампы и мнимые ценности утратили свои доминирующие позиции. Строительство нового общества повлекло за собой необходимость создания иных, либерально-демократических, цивилизованных измерений и понятий, истинно человеческих ценностей. Философская наука в современном Казахстане связана с именами выдающихся философов Г.Есима, А.Нысанбаева, Д.Алтаева, Т.Габитова, А.Хамитова и других.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал