Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И ее место в учебном процессеСтр 1 из 3Следующая ⇒
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030501 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ» 2-е издание, исправленное и дополненное
СЕВЕРОДВИНСК Институт управления 2014 ББК 88.4 П 78
Программа составлена канд. мед. наук Е. С. Боярской в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного 27 марта 2000 г.
ПРОГРАММА…:
Одобрена на заседании кафедры уголовного права и процесса. Протокол № 1 от 14 сентября 2014 г. Зав. кафедрой проф. ИУ Н. А. Селяков
Рекомендована к изданию научно-методическим советом ИУ. Протокол № 1 от 17 сентября 2014 г. Председатель научно-методического совета проф. А. Н. Ежов
© Боярская Е. С., сост., 2014 управления», 2014 Цель изучения дисциплины и ее место в учебном процессе
Юридическая психология включает в себя различные области научных знаний, является прикладной дисциплиной и в равной мере принадлежит как психологии, так и юриспруденции. В области общественных отношений, регулируемых различными нормами права, психическая деятельность людей приобретает своеобразные черты, обусловленные спецификой человеческой деятельности в сфере правового регулирования. Поэтому психологическая культура юриста предполагает наличие у всех работников юридических органов определенной системы психологических знаний, а также навыков и приемов, которые обеспечивают высокую культуру общения. В области правоотношений психическая деятельность людей приобретает своеобразные черты, которые обусловлены спецификой деятельности в сфере правового регулирования. Перед работниками правоохранительных органов постоянно возникает множество вопросов, решение которых требует широкого кругозора, правовой культуры, психологических знаний и жизненного опыта. Чтобы правильно разбираться в сложных взаимоотношениях людей, их переживаниях и поступках, в запутанных ситуациях, которые находят свое отражение в уголовных и гражданских делах, необходимо знать закономерности психической жизни человека. В деятельности юриста работа с людьми (подозреваемыми, обвиняемыми, свидетелями) занимает наиболее важное место. В нее включаются: изучение и оценка людей, установление психологического контакта с ними, оказание на них определенного влияния. Понимание закономерностей психики человека позволяет юристу эффективно организовывать взаимодействие с окружающими людьми. Таким образом, государственный стандарт высшего профессионального образования (ОПД Ф.24) определяет содержание программы учебной дисциплины по юридической психологии «Предмет, система и содержание юридической психологии; юридическая психология в системе научных отраслей знания. Понятие личности в психологии и правовой науке. Психологические методы изучения личности, субъектов в правоприменительной деятельности. Ощущение, восприятие. Понятие и виды памяти. Мышление. Воображение и его виды. Внимание. Эмоции. Чувства. Состояние тревожности, психической напряженности. Аффект. Страдания. Индивидуально-психологические особенности личности (темперамент, характер и его свойства). Предмет, основания, поводы назначения судебно-психологической экспертизы, ее назначение и подготовка, порядок проведения. Психология преступного поведения (психология преступной группы). Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста. Психология личности юриста. Познавательная подструктура профессиональной деятельности юриста. Общение в профессиональной деятельности юриста (коммуникативная подструктура). Психология допроса. Организационно-управленческая подструктура профессиональной деятельности юриста. Психологические особенности судопроизводства». Предметом юридической психологии являются психические явления и закономерности, возникающие в тех видах деятельности, которые регулируют норму права. При этом специфику предмета юридической психологии определяет не то, что она изучает какие-то особые психические явления, качественно отличные от тех, которыми занимаются другие отрасли психической науки, а своеобразный ракурс видения этих явлений. Она исследует их правовое значение, оценивает криминальность, ищет научно-обоснованные методы снижения возможности нарушения правовых норм путем психологической коррекции различных психических состояний и свойств личности правонарушителей. Осуществление правовой реформы в Российской Федерации потребовало повышения уровня психолого-криминологической подготовки юристов. В связи с этим возрастает значение психологических дисциплин (психология профессиональной деятельности, юридическая, криминальная психология). Цель изучения дисциплины «Юридическая психология» направлена на то, чтобы: · научить студентов самостоятельно работать с психологической и юридической литературой, указанной в программе по дисциплине; · раскрыть теоретические понятия и положения методологических основ юридической психологии; · ознакомить студентов с основами общей и социальной психологии применительно к юридической психологии; · показать специфику психических закономерностей в правовом регулировании · ознакомить студентов с практическими возможностями применения психологических методов в юридической практике. В процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи: · формирование у студентов комплексного научного подхода к анализу особенностей поведения и свойств личности участников юридических действий; · вооружение студентов знаниями психологических закономерностей юридической деятельности, что является научной основой для повышения гуманизации юридической деятельности; · изучение психологических особенностей сотрудников различных правоохранительных органов; · вооружение студентов знаниями психологических закономерностей предварительного следствия (осмотра места происшествия, обыска, допроса, очной ставки, опознания, следственного эксперимента и др.), что является научной основой для создания наиболее эффективных методов раскрытия преступления; · формирование у студентов умений и навыков психо- логического изучения личности подозреваемого, индивидуального подхода к обвиняемому и целенаправленного проведения допроса, выемки, очной ставки, навыков и приемов, которые обеспечивает высокую культуру общения со свидетелями, очевидцами, подозреваемыми и обвиняемыми; · вооружение студентов знаниями психологии подследственных и осужденных, психологии ресоциализации бывших осужденных; · изучение порядка назначения, проведения и оценки результатов судебно-психологической экспертизы. Реализация этих задач осуществляется прежде всего в ходе учебного процесса, в котором при изучении юридической психологии используются следующие организационные формы обучения: лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа студентов по изучению ряда тем дисциплины и психологической литературы. В результате освоения дисциплины студент должен: знать: - сущность и содержание основных понятий юридической психологии; - методы и их содержание, используемые в юридической психологии; - психические процессы и психические состояния - сущность и содержание основных понятий судебно-психологической экспертизы; - психологические особенности при проведении следственных действий уметь: - оперировать понятиями и категориями юридической психологии; - использовать в юридической практике особенности личности как объекта психологического познания; - анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правонарушения; - принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; - планировать и осуществлять деятельность по предупреждению и профилактике правонарушений - давать психологическую оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения; владеть: - основными понятиями и категориями юридической психологии; - навыками психологического анализа юридических фактов и связанных с ними правонарушений; - навыками психологического анализа правоприменительной и правоохранительной практики; - навыками психологического разрешения правовых проблем и коллизий; - навыками составления психологического портрета личности преступника; - психологическими методами при проведении психологических судебных экспертиз.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Примерный тематический план
|