![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Диалектика как философская теория развития, ее основные принципы, законы и категории.
Диалектика – это теория развития всего сущего (бытия) и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие вещей, процессов, состояний и других сторон действительности через принципы, законы и категории диалектики. Главная проблема диалектики – что такое развитие? Считается, что развитие – это высшая форма движения. Развитие может быть прогрессивным (от высшего к низшему) или регрессивным (от высшего к низшему, деградация) В истории философии существовали различные теории развития или формы диалектики. Согласно Гераклиту, каждое явление – это тождество противоположностей, которые являются источниками движения, изменчивости и текучести всего сущего. Согласно Сократу, диалектика – это искусство обнаружения истины путем столкновения и согласования различных точек зрения. Платон представлял диалектику как метод анализа и синтеза понятий, как движение мысли к общим понятиям (идеям). Гегель разработал целостную концепцию диалектики, распространив её на все стороны бытия: природу, общество, человека, дух, мышление. В философии диалектического материализма (Маркс, Энгельс, Ленин) рассматривается две формы диалектики. Объективная диалектика – это совокупность диалектических закономерностей, действующих в мире независимо от человека. Субъективная диалектика – это совокупность философских принципов, законов, категорий, отражающих объективную диалектику. Диалектике как миропониманию противостоят её альтернативы: метафизика, софистика и эклектика. Метафизика – это миропонимание и способ мышления, предполагающий рассмотрение вещей как неизменных и независимых друг от друга, а также отрицание внутренних противоречий как источника развития. Это абсолютизация устойчивости, регулярности, стабильности вещей, явлений, процессов. Софистика – это способ рассуждения, основанный на преднамеренном нарушении законов и принципов логики, на употреблении ложных доводов и аргументов, выдаваемых за правильные. (Яд – это смерть, смерть – это сон, сон – это здоровье, курите на здоровье). Эклектика – это способ мышления, основанный на внешнем соединении разнородных, зачастую противоположных взглядов, идей, принципов, теорий. Структуру диалектики как теоретической системы образуют принципы, законы и категории. Основных два принципа - развития (фиксирует динамику всех вещей и явлений реальности) и всеобщей связи (характеризует отношения, существующие в мире между вещами, явлениями, их свойствами). Связи, которые носят общий, существенный, необходимый и устойчивый характер, называют законами. Традиционно законы диалектики подразделяют на: закон единства и борьбы противоположностей (выясняет источник процесса развития); закон взаимного перехода количественных и качественных изменений (раскрывает механизм процесса развития); закон отрицания отрицания (указывает направление развития). Трансформацию представлений о развитии привнесла синергетика, эксплицировавшая общие принципы, лежащие в основе процессов самоорганизации. Так, источником развития самоорганизующейся системы выступает не противоречие между ее элементами, а, напротив, их кооперативное, согласованное взаимодействие; случайность становится для такой системы не столько формой проявления необходимости, сколько инициатором возникновения последней. Категории в отличие от понятий выражают наиболее общие свойства и отношения реальности. Основные категории диалектики подразделяют на две группы. К первой группе относятся философские категории, выражающие целостность и структурную организованность бытия. Это единичное, общее и особенное; целое и часть; система, структура и элемент; сущность и явление; содержание и форма. К другой группе относятся категории, выражающие основные типы детерминации: причина и следствие, необходимость, возможность и действительность.
|