Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Механизм действия рынка услуг здравоохранения.






Механизм рынка, в том числе и рынка мед услуг, функционирует благодаря взаимодействию трех основных параметров: спросу, предложению и цене.

Определим экономическое содержание категорий спроса и предложения.

Объем спроса - это количество медицинских услуг, которое желают и могут приобрести пациенты за некоторый период времени. В рамках нужд и потребностей, оставляющих общий спрос выделяют и такое немаловажное понятие, как платежеспособный спрос, то есть спрос, обеспеченный денежной массой со стороны пациентов.

На спрос воздействует не только, а порой, не столько цена, сколько ряд других факторов:

1. Возрастающие потребности в мед. услугах населению наблюдаются:

n при увеличении общей численности (рост продолжительности жизни и рождаемости), так значительное влияние на спрос медицинских услуг врачей педиатров, акушеров гинекологов оказывает уровень рождаемости;

n увеличение показателей заболеваемости и инвалидности (дополнительная потребность в лечебно - реабилитационных мероприятиях);

n переориентация взглядов населения в сторону здорового образа жизни (дополнительная потребность в профилактических услугах).

2. Уровень доходов населения (чем выше доход, тем большея вероятность обращения за мед. услугой, не только при потребности, но и при желании (массаж, ЛФК и т.п.)).

3. «Форсирование спроса» на мед услуги расширением спектра медицинских услуг или «постановкой диагноза».

Спрос отображается в виде графика (С) приложение1. Кривая спроса показывает объем спроса на медицинские услуги при каждом значении цены и при значении неизмененных прочих факторов, влияющих на объем спроса.

Предложение - это количество мед. услуг, которое производители медицинских услуг желают и могут оказать в определенный период населению. На предложение воздействует не только цена, но и ряд других факторов:

1. Количество врачей (в основном прямая зависимость);

2. Стоимость ресурсов необходимых для осуществления медицинской деятельности, особенно медицинского оборудования (повышение ожидаемой стоимости медицинского оборудования, в конце концов, сокращает предложение врачебных услуг);

3. Медицинские технологии (более совершенные медицинские технологии позволяют снижать издержки и увеличивать количество оказываемых медицинских услуг);

4. Уровень правовой защищенности производителей медицинских услуг.

Предложение изображается в виде графика (П) /прил.1/, кривая предложения показывает количество предлагаемых медицинских услуг при каждом значении цены, при этом другие факторы, влияющие на объем предложения остаются неизменными.

Цена, как денежное выражение стоимости услуги формируется при взаимодействии на рынке носителей спроса и предложения, то есть покупателя и продавца, потребителя и производителя, пациента и врача. Если вопрос о цене решен, то товар может быть продан, а услуга оказана. Результатом этой рыночной операции является получение определенной выручки, которая затем используется в соответствии с теми целями, которые ставит перед собой предприниматель, действующий в здравоохранении. Реальная цена на любом рынке определяется результатами взаимодействия спроса и предложения.

Предположим, что на рынке мед услуг существует режим свободной конкуренции. Это значит, что на нем множество равноправных потребителей и производителей медицинских услуг. Экономический интерес потребителя (пациента) заключается в том, чтобы получить медицинскую услугу и удовлетворить свою потребность. При этом у потребителей есть определенный объем совокупного денежного дохода, предназначенного для получения мед услуг. Поэтому желающие получить врачебные услуги предлагают за них цены, равные так называемым ценам спроса. Под ценой спроса понимается та предельная максимальная цена, за которую пациенты согласны получать услуги. Выше ее рыночная цена подняться не может - у пациентов нет больше денег для оплаты.

Действия производителей мед услуг несколько иные. Они устанавливают цены предложения. Имеются в виду такие предельно- минимальные цены, по которым производители еще готовы оказать услуги пациентам. Рыночная цена не может опуститься ниже цены предложения, потому что тогда предпринимательская деятельность окажется неэффективной.

Итогом этого пересечения является формирование точки рыночного равновесия (Тр)/прил.1/. Значение данной точки в том, что ее проекция на вертикальную ось графика дает нам величину равновесной цены на соответствующую услугу здравоохранения, а проекция на горизонтальную ось - размер оптимального объема предоставления услуг данного профиля. Достигается наилучший объем производства медицинских услуг, равный оптимальной величине их потребления. Условиям равновесия отвечает соотношение:

St= dt

где: S- величина предложения, d- размеры спроса.

Однако, потребности в медицинских услугах характеризуются не устойчивостью, а изменчивостью. Предположим, что на рынке услуг здравоохранения увеличивается спрос (теперь кривая цены спроса выражается пунктирной линией). Это означает, что точка рыночного равновесия перемещается в Tр2. Экономический смысл этого перемещения выражается в том, что среди пациентов возросла необходимость в получении именно данной услуги, и они согласны больше уплатить за нее. Как реагирует на такое изменение рынок?


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал