Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пространство иконы (пространство и иерархия)






Как передают глубину пространства:

Перекрытие:

Икона Успения Пресвятой Богородицы (13 в) - фрагмент Апостолы: На первом плане фигуры меньше, чем на последнем. Перекрытие работает как более мощный признак глубины, чем уменьшение отдаленного.       Тема сбора на Куликовскую битву (14 - 15 в. миниатюра русской летописи) Лошади на переднем плане и на заднем одинаковые по размеру. Но нижний ряд перекрывает верхний и дает глубину     " Флор и Лавр" По размерам ничего не поймешь - обозначение только перекрытием. Дерево показано символом - обозначение, что здесь что-то растет.    
" Рождество Христово" - каждая складка горы отделяет сюжеты --> осмысленный пейзаж     " Иоанн Лествичник" - при нем Святые, они на одном уровне, а в центре главный Святой (он выше)     " Соловецкие чудотворцы" - Чудотворцы важнее храма, поэтому они выше.  

 

Обратная перспектива

Изображение пространства, обратная перспектива как способ изображения пространства и объема.

Обратная перспектива — метод в живописи, при котором более далёкие от зрителя предметы изображаются более крупными. Таким образом, линии на картине, изображённой в обратной перспективе, сходятся не на горизонте, а внутри зрителя (то, что дальше больше, чем то, что ближе)

 

" Положение во гроб" (Оплакивание Христа) (конец 15 в-?): здесь ярко выраженная обратная перспектива. Здесь по поводу обратной перспективы нет ничего смыслового. Почему же появилась обратная перспектива:

Причины к появлению обратной перспективы:

1) Не мы смотрим на икону, а икона смотрит на нас. Икона втягивает нас в свое пространство (писали Богословы)

2) Подчеркнуть разницу: может быть там все так и есть, может быть там другие законы (мистически идеологически христианская трактовка)

 

Икона " Литургия Иже Херувимы" На иконе видим: храм в фасадной проекции и видим престол-алтарь в обратной перспективе. Но мы смотрим на икону сверху: макушка стола в развороте, а коврик еще больше в развороте То есть икона фиксирует нашу точку зрения, но не привычную нам. То есть надо не привыкать искать везде обратную перспективу, а определиться откуда смотреть.   Икона " Успение Богородицы" слева здание в обратной перспективе, а справа в аксонометрии. То есть на одной иконе и обратная перспектива и аксонометрия.   Раушенбах дает сравнение двух перспектив: ренессансная(слева) и то, что человек видит на самом деле (справа) По чертежу справа видно, что на первом плане сокращений почти нет, сокращения начинаются с дальнего плана  
  Икона " Троица" Рублева Седалище прикрыто тряпкой, нарисовано оно может быть по-разному. В середине подставочка в перспективе, а по бокам подставочки в обратной перспективе: Иконописец дает дальний план и передний, а середину не изображает, то есть не дает там таких элементов, по которым можно понять перспективу.   Разное построение табурета - важна суть, а не деталь Важно фиксировать как есть, но есть еще правила иконы, поэтому получается нарушение   Джотто " Сретение" Алтарный столик спрятан под киворием. Пропадает сакральный смысл (Ветхий Завет передает власть Новому Завету), больше похоже на бытовую сцену.   А.Рублев " Сретение": а Рублев выдвигает алтарь. Богоматерь объединена цветом с Иисусом. Балдахин на заднем плане - он не важен, пространственное искажение имеет мистические смысл  

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал