Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия и развитие белорусского самосознания в ХIХ – ХХ веках






Положение белорусского этноса в начале XIX в. определялось не только процессом формирования национального самосознания. Лишенный всех форм государственности и культурной автономии, он, по существу, оказался беззащитным перед иноэтническим ассимиляторским воздействием царских властей. Главное направление национальной политики на " воссоединенных" с империей землях было определено еще Екатериной II. Однако осуществлялась она непоследовательно. После 1773 г. (год запрещения папой Климентом XIV ордена иезуитов) Россия стала единственной страной в мире, где орден иезуитов получил возможность действовать легально. Полоцк, в котором была создана иезуитская академия (1812), стал своеобразной метрополией ордена, продолжавшего окатоличивание и полонизацию коренного населения Беларуси.

После подавления восстания 1830—1831 гг. отношение царских властей к национальной политике на белорусских землях радикально меняется. Создается специальный комитет по делам западных губерний. В государственных и учебных заведениях запрещается использование польского языка, вместо него повсеместно вводится русский. В 1832 г. властями закрывается Виленский университет, а в 1840 г. " для искоренения у жителей Северо-Западного края всякой мысли о самостоятельности существующего у них законодательства, которая может служить некоторым препятствием для слияния их с коренной Россией", был отменен Статут Великого княжества Литовского.

В 1840—1850-е гг. среди широких слоев местной интеллигенции растет интерес к изучению белорусского фольклора, быта, а также исторического прошлого Беларуси. Постепенно из польскоязычного литературного движения выделяется так называемая белорусская школа. Начинается второе специфически национальное Возрождение, связанное со становлением белорусского языка и литературы. Важное место в нем принадлежало Я. Чечоту, Я. Борщевскому, В. Сырокомле, отдельные произведения которых были написаны на белорусском языке. В творчестве же такого писателя, как В. Дунин-Марцинкевич, белорусский язык становится основным. В 40-е годы композитор А. Абрамович делает первые попытки создания национальных музыкальных произведений. В 1852 г. осуществляется постановка первой белорусской оперы " Крестьянка" (музыка С. Монюшки и К. Крыжановского, либретто В. Дунина-Марцинкевича). Центрами интеллектуальной жизни становятся кружки А. Киркора в Вильно, В. Дунина-Марцинкевича — в Минске, А. Вериги-Доревского — в Витебске. Вместе с тем этническое самоопределение значительной части белорусской интеллигенции все еще зависело от ее политической ориентации. Только отдельные ее представители понимали, что белорусы " владеют всеми условиями для самостоятельного развития и имеют на то все права, к сожалению, не осознаваемые народом". Одним из них был Константин (Кастусь) Калиновский (1838—1864). Печатное и рукописное наследие Калиновского немногочисленно — семь номеров газеты " Мужыцкая прауда", революционные инструкции, призывы, приказы, а также известные " Пісьмы з-пад шыбеніцы". Однако оно содержит ряд глубоких идей и теоретических положений.

Калиновский последовательно раскрывал сущность крепостнической эксплуатации во всех ее формах, резко критиковал враждебную народу государственную машину абсолютизма, решительно выступал за отмену в будущем обществе всех классовых, национальных, религиозных привилегий и ограничений. Значительное место он отводил обоснованию демократических форм правления, считая наилучшей из них демократическую республику. До тех пор, пока белорусский народ не станет свободным, подчеркивал революционер-демократ, в обществе не может быть справедливости, богатства и знания. Калиновский был приверженцем всеобщего образования и воспитания, которыми должно заниматься непосредственно государство, подчеркивал необходимость развития науки и культуры на родном, белорусском, языке.

Публицистика в газете " Мужыцкая прауда" свидетельствовала об определенной зрелости национального движения. Однако поражение восстания под руководством Калиновского (1863—1864) стало настоящей национальной катастрофой, отбросившей общество в его национальном развитии на несколько десятилетий назад. Лучшие представители демократической интеллигенции погибли во время боевых действий, были казнены либо сосланы в Сибирь. В Беларуси устанавливается жесточайший военно-полицейский режим. Запрещается печатать белорусские книги латиницей, что фактически означало полное запрещение белорусскоязычных публикаций.


Большое влияние на формирование национального самосознания оказало творчество Франтишка Богушевича (1840—1900), " духовного отца белорусского возрождения", по выражению М. Горецкого. В предисловии к сборнику " Дудка беларуская" (1891) и других произведениях он изложил свою концепцию относительно истории белорусов, подчеркнул преемственность политико-государственных и культурных традиций Великого княжества Литовского, их связь с современными ему умонастроениями, выразившимися в желании освободить свою " землицу Беларусь" от социального, политического, религиозного гнета, возродить культуру и гражданский престиж родного языка. Последний он рассматривал как " от Бога нам данный" и " святой для нас", считая его " одеждой души", основой существования нации, и призывал беречь родной язык, " чтобы не умерли". " Шмат было пакіх народаў, што страцілі наперш мову сваю, так як той человек перад скананнем, которому мову займе, а потым i зусім замерлі ” — напоминал и предостерегал Богушевич.

После снятия в 1905 г. запрета на белорусскоязычные публикации возникают белорусские издательства: " Загляне сонца i у наша аконца" в Петербурге; " Наша ніва", " Наша хата" и " Палачанін" в Вильно и др. Особая роль среди них принадлежала " Нашай ніве", благодаря которой была взращена и призвана к ответственной миссии своего времени могучая плеяда будущих белорусских писателей-классиков, крупных общественно-политических и культурных деятелей, подлинно национальных идеологов — Я. Купала, Я. Колас, А. Пашкевич (Цёт­ка), М. Богданович, А. Гарун, 3. Бядуля, братья А. и И. Луцке-вичи, Е. Карский, В. Ластовский, Б. Тарашкевич, В. Голубок, Я. Лесик, Я. Дроздович и др.

Настоящей энциклопедией белорусоведения стала книга Е. Карского " Белорусы" (1921), над которой ученый начал работать еще до революции. В ней были приведены сведения о Беларуси и ее населении в прошлом и настоящем, дан очерк истории, этнографии, археологии, диалектологии белорусского народа, очерчены границы белорусского языка, составлена подробная библиография, перечислены в хронологическом порядке все работы по белорусскому языку, белорусской истории и этнографии, названы основные памятники белорусской письменности и их издания. Работа Карского — это первая попытка обстоятельного решения важнейших вопросов, связанных с историей белорусского народа, его языка и литературы.

Проблемы национального самосознания и национальной иден­тичности заняли ведущее место в исследованиях Игната Абдираловича (1896—1923). В 1921 г. был опубликован его труд " Адвечным шляхам: Дасьледзіны беларускага светапогляду". Положения этого исследования отличались не только чрезвычайной для своего времени актуальностью, но во многом носили концептуальный характер. В труде прослеживался драматизм исторической судьбы белорусского этноса, показывалось его неистребимое стремление к независимости. Анализируя положение белорусов в геополитическом пространстве между Востоком и Западом, автор впервые теоретически обосновал воздействие этих двух " культурных типов" на Беларусь. По мнению Абдираловича, результаты подобного воздействия в ходе истории самым неожиданным образом сказывались на жизни социума. Так, вместе с идеями гуманизма, либерализма, демократии на белорусскую почву с Запада пришли экономическое насилие, эксплуатация человека человеком. Восток же, в свою очередь, принес пренебрежение к личности, подавление ее прав и свобод. В данной связи Абдираловичем выдвигалась идея возрождения подлинно национальных форм жизни, противостоящих " чужеземному мессианству". Автор подчеркивал, что эти формы не приходят извне, каждая из них — плод духовного развития народа. Поскольку же белорусский народ на протяжении длительного исторического периода оказался лишенным возможности быть субъектом своей собственной исторической судьбы, он должен им наконец стать путем самостоятельного и ответственного социокультурного творчества — таков главный вывод автора.

В 90-е гг. XX в. вновь настоятельно заявила о себе необходимость духовного возрождения общества, связанная с обретением государственного суверенитета. Эта объективная необходимость противостоит тенденции реанимирования волюнтаристских постсталинских моделей в общественной жизни. Однако именно она выдвигает сегодня во главу угла ставший для белорусского общества основным вопрос восстановления утраченной " связи времен", без чего народу на пороге третьего тысячелетия трудно ответить на вызов, сделанный ему историей.

 

 

 


 

1 Шлегель Ф. Эстетка. Философия. Критика. В 2 т. Т. 2.- М, 1983. - С. 104-105

1 Зотов А.Ф. Феномен философии: о чем говорит плюрализм философских учений //Вопросы философии. 1991. № 12. — С. 21

1 Такой методологический принцип, согласно которому высшие формы материи могут быть сведены к низшим и объяснены на основе их закономерностей, называется редукционизмом (от лат. reductio — отодвигание назад, возвращение к прошлому состоянию). Редукционизм бывает самых различных видов: механистический — сведение высших форм материи к механической; биологический — сведение социальной формы материи к биологической; психологический — объяснение законов развития общества только психологическими факторами и т.д.

1 Релятивизм (от лат. relativus — относительный) — методологический принцип, заключающийся в абсолютизации относительности познания и проистекающий из одностороннего подчеркивания постоянной изменчивости реальности и отрицания ее относительной устойчивости.

 

1Гете И.В. Избранные философские произведения. — М., 1964. — С. 369.

 

1 Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990. — С. 160.

 

1 Ясперс. К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 32-33

1Гегель Г. Соч. — М.: Изд-во соц-экон. лит., 1932. — Т. IX. — С. 92.

 

1Радхакришнан С. Индийская философия. В 2 т. Т. 1. — Спб.: Стикс, 1994. — С. 244.

 

1См.: Платон. Соч. В 3 т. Т. 1. — М.: Мысль, 1968. — С. 99.

 

1 Цит. по кн.: Лукреций Кар. О природе вещей. — М.: Изд-во АН СССР, 1947. — С.49.

2 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль, 1979. – С. 43

1 Антология мировой философии Т. 1 Ч. 2. С. 602

1 Валла Л. О наслаждении //Антология мировой философии. Т. 2. — М.: Мысль, 1970. — С. 81.

1 Макиавелли Н. Государь //Избр. соч. — М.: Худ. лит. 1982. — С. 373

2 Бэкон ф. О достоинстве и приумножении наук //Соч. В 2 т. Т. Мысль, 1971. -С. 420

1 Макиавелли Н. Указ. соч. С. 345.

 

2 Леонардо да Винчи. Об истинной и ложной науке //Антология мировой философии. Т 2. - М.: Мысль, 1970. --С. 87.108

 

1 Николаи Кузанский. Соч. В 2 т. Т. 1. — М.: Мысль, 1979. — С. 134

2 Николой Кузанский. Указ. соч. Т. 1. С. 131

1 Николой Кузанский. Указ. соч. Т. 1.. С. 133.

2 Бруно Дж. Диалоги. М.: Гос. изд-во полит, лит., 1949. — С. 273.

3 Там же. С. 273.

4 Там же. С. 322.

 

1 Бэкон Ф. Соч. В 2 т. Т. 2. - М.: Мысль, 1977. - С.48.

 

1 Гоббс Т. Левиафан. Избр. произв. В 2 т. Т. 2. — М.: Мысль, 1965.С. 195-196.

2 'Там же. С. 196.

3 Г. Гоббс. О гражданине. Избр. философ, произв. В 2 т. Т. 1. — М.: Мысль 1965. - С. 345.128

 

1 Гольбах ПА. Избр. произв. В 2 т. Т. 1. — М.: Соц.-экон. лит., 1963.— С. 66.

2 Там же. С. 237

1 Деисты — представители учения, которое признавало Бога в качестве творца Вселенной, но отрицало его дальнейшее вмешательство в дела природы. Деисты отвергали церковную веру в чудеса и выступали в защиту просвещения.

2 Гольбах ПА. Избр. произв. В 2 т. Т. 1. — М.: Соц.-экон. лит., 1963. — С. 60.

3 Ламетри Ж.О. Соч. - М.: Мысль, 1976. -С. 226

4 Там же. С. 211, 215.

1 Дени Дидро. Избр. соч. - М.- Л.: Худ. лит., 1951. - С. 331

2 Гельвеций К. Указ. соч. С.404

3 Ламетри Ж.О. Соч. — М.: Мысль, 1976. — С. 369.

1 Там же. С.489, 492.

2 Там же. С.479.

3 Там же. С 278

4 Там же С. 279, 313.

5 Руссо. Ж.-Ж. О влиянии наук на нравы. — Спб.: Светоч, 1908. —С. 4

1 См.: Руссо Ж.-Ж. Трактаты. - М: Наука, 1969. - С. 29

2 Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права. — М.: Соц.-экон. лит., 1938. - С. 3

3 См.: Руссо Ж.-Ж. Трактаты. - М.: Наука, 1969. - С. 188.

4 См.: Гольбах П.А. Избр. произв. В 2 т. Т 2. — М.: Соц.-экон. лит., 1963.— С. 88

1 См.: Гольбах ПЛ Указ. соч. С. 93

2 Там же. С. 94

1 См. Кант. И. Собрание соч. В 6 т. Т. 4 Ч. 1. – М. Мысль, 1965. – С. 273.

2 Там же. С. 260

3 Там же. С. 270.

 

1Фейербах Л. Избранные произведения. В 2 т. Т. 2. М., 1955. С. 685

2 Там же. С. 42

1 Маркс К. и Энгельс Ф Соч. Т. 3. С. 3

2 Маркс К. и Энгельс. Ф. Избр. Соч. Т. 2 С. 65

1 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 23 С. 21

2 Маркс К. и Энгельс Ф. Т. 20 С. 12

1 Гадамер Х. Г. Актуальность прекрасного М., 1993. С. 44.

1 Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994. С. 129.

1 Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 т. Т. 1. Ч. 1. — Л.: Эго, 1991.-С. 13

2Там же. С. 16.

 

1См.: Бердяев Н.А. Философская истина и интеллигентская правда // Вехи. М.: Молодая гвардия, 1991.

2 Лосев А.Ф Русская философия //Русская философия. Очерки истории. -

1 Зеньковский В.В. История русской философии. Т 1. Ч. 1. — Л.: Это, 1991. — С. 12

1 Хомяков А.С. Соч. В 2 т. Т. 1. - М.: Медиум, 1994. - С. 11

1 Хомяков А.С. По поводу Гумбольдта //Хомяков А.С. О старом и новом Современник, 1988. — С. 201.

2 Хомяков А.С. По поводу Гумбольдта //Хомяков А.С. О старом и новом — М.: Современник, 1988. — С. 203.

3 Хомяков А.С. Об общественном воспитании в России //Критика и эстетика. — М.: Искусство, 1979. — С. 224

4 Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и его влиянии на просвещение в России. Указ. соч. С. 278.

1 Хомяков А.С. Предисловие к " Русской беседе". Указ. соч. С. 49

2 Хомяков А.С. Об общественном воспитании в России. Указ. соч. С. 224

3 См.: Хомяков А.С. О сельской общине. Указ. соч. С. 161

1 Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и о его влиянии на просвещение России. Указ. соч. С. 279

2 Хомяков А.С. О возможности русской художественной школы. Указ. соч. С. 143

3 Там же. С. 144.

 

1 Чаадаев П.Я. Полн. собр. соч. Т. 1. — М.: Наука, 1991. — С. 324.

 

2 См.: Белинский В.Г. Письмо к В. Боткину от 8 сентября 1841 г. // Полн. собр. соч. В 13 т. Т. 12. - М.: госполитиздат, 1948. - С. 66

1 См.: Герцен А.И. Поли. собр. соч. I.VIIL, 1919-1925. - С. 323.

 

1 Герцен А.И. Собр. соч. В 30 т. Т. II - М.: АН СССР, 1954. - С. 310.

2 Герцен А.И. Указ. соч. Т. XIX, 1958. С. 125

3 Белинский В.Г. Поли. собр. соч. Т. VII. - М.: АН СССР, 1955. — С. 466

1 Белинский В.Г. Указ. соч. Т. XII. 1956. С. 71.

2 Бакунин М.А. Собр. соч. и писем. В 4 т. Т. 4. — М., 1934—1935. — С. 165

1 Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч. В 16 т. T.VII. - М., 1950. - С. 239.

2 Чернышевский Н.Г. Указ. соч. Т. IX. С. 828.

1 Чернышевский Н.Г. Указ. соч. Т. IV. С.. 434

2 Григорьев А.А. Мои литературные и нравственные скитальчества. — М., 1915

1 Данилевский Н.Я. Россия и Европа. — М.: Книга, 1989. — С. 85.

2 Там же. С. 82.

1 Данилевский Н.Я. Указ. соч. С. 91

2 Там же. С. 109.

1

См.: Данилевский Н.Я. Горе победителям! //Сборник экономических и политических статей Н. Данилевского. — Спб., 1890. — С. 181.

2 Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. В 30 т. Т. 27. — Л.: Наука. — С. 181

3 Там же. Т. 11. С. 181-182

1 Достоевский Ф.М. Указ. соч. Т. 24. С. 49-50. Т. 27. С. 56.

1 Достоевский Ф.М. Указ. соч. Т. 25. С. 7

2 Там же. Т. 29. Ч. 2. С. 84

1 Бердяев Н.А. Русская идея //Мыслители русского зарубежья. — Спб.: Наука, 1992.

 

1 Розанов В.В. Уединенное. — М.: Московский рабочий, 1990. — С. 46

2 См.: Голлербах Э. Розанов В.В. Жизнь и творчество. — Птг., 1922. — С. 57.

 

1Франк С.А. Сочинения. — М„ 1990. - С. 334

1 Ленин В. И. Полн. собр. Соч. Т.18, с 152-153


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал