![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность, структура, функции и движущие силы процесса обучения в высшей школеСтр 1 из 6Следующая ⇒
Тема №2. Педагогические основы процесса обучения в высшей школе. 2.1. Предмет, задачи и основные понятия дидактики высшей школы. 2.2. Сущность, структура, движущие силы и функции процесса обучения в высшей школе. 2.3. Проектирование целей и содержания обучения студентов. 2.4. Образовательные стандарты в области высшего образования. 2.5. Закономерности и принципы обучения в высшей школе. Предмет, задачи и основные понятия дидактики высшей школы
1. Научное обоснование целей и содержания образования (чему учить?). Полученное теоретическое знание позволяет решать многие проблемы, связанные с обучением, а именно: приводить в соответствие с изменяющимися целями содержание образования, устанавливать принципы обучения, определять оптимальные возможности обучающих методов и средств, конструировать новые образовательные технологии, и др. Все это черты нормативно-прикладной (конструктивной) функции дидактики. Дидактика как педагогическая дисциплина оперирует общими понятиями педагогики: воспитание, педагогическая деятельность, образование и др. Но как теория образования и обучения дидактика имеет свои специфические понятия. К ним относятся обучение, преподавание, учение, содержание образования, методы обучения и др. Обучение – это целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляются образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания. Обучение как процесс характеризуется совместной деятельностью преподавателя и обучаемых, имеющей своей целью развитие последних, формирование у них знаний, умений, навыков, т.е. общую ориентировочную основу конкретной деятельности. Преподаватель осуществляет деятельность, обозначаемую термином " преподавание", обучаемый включен в деятельность учения, в которой удовлетворяются его познавательные потребности. Процесс учения в значительной мере порождается мотивацией. Содержание образования - специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере. Содержание образования - тот конечный результат, к которому стремится учебное заведение, тот уровень и те достижения, которые выражаются в категориях знаний, умений, навыков, личностных качеств. Естественно, что дидактика оперирует также понятиями из других отраслей знания: система, элемент, структура, функция, организация, формализация и др. В дидактических исследованиях часто можно встретить такие понятия из психологии, как восприятие, усвоение, умственное развитие, мышление, запоминание и др. Из кибернетики в оборот дидактики вошли понятия: обратная связь, динамическая система и др. Понятия, заимствованные из других наук, отражают отдельные стороны обучения, дают дидактике материал для теоретического осмысления ее собственного предмета исследования. Собственно понятийный аппарат дидактики выступает как упорядоченная система и выстраивается вокруг главных категорий " преподавание" и " учение", выступающих в своем единстве. Дидактика высшей школы – это наука о высшем образовании и обучении в высшей школе. Необходимость дидактических исследований в области высшего образования вызвана теми проблемами, которые накопила современная высшая школа. В отличие от общей дидактики, которая в своих исследованиях чаще ориентирована на общеобразовательную школу, дидактика высшей школы призвана поставить на научную основу решение следующих проблем: 1. Обоснование специфических целей высшего образования. Сущность, структура, функции и движущие силы процесса обучения в высшей школе
|